Занятие 10. «Перелетные птицы»

Цели: познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строе­ние птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приста­вочные глаголы; согласовывать числительные с существительны­ми; подбор слов-антонимов; учить составлять сюжетный рассказ.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — кар­точки с изображением птиц.

Ход занятия

Организационный момент

— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся-
Цы, признаки осени.

— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.

— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ­
ется «водоплавающие»?



— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)

— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора\
нили тело.)

2. Рассказ логопедаЛогопед по очереди выставляет картинки с изображением пере-] летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану

— Как называется птица?

— Какая птица по размеру?

— Какие перья?

— Какой хвост идолов?

— Чем питается?

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перье! темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую част! времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловге комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.'

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. П" тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных на'

комых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зелено то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв к роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насек

мыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого ц
та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, кре
кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост коре
кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, р
бой, насекомыми и растительной пищей. ■

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних раз* меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длиЛная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рьибой, водорослями и мелкими рачками.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.
26 ■

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. наклоняются.

Игра «Сосчитай»

— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)

5. Игра «Кто где живет»(по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).

6. Составление предложений

Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.

7. Составление рассказа по плану

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, ле­
бедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, гори­
хвостка).

Знать строение птиц, внешние признаки. Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие». Составить рассказ о птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: грач — грачи — грачей и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: чиж — чижик и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,

черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.

4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.




Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ... , тонкая шея — ... , черное крыло — ... , острый клюв — и т.д.

7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, изА
за, над.

Занятие 11. «Осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (д> становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на дерев ях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомы улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди о бирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении pacJ сказов по картинно-графическому плану; активизировать словари по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графи-1 ческий план.

Ход занятия

1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

— Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот-1
ворении?

— Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

— Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

— Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2. Работа по плану

Вывешивается картинно-графический план

солнце небо деревья
птицы звери люди

— Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, сол­
нечных дней стало меньше.)

— А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождли­
вое, облачное, серое, темное.)

— Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, крас­
неют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

— Как называется явление в природе, когда с деревьев опада
ют листья? (Листопад.)

— Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают,
падают, кружатся, летят, осыпаются.)

— С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя­
дает.)

— Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

— Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

— Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко­
ряги, забираются под кору деревьев.)

— Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укла­
дываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют
шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

— Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собира­
ют урожай? (Делают запасы на зиму.)

— Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда
падает снег.)

— Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис­
топад.)

Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,

руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают, И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево, Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.

4. Составление рассказа по картинно-графическому плану

Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пас­мурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Листья на деревь­ях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток де­ревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Тра-ва вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые •фая. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Итог занятия





Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признай
ки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья] животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными.
Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья

трава.

2. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.

Например: дерево — деревья — деревьев, лист — листья — ли стьев, трава — травы — трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам:
тепло — холодно,

пасмурный день — солнечный день, длинный — короткий, сухой — мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-эт

из-под.

Занятие 12. «Домашние птицы»

Цели: уточнить названия домашних птиц; знать внешние при знаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую полый приносят; подобрать слова-действия и слова-признаки; образовЛ вать притяжательные прилагательные, существительные множествея ного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительньи работа над предложением; упражнять в составлении описательня рассказов; развивать внимание и память.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изв бражением домашних птиц; раздаточный материал — карточкя изображением домашних птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отгадайте загадки:

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко —

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух. «Спать пора!» — поет... (Петух.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Явился в желтой шубке:

Пррщайте вы, скорлупки. (Цыпленок.)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня... (Индюк.)

Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок.)

2. Работа с картинками

— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

— Как можно назвать их одним словом?

— Как вы думаете, что есть только у птиц?

— Какие это птицы? (Домашние.) Почему?
Логопед выставляет картинки с изображением курицы.

— Кто здесь изображен?

— Назовите тех, кто изображен рядом.

— Кто как голос подает?

— Что есть у курицы? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, лапы,
клюв...)

— Где она живет?

— Чем питается?

— Какую пользу приносит?

3. Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Яйцо курицы — куриное яйцо,

пух курицы — ... , мясо курицы — ... , лапы курицы — ... , Дом курицы — курятник.

4. Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Курица — квохчет, кудахчет, ходит, клюет, смотрит, оберегает. Логопед выставляет картинку с изображением индюка. (Рассматривается аналогично.)


Наши рекомендации