Развитие эмоционально-волевой сферы и личности при дцп
При ДЦП задержки в развитии эмоциональных реакций наблюдаются в следующем:
-- не выражен комплекс оживления при появлении матери, на ее голос или улыбку; матери обращают внимание на то, что дети их не отличают от других взрослых;
-- типичны негативные эмоции, в таком случаи и на предметы; частый плач;
-- смех без соответствующей внешней стимуляции.
Нарушение ЭВС встречаются независимо от степени двигательных дефектов: это повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям и пугливость. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенность; у других, напротив, -вялость пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.
Страх у маленького здорового ребенка возникает, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. При ДЦП представление об окружающем крайне ограничены, поэтому для большинства детей характерно наличие страхов. Страх может возникать при простых тактильных раздражениях (массаж), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У части детей отмечаются боязнь высоты, темноты, новых предметов.
В школьном возрасте нередко возникает страх за сое здоровье; чаще в семьях, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят о болезни, малейшее изменение в состоянии ребенка вызывает у родителей не только тревогу, но и панику. В результате ребенок сосредотачивает внимание на своей болезни и собственных болезненных ощущениях.
Важное значение для предупреждение страха и развитие неуверенности и боязливости имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять дома посильную работу, и не только в плане обслуживания себя. Определенные обязанности, выполнения которых значимо для окружающих, формирует интерес к труду, чувство радости от полезности другим, уверенность в своих силах.
Исследования И.И. Мамайчук эмоциональной сферы подростков с диплегией и гемипарезом при нормальном интеллекте представили ряд данных:
1. высокие показатели эмоциональной нестабильности: неуравновешенность, легкая и повышенная (реже пониженная) возбудимость, повышенная лабильность;
2. эмоциональная дезорганизация мышления, обуславливающая низкие интеллектуальные возможности;
3. сдержанность, повышенная озабоченность, склонность к пессимизму;
4. доминирование тревожно-депрессивного фона настроения;
5. высокая степень фрустированости;
6. повышенная зависимость от окружающих, пассивность, комфортность;
7. высокий уровень тревожности, связанный как с церебрально-органической недостаточностью, так и с частыми госпитализациями и переживаниями по поводу физических недостатков;
8. недостаточность индивидуального контроля над поведением; высокая эмотивность поведения проявляется в его не устойчивости в ситуациях фрустрации, в сниженной способности решать возникающие задачи. Снижение эмоциональной вовлеченности в ситуацию является индикатором формирования у ребенка более адекватного появления.;
9. эмоционально-волевая неустойчивость, а также нестабильность нервных процессов, неустойчивость эмоционального тонуса, частые перепады настроения;
10. социальная робость, чувствительность.
Изучение фрустрационных реакций у детей с ДЦП показало наличие у них большого числа безобвинительных реакций, то есть восприятие или ситуации как фатальной, неизбежной. Это можно рассматривать как своеобразную психологическую защиту – уход от конфликта. Для больных с ДЦП характерны:
- повышенная фиксация на имеющие препятствиях;
- на трудностях нахождения оптимального,
Нарушения образа «Я»
Становление человека предполагает осознание самого себя как отдельной реальности. Все это проявляется в именовании себя «Я»
«Я» это центральный узел личности определяющий ее структуру, без «Я» личность не существует, либо ее границы нарушены и идентичность не полная. Ядро личности – определяется как «Я» - концепция, другое название образ «Я», картина «Я».
«Я» концепция это совокупность всех представлений индивида о себе, при этом описания себя определяет образ «Я», а отношение к себе или различным составляющим самооценку и самопринятие. «Я» концепция определяет:
1). Что представляет собой человек.
2). Что он думает о себе.
3). Как смотрит на возможности развития в будущем.
В сложных ситуациях применяет различные системы защиты. В ряде ситуаций они могут полностью закрыть важную информацию, например ряд людей отрицают свои физические недостатки или болезни.
