Социально-психологическая реабилитация инвалидов. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии. деятельность служб МСЭК и реабилитации инвалидов.
Реабилитация – сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.
Цель: оказать психологическую помощь инвалиду в установление контактов с окружающими людьми в формировании адекватного отношения к себе, к своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидизации.
Условия эффективности: эффективность реабилитационного процесса зависит не только от внешних факторов но и от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека., нуждающегося в реабилитации. Результатом реабилитационного воздействия является формирование у не страдавшего активного отношения к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе! Можно сказать, что личность человека является подлинным объектом реабилитационного воздействия, но ее активное творческое начало с неизбежностью превращает ее в субъекта, реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.
Принципы реабилитации:
1) принцип партнерства и аппеляции к личности инвалида;
2) принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;
3) принцип единства психоциальных и биологических методов воздействия;
4) принцип ступенчатости прилагаемых усилий. Проводимых воздействий и мероприятий.
Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – профессиональную, культурно-образовательную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развитие приводит к функциональной недостаточности в самых низких сферах – в труде, в межличностных отношениях, в проведение свободного времени, в мобильности, организации быта, в супружеских и сексуальных отношениях, в воспитании детей, в формировании собственности линия поведения.
Личностное содержание отклоняющегося развития детей и подростков (И.Купка)
1. – субъективная удовлетворенность – хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана, с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности долгое время не удовлетворяются, то это приводит к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность может оказывать на развивающуюся личность деструктивное влияние;
2. – идентичность – хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формирование неадекватной самооценки. Поскольку дети с психологическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрациям и стрессам то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям;
3. – интегральность (целостность) – поскольку предпосылкой нормального психологического развития помимо интраиндивидуального равновесия является и динамическое равновесие между личностью и окружением именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка;
4. – автономность (независимость). Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяются воздействиепротекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывается на становлении устойчивого профиля личности;
5. –Адекватное восприятие реальности – у детей и подростков с сенсорными дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны всегда существуют предпосылки, для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов;
6. – Адекватное самосознание, самопереживание и самооценка – в результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсация. Так как целостность личности аномального ребенка или подростка в достаточной мере не достигается, можно наблюдать проявление обеих тенденций одновременно;
7. – Толерантность (терпение, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустратов и стрессов) к фрустрации (обман, разрушение планов).у аномальных детей толерантность бывает снижена, что несомненно связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности с ослабленной автономией недостатком самодоверия и с недооценкой себя.
8. –Резистентность по отношению к стрессу. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности уравновешенность, психологических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению «уходу в себя», иногда у него может проявляться беспомощность, возникает чувство безысходности увеличивается тревожность, иногда переходящая в панику, неразрешенные конфликты нарушают целостность личности;
9. – приемлемая социальная адаптация – у аномальных детей и подростков довольно часто наблюдаются недостаточная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества;
10. – оптимальное самоутверждение – индивидуальное самоутверждение в условиях затрудняющих в результате дефекта само существование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.