Основные комплексы социальных институтов.

ОБЩЕСТВО

Общество– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей.

В узком смысле слова:

· Круг людей объединенных

· По интересам;

· Страна. Государство;

· Исторический этап развития человечества;

· Человечество в целом.

Функцииобщества:

· Производство материальных благ;

· Распределение продуктов деятельности;

· Управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека;

· духовное производство.

Общество – динамическая система, т.к. состоит из элементов, подсистем, которые постоянно меняются.

Основными подсистемами общества считаются сферы общественной жизни.

Экономическая –производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и соответствующие отношения.

Социальная - отношения между классами, нациями, сословиями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий.

Политическая - отношения между гражданами и государством, между государством и политическими партиями по поводу власти.

Духовная – отношения. Возникающие в процессе создания духовных благ и ценностей.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

· Экономическая ---материальные потребности;

· Социальная -потребность в общении с людьми;

· Политическая -потребность в организованности, дисциплине,порядке;

· Духовная –потребность в самореализации, самоутверждении, добре, красоте и т. д..

Социальные институты

Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и функциями.

Основные комплексы социальных институтов.

Экономические институты Политические институты Социальные институты Духовная область
Деньги, собственность, хозяйственные отношения Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, армия, суд Семья, брак. Кровная месть, наследование, материнство, отцовство Религия, образование, общественное мнение, СМИ

Общественное развитие

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа – это степень усовершенствования, проводимая через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.

Революция– это коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни.

Модернизация- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современны.

ТИПЫ ОБЩЕСТВ.

Традиционное   Индустриальное Постиндустриальное
В основе производства – земля, широко применяется – ручной труд, около 75% населения занято в с/х, экспорт – сырье, общество делится на сословия, классы, низкая продолжительность жизни, преобладание монархических форм правления, господство религиозных ценностей, неграмотность. низкая социальная мобильность Главный фактор производства - капитал, развитие промышленности, широкое применение механизмов, около 85% занято в промышленности, классовое деление, в политической жизни - провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, в духовной жизни - утверждение ценностей прогресса, личного успеха, веры в науку, возрастание социальной мобильности. Основной фактор производства – знания, информация, основной продукт производства – услуги, характерно широкое применение автоматизации производства, на экспорт – услуги, сохранение социальной дифференциации, , в политической жизни - плюрализм, сильное гражданское общество, особую роль играют наука, образование.

Общественный прогресс

Прогресс– движение вперед, от низшего к высшему.

Регресс– движение назад, от более совершенного к менее совершенному.

Критерии прогресса.

o Развитие человеческого разума;

o Совершенствование нравственности людей;

o Развитие производительных сил;

o Прогресс науки и техник;

o Возрастание степени свободы человека.

Стагнация – остановка движения общества.

Цивилизационный подход

Ключевым словом является понятие

Цивилизация – характеризуется образом жизни , системой ценностей , определенной степенью исторического развития.

Выделяют 3 степени развития цивилизации:

  1. Традиционная
  2. Индустриальная
  3. Постиндустриальная

В цивилизационном подходе существует деление на западную и восточную.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.

Глобализация – процесс интеграции государств и народов.

Причины:

· Переход от индустриального общества к информационному;

· Переход от централизации экономики к ее децентрализации;

· От национальной экономики к мировой;

· многообразие новых коммуникационных технологий (интернет, спутник).

Направления:

· Деятельность транснациональных корпораций;

· Глобализация финансовых рынков;

· Создание международных организаций.

Последствия:

1.Позитивные:

· Стимулирующее влияние на экономику;

· Сближение государств;

· Возникновение социокультурного единства.

2. Отрицательные:

· Насаждение единого стандарта потребления;

· Игнорирование экономической и культурной специфики;

· Навязывание определенного образа жизни;

· Утрата специфических черт национальной культуры.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во 2 половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Причины возникновения:

· Целостность современного мира;

· Противоречия и конфликты из локальных становятся всемирными;

Главные проблемы:

· Проблема мира и разоружения;

· Экологическая

· Энергетическая;

· Продовольственная;

· Преодоление отсталости развивающихся стран;

· Демографическая;

· Сырьевая;

· Использование мирового океана.

Пути решения:

· Формирование нового планетарного сознания;

· Изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;

· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем;

· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;

· Четкая международная система прогнозирования

Человек. Индивид. Личность.

Человек –существо биосоциальное. Биологический компонент включает в себя анатомию и физиологию, социальный – сознание, разум, свобода и ответственность.

· Отличия человека от животного:

· Обладает мышлением и разумом;

· Обладает речью;

· Способен к целенаправленной творческой деятельности;

· Способность предвидеть;

· Преобразует окружающую действительность

· Способен изготавливать орудия труда.

Структура деятельности

Потребность- мотив – цель – средство – действие – результат.

Классификация деятельности

Материальная

Духовная

1)Материальная – связана с созданием материальных ценностей ,необходимых для удовлетворения потребностей людей

Материальная деятельность делится:

1) материально-производительную - преобразования природы;

2) социально-преобразовательную - преобразование общества

2) Духовная деятельность связана с созданием образов, научных ,художественных ,нравственных ценностей.

Духовная деятельность:

1) познавательная - отражение действительности в художественных образах и создании нравственных ценностей.

2) ценностно-ориентировачная - оказывает влияние и формирует отношение к себе, к окружающему миру, т.е. мировоззрение.

3) прогностическая - это предположение или планирование возможных последствий и результатов.

Творчество- вид деятельности, в результате которой рождается нечто качественно новое, ранее не существовавшее.

