Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Акмеологической (от греч. аkme - вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства. Процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех ее этапах выделяются сензитивные (наиболее благоприятные) и критические моменты. Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология (греч. акме - вершина). Термин «акмеология» был предложен Н. Рыбниковым в 1928 году для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека, охватывающего возраст от 18 до 55-60 лет. Этот период характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений. Природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива. Акмеология - отрасль психологии, изучающая развитие и реализацию творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. В настоящее время в акмеологии выделились два основных направления: профессиональная акмеология и акмеология личности. Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения акме (пика, вершины, высшей точки) физического, интеллектуального и духовного развития. Акмеологическая характеристика личности связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием. Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути. Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование -явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути. С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности. Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы - внутри личности в виде мотивов развития. Отсюда прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Самоактуализация

"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:1. полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);2. принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть");3. профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;4. автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;5. способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;6. постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;7. различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели");8. спонтанность, естественность поведения;9. юмор;10. саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;11. готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувству Самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив. патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я": проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:

1. формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "выученной беспомощности");

2. создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;3. создание "чистоты" социального окружения – разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", создание вины и стыда за себя;

4. создание культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5. сохранение "священных основ" (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6. формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).

В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существованием, поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности", у человека формируется несколько "Я", изолированных функционально друг от друга. Образуется "экзистенциальный вакуум", когда человек потерял "животные инстинкты", потерял социальные нормы традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, чего он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая "пешкой" в чужих руках

Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются «вершины» для дальнейшего развития. Направленность личности определяется системой потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность. Это высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.

Наши рекомендации