Т. О. система «Я» изолируется не позволяет человеку, учиться на собственном опыте, в переживании несоответствующее «Я» либо игнорируется, либо отрицается, либо преобразуется. Одна из важнейших потребностей человека по Маслоу – потребность быть принятым другими, позитивно уважаемым. Инвалидность усложняет восприятие этого человека другими. Он чувствует недостаток позитивной оценки и следует может развиваться негативный образ «Я», по отношению к своему дефекту и возможным дети и подросткам с ДЦП делятся на две группы:
(1) дети осознают, что у них тяжелое заболевание, не позволяющее им жить и развиваться в той же мере, что здоровые сверстники. Они понимают, что их успех зависит от их настойчивости поэтому, несмотря на тяжесть занятий, физический дискомфорт, боль. Они охотно занимаются со специалистами, и дома выполняют рекомендации. Их отличает стремление овладеть все более сложен. Нарушение и умственная адекватная самооценка.
(2) дети ясно осознают тяжесть заболевания, но крайне негативны и не стремятся преодолеть свой недостаток, для включения их в активную коррекцию необходимы значительные условия по формированию мотивации и интереса. Оценки и представление о себе и своей болезни ребенок заимствует у родителей и в результате рассматривает себя либо как инвалида неспособного участвовать в жизни, либо как человека способного достичь каких-то успехов.
(3) многие инвалиды с рождения и детства игнорируют свой биологический дефект, так как благодаря психологической защите объектом внимания становится не телесное «Я», а психологическое, то есть человек анализирует и оценивает не свою, неприглядную внешность, а идеализированный образ психологического «Я». Это его сверхкомпенсация и начинается она с гиперопеки родителей, формирующих эгоцентризм ребенка. Он остается у инвалида и при переходе в дошкольного и дошкольного возраст как следствие не самостоятельности, тем самым замедляется социальное созревание личности и формируется мнение о себе как о человеке требующего особого социального внимания.
На уровне сознания эта социальная установка закрепляется как статус человека, требующего социального обеспечивания. В реальной жизни «Я»-инвалида как правило не готово к социальной адаптации с помощью собственных способностей и умение. Он не умеет гибко, компромиссно общаться с окружающими.
На первый план выходят аффективные эмоциональные, при этом самосознание не реалистично следует особая ранимость и уязвимость образа «Я», его ригидность между реальной жизнью и идеальным «Я», возникают когнитивно эмоциональный диссонанс (не может объективно признать, что он не прав). Снять его помогает психологические защиты это основной инструмент в устранении противоречий идеального образа мира и идеального образа «Я». Биологический дефект затягивает действие защит на длительные годы из-за вынужденной социальной позиции изждевенца, постепенно защита становиться главным путем в развитии личности. Она подменяет волевые процессы и затрудняет интеллектуальные так формируя «дефицитарная личности».
Ход развития инвалида с рождения: от биологической дефицитарности, и дефицитарной инфантильной личности. Главную роль в ее структуре психологическая защита истираидного характера вытесняющая всю неприятную правду из образа «Я».
Нарцистический тип личности с ДЦП.
Все условия развития ребенка с ДЦП формируют специфические характерополагающие свойства и особую личность дефицитарного типа. Выделяют три модели аномального развития личности.
(1) Личностная – низкий контроль сознанием, эмоционально-волевой сферы следует социальная незрелость, психологический инфантилизм, неадекватная самооценка. Неврозы связаны с неспособностью личности выйти из состояния эмоционального насыщенного конфликта. Психопатии из резкоограниченного стереотипа, ригидных установок повышения. Психозы из так называемого состояния измененного сознания.
(2) Этиологическая – отражает определенную общность социальных и биологических условий предрасполагающих аномальную личность.
(3) Патогенетическая – эмоциональный дистресс, слабое звено функциональной системы организма или личности.
Все виды аномального развития личности это неуправляемые ее эмоционального состояния, переходящие по типу порочного типа развития, патологические свойства личности в результате воздействия дистресса, превышающие адаптационные возможности человека.
Ведущая роль для инвалидов в способах реагирования на дистресс принадлежат психологической защите. Ущербность физиологического «Я», отрицательного биологического дефекта, изменяет направленность сознания на ущербность социального недоразвитого «Я». Постоянные ожидания, дискриминация требует защиты идеального»Я», постоянное психологическое напряжение, готовность дать отпор, не состояние тревоги, психологического дискомфорта, поддержка завышенной самооценку, помогает избежать психологических и физических усилий и в результате человек становиться неспособным адаптироваться обычными нормальными средствами. Исследуя молодых инвалидов, показало что:
--- реальное «Я» в большинстве случаев является неразвито, психологически инфантильным, социально незрелым и практически беспомощным.