Виды деятельности:

    1. Общение,
    2. игра,
    3. учение,
    4. труд.( общ. – вид деятельности, который направлен на обмен информации)

1. Общение.

Структура общения

· субъект,

· цель,

· содержание,

· средство,

· получатель информации.

Виды общения:

  1. Непосредственное (прямой); опосредованное (через что –то).
  2. Прямое и косвенное.
  3. По субъектам общений:

· между реальными субъектами,

· иллюзионным партнером (человек и животное),

· общение реального субъекта с воображаемым партнером,

· общение воображаемых партнеров (литература, персонажи)

2. Игра

Игра – вид деятельности, имеющий своей целью развлечение и отдых.

Признаки игры:

  1. Условная ситуация.
  2. Развитие личности.
  3. Приобретение определенных учений и навыков.

3 Учение – вид деятельности, целью которой является приобретение новых знаний, умений и навыков.

Виды учений:

  1. Организованное.
  2. Неорганизованное (вне школы).
  3. Самообразование.

Труд.

Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты:

  1. Целенаправленность.
  2. Практическая полезность.
  3. Наличие результата.
  4. Преобразование внешней среды, развитие человека.

Цель и смысл жизни

Цель жизни- мысленный ориентир, к которому стремится человек через дела и поступки .

Смысл жизни- сознательное выстраивание систем ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Теории смысла жизни

Аскетизм- отречение от мира и всех его благ во имя искупления греха

Гедонизм- жизни во имя наслаждения

Прагматизм- цель оправдывает любые средства

Утилитаризм- жизнь ради извлечения для всего полезного

Эвдемонизм- человек рождён для счастья

-это жизнь самопожертвование во имя служения идеала

Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал.

Структура духовного мира

1) Познание;

2) Эмоции;

3) чувства.

4)Мировоззрение- система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире и о своём месте в мире.

Типы мировоззрения:1) обыденное;

2) религиозное;

3) научное.

Итоговым сплавом ,определяющих духовный мир человека является

Менталитет- это совокупность всех итогов познания и их оценка на основании практической деятельности, личного опыта и национального сознания.

Самопознание – изучение личностью своих физических и психологической особенностей.

Самопознание может быть опосредованным, т.е. через анализ своей деятельности и непосредственным, т.е. в форме самонаблюдения.

Самооценка -это эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка бывает реалистичной – оценивает себя так же как его оценивают другие, нереалистичная (завышенная- это у людей, которые избегают неудач, думают о себе лучше, чем есть на самом деле; изаниженная –думают о себе хуже.)

Поведение- совокупность поступков человека, совершённых им в определённых условиях.

Социальное поведение- поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на общество.

Свобода- способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами ,идеалами и оценками.

Ответственность- вид взаимоотношений между личностью и обществом, который заключается в выполнении социальных требований.

ОБЩЕСТВО

Общество– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей.

В узком смысле слова:

· Круг людей объединенных

· По интересам;

· Страна. Государство;

· Исторический этап развития человечества;

· Человечество в целом.

Функцииобщества:

· Производство материальных благ;

· Распределение продуктов деятельности;

· Управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека;

· духовное производство.

Общество – динамическая система, т.к. состоит из элементов, подсистем, которые постоянно меняются.

Основными подсистемами общества считаются сферы общественной жизни.

Экономическая –производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и соответствующие отношения.

Социальная - отношения между классами, нациями, сословиями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий.

Политическая - отношения между гражданами и государством, между государством и политическими партиями по поводу власти.

Духовная – отношения. Возникающие в процессе создания духовных благ и ценностей.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

· Экономическая ---материальные потребности;

· Социальная -потребность в общении с людьми;

· Политическая -потребность в организованности, дисциплине,порядке;

· Духовная –потребность в самореализации, самоутверждении, добре, красоте и т. д..

Социальные институты

Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и функциями.

Основные комплексы социальных институтов.

Экономические институты Политические институты Социальные институты Духовная область
Деньги, собственность, хозяйственные отношения Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, армия, суд Семья, брак. Кровная месть, наследование, материнство, отцовство Религия, образование, общественное мнение, СМИ

Общественное развитие

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.

Реформа – это степень усовершенствования, проводимая через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.

Революция– это коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни.

Модернизация- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современны.

ТИПЫ ОБЩЕСТВ.

Традиционное   Индустриальное Постиндустриальное
В основе производства – земля, широко применяется – ручной труд, около 75% населения занято в с/х, экспорт – сырье, общество делится на сословия, классы, низкая продолжительность жизни, преобладание монархических форм правления, господство религиозных ценностей, неграмотность. низкая социальная мобильность Главный фактор производства - капитал, развитие промышленности, широкое применение механизмов, около 85% занято в промышленности, классовое деление, в политической жизни - провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, в духовной жизни - утверждение ценностей прогресса, личного успеха, веры в науку, возрастание социальной мобильности. Основной фактор производства – знания, информация, основной продукт производства – услуги, характерно широкое применение автоматизации производства, на экспорт – услуги, сохранение социальной дифференциации, , в политической жизни - плюрализм, сильное гражданское общество, особую роль играют наука, образование.

Общественный прогресс

Прогресс– движение вперед, от низшего к высшему.

Регресс– движение назад, от более совершенного к менее совершенному.

Критерии прогресса.

o Развитие человеческого разума;

o Совершенствование нравственности людей;

o Развитие производительных сил;

o Прогресс науки и техник;

o Возрастание степени свободы человека.

Стагнация – остановка движения общества.

Наши рекомендации