II этап: педагогика как наука

Ф. И. О. Годы жизни Основные труды Вклад в развитие педагогики как науки
Ян Амос Коменский (Чехия)     Джон Локк (Англия)   Жан-Жак Руссо (Франция)     Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария)   Роберт Оуэн (Англия)     Фридрих Фребель (Германия)   Мария Монтессори (Италия)     Константин Дмитриевич Ушинский. (Россия)     Лев Николаевич Толстой (Россия)   Надежда Констан-тиновна Крупская (Россия)   Антон Семенович Макаренко   Василий Александро-вич Сухомлин-ский 1592 – 1670   1632 – 1704   1712 – 1778   1746 – 1827   1771 – 1858     1782 – 1852   1870– 1952     1823 – 1870     1828 – 1910   1869-1939     1888– 1939     1918 - 1970 «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»     «Некоторые мысли о воспитании»     «Эмиль или О воспитании»   «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня»   «Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера»     «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада»   «Дом ребенка», «Метод научной педагогики»     «Детский мир», «Родное слово»     «Азбука» и «Книги для чтения»     «Народное образование и демократия», «Женщина – работница»   «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и т.д.     «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива» Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию (детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу(материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы (дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий.   Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях.   Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до2 лет – физическое воспитание, с2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия – нравственное развитие.   Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие у каждого ребенка     Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков( работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах.   Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал дидактический материал «дары Фребеля».   Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дид. материала.   Принципы дидактики Ушинского: посильности, последовательности, наглядности, осмысленности и прочности усвоения знаний. При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель. Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости.   Содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя(рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя.   Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения.   Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности.   Педагогика строится на: ü Любви к ребенку ü Защитном воспитании (защищать от окр. зла) ü Учить учиться. Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент.




Наши рекомендации