Рассматривание и обсуждение иллюстраций

а) Вывешивается картинка «Белый медведь».

— Кто это? Назовите внешние признаки.

— Как передвигается? Чем питается?

— Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мох­
натый и т.д.)

Образование сложных прилагательных:

У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ....

Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д.

— Среди хищных зверей Севера самым крупным является бе­
лый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него строй­
ное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Тол­
стый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от пе-
Реохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап
покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не

5 Е. В. Кузнецова



скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым сло­ем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Пи­тается медведь рыбой, тюленями, моржами, б) Вывешивается картинка «Морж».

— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, мор­
жонок).

Образование сложных прилагательных:

у моржа длинные усы — ... , толстая шея — ... ,

широкие ласты — ... , длинные клыки — ....

— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Тол­
стая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цве­
та. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться
под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от
поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому
что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожно­
го жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют
хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасно- \
сти. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный мор­
жонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки —
орган добывания пищи. Пдтаются рыбками, моллюсками, червя­
ми, рачками.

в) Вывешивается картинка «Тюлень».

— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? ,
Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?

— Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них вере- j
тенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени прово­
дят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Перед­
ние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде
тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они об­
наруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из
коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому
детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются вод-1
ными организмами, рыбами.

г) Вывешивается картинка «Северный олень».

— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?:

Чем питается?

Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .... Морда — ... и т.д.

— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо при­
способлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога,
тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от сту­
жи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это
им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они
сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детены­
ша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайни­
ком, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами,
побегами карликовых ив и берез.

д) Вывешивается картинка «Песец».

— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше.
Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щет­
кой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при пере­
движении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скры­
ваются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы
жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже
взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами,
морскими ежами.

3. Итог занятия Материал для закрепления

I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как пере­
двигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные
Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить опи­
сательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...

3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? — ...

Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за,
из-за.

Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.


Мамин день — 8 Марта — Отмечает вся страна. И пускай еще морозы И сосульки под окном, Но пушистую мимозу Продают уже кругом. Брызги солнечного света, Брызги солнечного лета Мы несем с мимозой в дом. Дарим бабушкам и мамам, Поздравляем с Женским днем! Это праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления. 3. Рассматривание и обсуждение картинок «Помощники» 4. Рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке» 5. Физкультминутка Мы стираем, мы стираем, Полоскаем, полоскаем. Мы белье прополоскали И ни капли не устали, А теперь его отжали, Стряхнули и повесили.
Имитация движения стирки и полоскания.

ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ

Тематический план

Март Темы недели
I неделя 8 Марта
II неделя Семья
III неделя Животные жарких стран
IV неделя Ранняя весна
Апрель  
I неделя Наша столица
II неделя Космос
III неделя Хлеб
IV неделя Птицы
Май  
I неделя Школа
II неделя Лето
III неделя Насекомые
IV неделя Ягоды

Занятие 26. «8 Марта»

Цели: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Оборудование: демонстрационный материал — сюжетные кар­тинки и картинки из серии «Помощники».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

— После какого времени года наступает весна?

— Как называется первый месяц весны?

— Какой праздник мы отмечаем в марте?

— Чей это праздник?

Чтение стихотворения

Движения отжимания, стряхивания и развешивания.

6. Дидактическая игра «Красивые слова о маме»

Мама — какая? — добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная.

7. Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Мама, бабушка, дочка.

Сосулька, подснежник, ручей. Солнце, мимоза, цифра восемь. Цветы, торт, духи. Греет, светит, тает. Деревья, почки, листочки. Капает, журчит, набухает. Теплый, яркий, солнечный. Распускается, бежит, плывут.

Рассказы детей о маме

— Как зовут маму?

— Где работает? Кем?

— Какую работу выполняет?

— Чем занимается дома?

— Как ты помогаешь маме?

— Какой подарок приготовил маме?

Итог занятия





Занятие 27. «Семья»

Цели: уточнить и систематизировать знания детей о семье, по­знакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями чле­нов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прила­гательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинка «Семья на прогулке».

Ход занятия

1. Организационный момент
Вывешивается картинка «Семья на прогулке».

— Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить? (О семье.)

— С какой стороны относительно других находится каждый член
семьи?

— Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын,
дочка.)

— Как назовем их одним словом? (Семья.)

— Сколько в этой семье человек?

— Кто самый старший?

— Кто самый младший?

Наши рекомендации