--- у большинства студентов имеется высокий психологический тонус в поддержании высокого образа идеального «Я», социально приемлемого и в самооценке и в оценке значимых других.
Т. О. идеальное «Я» гипертрофированное с высоким уровнем притязаний, ранимое | Реальное «Я» непрактичное, слабое, не зрелое |
Нарцистическое «Я»
Причины задержки развития реального «Я»
а) физическая беспомощность;
б) семейная гиперопека;
в) социальный статус иждивенца.
Среди таких людей акценцированые подтипы.
1) психостеноподобные – гиперосторожность, нерешительность, социальная робость следует 70% инвалидов.
2) Парнояльноподобные = 50% на фоне чувства неполноценности болезненно развивается ущемленное чувство достоинства с враждебностью и недоверием к окружающим.
3) = 60% неустойчивоподобные: безволие, нежелание работать над собой, игнорирование обязанностей, прогулы лекций, алкоголизация.
4) Гипотемический – замкнутость, пониженное настроение.
5) Сверхкомпенсаторноавантюристичные – рассторможеность влечений проявляется в сексуальном, брутальном поведение. Это связывают с нарушением подраковых областей. Идеальное «Я» инвалида типа – это человек достойный большого социального внимания по сравнению со здоровыми людьми.
В целом эта сверхкомпенсация по Адлеру, поведения в волевой сфере, а в сфере психологической защиты идеального «Я», на лицо разрыв между завышенным. Претензиями и собственными реальными способностями их достижений.
Аффект неадекватности проявляется в различных формах.
· Реакции протеста – преходящие расстройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний(обиды, ущемленное самолюбие); характерна определенная избирательность и направленность.
· Реакция пассивного процесса – отказ от еды, избирательный мутизм, уходы из дома или школы, чаще всего отказ от выполнения тех или иных требований педагога; иногда нарушения соматовегетативных функций (рвота, энурез). При правильном воспитании такое поведение встречается редко; возникает в основном препубертатном и пубертатном возрасте при остром переживании обиды, недовольства собой и окружающими. Поводом может быть незаслуженное наказание, плохая оценка, неразделенная любовь.
· Реакции отказа – пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений, нередко бездумный характер ответов, отсутствие желания контакта с окружающими. Часто эти реакции возникают на ситуацию фрустрации (состояние при встрече с трудностями, неудачами).
Закрепление описанных реакций определяет патохарактерологическое формирование личности тормозного типа. В значительной степени этому способствует гиперопека, подавляющая естественную активность ребенка, его стремления к самостоятельности. В результате закрепляется ощущение зависимости от взрослых, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.
Церебрастанический вариант осложненного инфантилизма.
Здесь психологический инфантимум – эмоционально-волевая незрелость сочетается с симптомами раздражительной слабости: с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушениями внимания, нередко памяти, с низкой работоспособностью. Дети повышено раздражительны, несдержанны. Характерна склонность к конфликтам в сочетании с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психологического напряжения. Трудности в обучении связаны не только с недоразвитием ЭВС, но и с повышенной утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение крайне неустойчиво, иногда с оттенком недовольства, раздражения. Дети постоянно требуют внимания к себе, одобрения своих действий, иначе возникают вспышки недовольства, гнева, обычно заканчивающегося слезами. Часто наблюдаются аффективно-возбудимые формы поведения, но в новой обстановке может напротив, провялятся повышенная тормозимость.
Взаимоотношения детей в коллективе зависят прежде всего, от особенностей характера, поведения, от прежнего опыта социального обучения. В семье и специальном детском саду к детям с ДЦП, предлагаются иные требования, чем в школе. Здесь их уровень намного возрастает, а церебрастеническое состояние усугубляется и они уже не могут приспособиться к новым условиям.
Органический инфантилизм.
В его основе – сочетание незрелости ЭВС с нарушениями интеллектуальной деятельности: инертностью, тугоподвижностью мышления при наличии низкого уровня операций обобщения. Эти дети часто двигательно-расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижена критика своих действий и поступков. Такие проявления чаще наблюдаются при атонически-астотической форме ДЦП: при недоразвитии или поражении лодно-мозжечновых структур. Лобные отделы коры играют определенную роль в развития, необходимого для формирования т.н. ядра личности. Эмоционально-волевые расстройства здесь очень дисгармоничны, с чертами, «детскости»,повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений сочетаются склонность к расторможению влечений, недостаточная критичность; элементы импульсивности сочетаются с проявлениями инертности. При клинико-психологическом обследовании дети показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них неадекватно завышены. Отсутствует адекватная реакция на неуспех.
