Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм
1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.
2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, не известной им, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным.
3. Форма должна быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.
Формы организации эстетического воспитания:
Под прямым руководством взрослого
По принципу управления
деятельностью
Под косвенным руководством взрослого
Совместная деятельность детей и
взрослого (фронтальная, подгрупповая)
По способу объединения
детей
Индивидуальная деятельность
По видам деятельности: занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд.
Формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (кратковременные-длительные; постоянные-одноразовые; соответствуют видам труда).
Дежурства– более сложная форма организации детского труда, предполагает труд нескольких детей во благо всего коллектива (по столовой, по занятиям, в уголке природы).
Коллективный труд – сложная форма организации труда, предполагающая труд всех детей (труд рядом, общий, совместный, коллективный).
Методы воспитания.
1. Б.Т.Лихачев:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)
2. В.Г.Нечаева:
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).
3. В.И.Логинова:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)