Беседа о мебели по картинкам

Логопед выставляет карточки с изображением мебели и мате­риала, из которого она изготовлена.

— Шкаф — дерево. Какой шкаф? Стол — стекло. Какой стол?
Стул — пластмасса. Какой стул? Кресло — кожа. Какое кресло?
Диван — велюр. Какой диван?

— Мебель для кукол. Какая мебель? Мебель для спальни."Какая
мебель? Мебель для кухни. Какая мебель? Мебель для гостиной.
Какая мебель?

— Про какую мебель можно сказать: деревянная (-ый, -ое, -ые)?

7. Составление предложений с предлогами по опорным картин­
кам

8. Составление рассказа «Как изготовляют мебель»
Логопед предлагает детям составить рассказ, используя набор

слов: росло дерево, спилили, фабрика, распилили, доски, выпи­лили, сколотили части, покрыли лаком, просушили, мебельный магазин, продать, купить, доставить. 7. Итог занятия

— Какую мебель можно поставить в спальню, гостиную, кух­
ню, детскую?

Материал для закрепления

I. Уточнить название видов мебели, ее составных частей, на­
значение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, ме­
бель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных единственного и множествен­
ного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

3. Согласование числительных с существительными.

4. Образование прилагательных от существительных.
Кровать из дерева — ....

Стол из стекла — .... Стул из пластмассы — .... Кресло из велюра — .... Мебель для кукол — ... и т.д.

5. Согласование прилагательных с существительными.

— Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревян­
ный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, куколь­
ные?



6. Подбор слов-антонимов.
Большой стул — ....
Высокий стол — ....
Широкая кровать — ....
Мягкое кресло — ....
Тонкая ножка — ....
Длинная полка — ....

7. Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между,
около.

Придумать предложения с этими предлогами и записать в тет­радь.

Занятие 18. «Посуда»

Цели: уточнить с детьми названия посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды и внешние признаки; образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффик­сами, прилагательные от существительных; согласовывать числи­тельные с существительными; составлять предложения с предлога­ми; активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал — сюжетные кар­тинки.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множествен­
ное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, ста­
кан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.

Например: чашка — чашки, бокал — бокалы и т.д.

Беседа о посуде

— Как одним словом можно назвать все эти предметы? (По­
суда.)

— Какие предметы посуды вы еще знаете?

— Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для
еды? (Ложка, вилка, нож.)

— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, проти­
вень и т.п.)

— Как называется эта посуда? (Кухонная.)

— Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюд­
це, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

— Как называется эта посуда? (Чайная.)

— А как называется посуда, из которой едим (принимаем
пищу)? (Столовая.)

— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарел­
ка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.)

Выставляются предметы посуды:

а) кастрюля с крышкой.

— Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крыш­
ка, ручки.)

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.

Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»

а) Чайник — стоит, наливают, выливают, доливают, моют,
сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница — кладут, высыпают, берут, насыпают, рассы­
пают.

в) Кастрюля — закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г) Чашка — пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды.

— Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла?
Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, де­рева, чугуна глины и т.д.)

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот,



Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки,

одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Приседают, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг.

Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, делают большой круг.

Вот пластмассовый поднос — Он посуду нам принес.

(И. Нищева)

Игра с мячом

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка — чашечка, ложка — ложечка и т.д.

Дидактическая игра «Сосчитай».

Составление предложений по сюжетным картинкам с исполь­зованием предлогов.

Рассказ логопеда

Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревян­ной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фа-

Е. В. Кузнецова

янсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бе! режно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и про-]падет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вы-| тирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки осво­бождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно пропо­ласкивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную!
посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение. Составить j
и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану:
название; внешние признаки; из чего сделана; назначение.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование единственного и множественного числа суще-1
ствительных именительного и родительного падежей.

Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи-1
тельных.

Например: миска — мисочка и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ... , 1

солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан из стекла — ... .

4. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

5. Согласование существительных с притяжательными местоиме- 1
ниями моя, мое, моя, мои.

6. Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между. 1

Занятие 19. «ОдеЯсда»

Цели: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, ] нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, де- ]мисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; по-1знакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет I одежду, где и какие инструменты необходимы.

Оборудование: демонстрационный материал — детская одежда, ]виды ткани.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

— Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)


Наши рекомендации