Нарушение коммуникативных функций при ДЦП.
Двигательный недостаток при ДЦП становится психологическим фактом только, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. В первые годы жизни в общении возникает и развивается речь. У новорожденных и детей раннего возраста: общение строится на способности останавливать внимание на лице, на речи, на других зрительных и слуховых сигналах.
Уже в доречевом периоде ребенок имеет разные способы общения. Лисина М.И. выделила три этапов развитии общения:
-1- довербальный;
-2- этап возникновения речи;
-3- развитие речевого общения.
В первые полгода жизни ребенка доминирует эмоциональное, ситуативно-личностное общение со взрослым. Средства отклонения, крик, плач, улыбка, взгляд, крик протекает на фоне отрицательных эмоций и является активным средством общения.
При ДЦП при возрасте нескольких месяцев плач обычно затухающий монотонный, аритмичный, быстропрерывающийся, однотипный функции отклонения развиваются неравномерно, в отличии от здоровых детей. В 2-3 года наиболее развитыми (ниже нормы) оказываются мотивы, формы, потребности отклонений, значительно отстают от них средства, это связано с нарушениями ребенка выразить собственное эмоциональное состояние.
Дети с ДЦП в общение ведут себя пассивно и не проявляют желания к сотрудничеству к взрослому, слабо проявляется эмоциональное состояние, желание поделиться впечатлениями, экспрессивно ишемической речью ребенок пользуется редко, чаще жесты, действия с предметами, игрушками носят единаличный характер. Очень редко появляется желание действовать вместе с кем-то совместно или подражать кому-то. Инициатива в отклонении отсутствует и для установления контакта необходимы настойчивые побуждения и поддержка взрослого, тогда дети ищут его внимания. Выражение эмоций в отклонении обычно идет через жесты в сочетании с резкой мимикой или гримасами, например, вместо слова «дай» ребенок использует гримасы как бы разговаривая сам с собой.
Понижена потребность в отклонении и задержка в формировании его средств объясняется:
1. естественной гиперопекой со стороны взрослых (гиперопека – родители всячески стимулируют отклонения не дают ребенку проявить инициативу, все делают сами).
2. недостаточная познавательная активность детей в основе чего сенсомоторный дефицит и социальная изоляция.
3. малой коммуникативной активностью как компонентом сниженной общей психологической активностью.
С возрастом развития отклонений также отличается неравномерностью хотя его уровень растет, но все же дети нуждаются в настойчивых побуждениях проявления инициативы со стороны взрослых. В дошкольном и школьном возрасте дети недостаточно активно пользуется речью и экспрессивными способами отклонений, их высказывания и ответы немногословны и менее разнообразны чем в норме. Хаупп выделяет 5 типов коммутативных нарушений при ДЦП:
--1-- связаны с нарушением артикуляцией и движением.
--2-- с повреждением мозга;
--3-- из-за длительной госпитализации;
--4-- социально-экономических проблем;
--5--в связи с физическим дефектом.
Основной из основных причин является неудача в контактах из-за непонимания взаимного ребенком с ДЦП его сверстников. Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных черт, характера и отклонениями в формировании личности детей.
Рационального выхода из конфликта;
· внутренняя беспомощность,
· неспособность самостоятельно справиться с жизненными трудностями;
· пассивность, несамостоятельность в разрешении конфликтов.
С возрастом ДЦП значимость эмоционально-волевых компонентов личности увеличивается. Преобладание безобвинительных и препятственно-доминантных реакций на фрустрацию указывают у них на неадекватные способы психологической защиты, тенденции ухода от конфликта с целью улучшения эмоционального дискомфорта. Такие защиты являются иррациональными и в значительной степени негативно отражаются на особенностях поведения больного ребенка.
Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения неких потребностей в результате реальных или мнимых непреодолимых препятствий. Проявляется в переживании разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Варианты психического инфантилизма. Направление личности при ДЦП чаще всего встречается чаще всего по типу психического инфантилизма. Поражение незрелого головного мозга приводит к тому, что формирование любых долей происходит замедленно и неравномерно, что является причиной изменений личности.
