Социальная ситуация развития. Понятие о ведущей деятельности.

Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Социальная ситуация развития, как пишет Л.И. Божович, была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со средой (со взрослыми) (Выготский Л. С.).

Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой Социальной ситуацией развития.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность - термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Каждому возрастному периоду, подчеркивает ученый, соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности.

Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе.

3. Возрастные кризисы(1 – рождение ребёнка; 2 – в 1 год: развитие движений и речи; 3 – 3 года: самообслуживание; 4 – в 7 лет: адаптация к обучению в школе и т.д.).

Кризисы развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л.Выготский, Л. Божович). Другие - видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С .Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).

Сензитивные периоды.

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus – чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.

1,5-3 года – речь;

3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др.

5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание)

5-6 лет – чтение

6-7 лет – учебные навыки.

Л.С.Выготский выделил 4 основных закона, или особенности, детского развития:

1.Цикличность – сложная организация развития во времени. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.

2. Неравномерность (гетерохронность) – непропорциональность развития сторон личности, психических функций.

3. "Метаморфозы" в детском развитии – превращение одной формы развития в другую, это качественные изменения психики ребёнка, что определяет своеобразие психики на каждом этапе развития ребёнка.

4. Сочетание эволюции и инволюции – "обратное развитие" в ходе эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. (ребёнок научившись говорить, перестает лепетать)

5. Возрастные периодизации развития

Периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.

В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Наши рекомендации