Основные принципы государственной политики и правового регулирования

отношений в сфере образования

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

1) общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; cреднее общее образование;
2) среднее профессиональное образование:   подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена;
3) высшее образование: бакалавриат; магистратура, специалитет; подготовка кадров высшей квалификации.


Федеральный государственный образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;

3)вариативность содержания образования (основных образовательных программ) соответствующего уровня;

4)государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

В системе дошкольного образования в настоящее время в качестве стандартов выступают «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного образования»

Примерная образовательная программа -учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.

Образовательные программы определяют содержание образования, которое соответствует уровню и направленности образования в РФ.

Современные дошкольные учреждения в своей работе должны опираться на программы, переработанные в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Органы управления образованием - создаются в стане для последовательного проведения государственной политики в сфере образования:

1. Федеральные органы государственной власти (Министерство образования и науки РФ);

2. Органы государственной власти субъектов РФ (Департамент образования вологодской области);

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (Управление образования города Сокола и Сокольского района).

Образовательную деятельность в РФ осуществляют образовательные организации.

Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой, является образовательная деятельность. Образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату.

Типы образовательных организаций:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.

5) организация дополнительного образования;

6) организация дополнительного профессионального образования.

Тема 19. Современные проблемы дошкольного образования

1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

2.Потребность ДОО в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОО вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.

3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества– это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОО, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитания и развития детей, в том числе и детей, недостаточно владеющих русским языком.

5. Необходимость диверсификации, т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОО.

6. Переход большинства ДОО из режима функционирования в режим поиска и в режим развития.Потребность повышения методической компетентностипедагогов дошкольного учреждения, студентовпедагогических учебных заведений.

7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.Это ведет к раннему обучению детей. Надо признать, что именно такой подход – его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

9.Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграцииобразовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.

10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

11.Информатизация дошкольного образования— процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ.Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

Тема 20. Перспективы развития системы дошкольного образования

Нормальное развитие ребенка, его психическое и физическое здоровье, формирование его мышления, сознания, ценностей, эффективная и успешная социализация в результате полученного им полноценного образования – главный итог работы дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением.

Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования.

За последние годы немало сделано для повышения качества дошкольного образования. В системе дошкольного образования определена формула «Успешного детского сада» - это детский сад, в который с удовольствием по утрам спешат дети, деятельностью которого довольны родители, в котором работают творческие педагоги. Для того чтобы детский сад стал успешным, он, кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные образовательные технологии и методики.

Разработка и внедрение современных образовательных технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы, поликультурное и инклюзивное образование и многое другое познакомило дошкольное педагогическое сообщество с мировым опытом, привело к интенсивному поиску собственных решений, реализации удачных практик в детских садах.

В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования на основе ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Введение ФГОС связано с тем, что во – первых, настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В дошкольном образовании определены три группы требований. Это требования к структуре Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО.

Второй причинойвозникновения ФГОС ДО послужил дисбаланс образовательной нагрузки по основным линиям развития ребенка:

- на познавательно-речевое развитие отводится 40-47% занятий;

- на художественно-эстетическое развитие - 20-40%;

- на физическое развитие – 19-20%;

- на социально-личностное – 0-13%.

Сегодня, учитывая ФГТ, принято уделять каждому направлению по 25%, что позволяет за счёт интеграции обеспечить равнодолевое содержание по направлениям развития ребенка.

Преобладание занятий как основной формы обучения детей - следующая причина разработки ФГТ (отказ от учебной модели, т. е. от занятий в детском саду требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В тексте ФГТ слово «занятие» заменяется на слово - «занимательное дело»).

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Во-вторых, в приказах о введении ФГОС много положительного:

1) желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;

2) создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое;

3) попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;

4) стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

5) отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

6) ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10

Для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

· создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО;

· создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;

· создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО;

· создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО;

· создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.

Извлечения из государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (от 15 мая 2013 г. № 792-р)

Ответственный исполнитель программы Министерство образования и науки Российской Федерации
Подпрограммы Программы подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей";
Цели Программы обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;
Задачи Программы формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
Целевые индикаторы и показатели Программы доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе);
Объемы бюджетных ассигнований Программы прогнозный объем финансового обеспечения подпрограмма 2 - 93671216,45 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; совокупный объем затрат на сферу образования; повысится эффективность использования бюджетных средств, будет обеспечена финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий); повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (0-3 года); будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации; во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям ФГОС; не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;

I.2. Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года

Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), так и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой...

Общее, дошкольное и дополнительное образование

Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции.

Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 года. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей.

2. Анализ нормативно-правовых документов по дошкольному образованию

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(26 декабря 2012 года)

Глава 1. Общие положения

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья11.Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные

государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Наши рекомендации