Специфическим условием является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, связанных с двигательной и речевой недостаточностью.
Незрелость ЭВС нередко сохраняется и в старшем школьном возрасте и препятствует школьной, трудовой и социальной адаптации. Она имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью резонерства. У отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности. В старшем школьном возрасте незрелость ЭВС проявляется в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, повышенной внушаемости. Однако это имеет несколько иную окраску в сравнении со здоровыми детьми более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, бедность и однообразие игры, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в появлении эмоций.
Прослеживается некоторая связь развития личности с тяжестью и характером двигательных направлений. При более тяжелых формах, когда ребенок длительное время нуждается в уходе и помощи взрослых и у него резко ограничены социальные контакты, недоразвита предметно-манипулятивная деятельность, отклонения по типу осложненного психического инфантилизма более выражены.
Специфика двигательного поражения также оказывает влияние развитие личности. Приспастической диплекции наиболее часты невропатические формы; при ее осложненных формах, а также при гиперкинической форме преобладает церебрастанический инфантилизм с проявлениями аффективного поведения.
Невропатический вариант
Дети отличаются несамостоятельности, повышенной внушаемостью с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Они обычно чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих наблюдаются случаи проявления повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкие уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке.
Не найдя признания у сверстников, некоторые дети склонны к уходу в мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозимые варианты поведения могут выходить на первый план и способствовать формированию характерологических отклонений тормозного типа.
39
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОКОРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической педагогической, логопедической, социальной помощи. Обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа детей носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
В комплексное восстановление лечения ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционально-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1) – Комплексный характеркоррекционо-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развитие ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики , речи и моторики, а так же предупреждение и коррекция их нарушений.
2) Ранее начало антогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Не смотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушение ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Необходимость раннее коррекцтоно-логопедической работы при ДЦП вытекают из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находиться ребенок.
3) Организации работы в рамках ведущей деятельности. Нарушение психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционо-педгогических мероприятий стимулируется основной для данного возраста (от 1г. До 3 лет) предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3лет до 7 лет) – игровая деятельность; в школьном возрасте – учебная деятельность.
4) Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития;
5) Тесное взаимодействие с родителями и всем окружающим ребенка.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка, необходима такая организация среда, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, перспективы развития, сглаживать негативное влияние заболевание на психическое состояние ребенка. Родители основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное-воспитательное учреждение. Для перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, режим, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родителя желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают делать все самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности отказу от деятельности. Доброе терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постоянно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шанса занять активное место в жизни, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдится своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдится своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.
Основными направлениями коррекционо-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:
· Развитие эмоционального, речевого, предметно-действеного и игрового общения с окружающими;
· Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
· Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание, памяти, воображения);
· Формирование математических представлений;
· Развитие мотоорно-зрительной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письма;
· Воспитание отклонений самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционо-педагогической работе отводиться; логопедической работе. Ее основными задачами является:
· Развитие и обеспечение речевого обучения, улучшение разборчивости речи;
· Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
· Развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
· Формирование силы, продолжительности, управляемость голоса в речевом потоке;
· Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
· Коррекция нарушений произношения.
Специальное образование
Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опрно0двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, ДЦП, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, порезы и парапорезы нижних и верхних конечностей).
Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 –я ступень: - начальное общее образование (4-5 лет);
2 – я ступень: - основное общее образование (6лет);
3 – я ступень: - среднее (полное) общее образование (2года).
В первый класс (группу) принимают детей с 7-ми лет, однако допускают прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его роль и познавательную деятельность в целом.
Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявления, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образование и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы – интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка т различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течении длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлинике врачами (невропатологами, педиатром, ортопедом), которые руководят лечение ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях, является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушений оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психологических больницах) или санатории. Дети для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Она направляется в дом ребенка, а потом в интернаты Министерства социальной защиты.
Дети проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных школах, либо на дому, что значительно снижает качество усвоения знаний, лишается возможности приобретения необходимых трудовых нарушений.
Трудовые воспитания осуществляется в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводиться в течении всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростков. В школах-интернатах работают различные мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу и другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведений, для поступления в которые они имеют определенные льготы. При трудоустройстве инвалидов строго следует рекомендациями ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика.
40