Ступенчатый характер русского S/Оия
Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.
S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинение, которое А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.
дом ® | домик |
домишко | |
домовой | |
домашний ® |
Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.
S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе необходимо учитывать ступень (напр. водянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.
клей ® | клéить ® | приклéить ® | приклеивать ® | приклеиваться (4 ступень)
Мотивирующая основа и S/Оый формант
Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.
Мотивир. основа — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всегда рассматривается в паре SS.
Мотивир. основа м.б. производной и непроизводной.
В качестве мотивир. основы м. выступать:
· основа слова
· все слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):
построить строить
учиться учить
· словосочетание или сочетание слов
вуз высшее учебное заведение
лесостепь лес и степь
сухофрукты сухие фрукты
Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.
Разновидности формантов:
· аффиксы:
перестроить
лесной
сокурсник
· порядок следования частей и особое ударение
нижеследующий
Глубóкоуважаемый (если глубокó, то это наречие)
В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.
S/Оое Z — это Z, которое ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:
суф. –тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)
м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)
S/Оый тип имеет следующие признаки:
· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаг.)
· имеют одинаковый S/Оый формант
· имеют одинаковое S/Оое Z.
Тип — глаголы со Z становления
синеть, белеть, чернеть — образованы от основ прилаг. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.
Тип — глаголы с суф. –ну
чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.
Основные способы русского S/Оия
Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. В зависимости от того, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.
Неморфемный способ
при Оии новых слов не используются морфемы. Здесь используются другие форманты:
- порядок следования частей
- единое ударение
- изменение совокупности словоизменений
Разновидности неморфемного способа:
ü лексико-семантический
ü лексико-синтаксический
ü морфолого-синтаксический
Лексико-семантический способ
образование нового слова в результате изменения ZZ Sа и распадения его на омонимы:
долг1 — обязанность
долг2 — задолженность
Лексико-синтаксический способ
образование нового слова путем сращения нескольких слов в одном
сумасшедший (f род.п. сущ. с предлогом и причастие)
Особенно активны сращения: нар.+ прич. (быстрорастворимый)
нар. + прил. (труднодоступный)
Морфолого-синтаксический способ
переход из одной ЧР в другую.
в сущ. — субстантивация (запятая, гостиная, горничная)
в прил. — адъективация (блестящие способности)
Это продуктивный способ, но о нем мы еще будем говорить в курсе морфологии.
Морфемный способ
характеризуются тем, что основным средством образования слов являются словообразовательные морфемы.
Разновидности морфемного способа:
ü суффиксальный (разновидность — постфиксальный)
ü префиксальный
ü префиксально-суффиксальный
ü сложение основ (разновидности: чистое сложение, сложно-суффиксальный, сложение сокращенных основ, аббревиация)
Суффиксальный способ
это основной способ русского S/Оия. Новое слово образуется в результате присоединения к основе мотивирующего слова суффикса. Мотивирующая основа м.б. непроизводной или производной.
рыбак рыба (непроизв. основа)
рыбачить рыбак (производн.), к//ч
При установлении мотивирующей основы необходимо учитывать
§ чередования:
друг ® дружить г//ж
§ усечение мотивирующей основы, но выделять необходимо всю:
выплавка выплавить (усечение производящей основы)
§ наложение морфем
одесский Одесса
М.б. образование с пом. Ø суффикса. Так образуются:
§ сущ. от основ глаголов
разрывØ разрывать
ход
бег
§ сущ. от основ прил.
сушьØ сухой (х//ш)
глушь
зелень
высь
новь
В некоторых пособиях этот способ называют безаффиксным, но это неверно, т.к. не указывается, при помощи какого средства выражается словообразовательное значение.
Разновидностью суффиксального способа является постфиксальный, кот. присоединяется к целому слову при образовании:
§ глаголов (кататься катать)
§ местоимений (кто-либо кто)
Префиксальный
S/Оующий аффикс — приставка, которая присоединяется ко всему слову. Этот способ существует только внутри одной ЧР.
сущ.+ прист. = сущ.
глаг. + прист. = глагол
и т.д.
SS других ЧР при пом. приставок не образуются.
Сущ.:
прародина родина
соавтор автор
подгруппа группа
Прил.:
некрасивый красивый
Глаг.:
перебежать бежать
Нар.:
поскорее скорее
Префиксально-суффиксальный
новое слово образуется путем одновременного присоединения двух аффиксов. Обычно это приставка и суффикс.
прибрежный (находящийся около берега) берег (ере//ре)
подоконник окно о//нуль звука
заречьjе река к//ч
Особенно продуктивны суф. –ник-, -j- у сущ.;
-н-, -ск-, -j- у прил.
Разновидностью этого способа является префиксально-постфиксальный (образуются глаголы):
разбежаться бежать
притерпеться терпеть
вчитаться читать
Этот способ коварен, всегда необходимо проверять и с суф. и с прист.
Иногда суф. м.б. Ø, и это тоже осложняет определение способа:
проседьØ седой (о Ø свидетельствует чередование д//д’ и изменение частеречной принадлежности слова)
просиньØ синий
Единичны случаи, когда присоединяются суффикс и постфикс:
колоситься колос
скупиться скупой
Единичны случаи, когда одновременно присоединяются приставка, суффикс и постфикс:
разухабиться ухаб (такие слова имеют просторечную окраску)
Сложение основ
очень продуктивный способ.
ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ — в качестве второго компонента берется 2 слово и целиком основа первого слова. S/Оый формант — интерфикс.
теплоотдача отдачатепла
лесостепь лес и степь
русско-французский русский и французский
СЛОЖНОСУФФИКСАЛЬНЫЙ, это сложение основ, осложненное суффиксацией: основа + основа + суффикс:
мореплаватель плавать, море
конькобежец коньки, бежать
тяжеловозØ тяжелый, возить
СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ похоже на чистое сложение, но в качестве элементов берутся произвольные части основ:
§ 2 часть целиком, а 1 — произвольно сокращена
сельсовет сельский совет
предоплата предварительная оплата
информбюро информационное бюро
конармия
подлодка
§ первые части обоих слов
полпред полномочный представитель
собкор
§ сущ. м.б. в f косвенного падежа:
начштаба
завкафедрой
§ начало 1 слова и конец 2:
мопед мотоцикл, велосипед
§ нач. 1 слова, начало и конец 2 слова:
эсминец эскадренный миноносец
АББРЕВИАЦИЯ (инициальный способ сложения сокращенных основ).
бывают:
1. звуковыми
вуз [вуз]
ГАПО [гапо] — Государственный архив Пермской области
2. буквенными
ВДНХ [вэдээнхá]
3. смешанными (звуко-буквенными)
ГИБДД [гибэдэдэ]
Разновидность сложения основ — УНИВЕРБАЦИЯ: основа второго слова не участвует в образовании нового слова, а заменяется суффиксом –к- (это часто в просторечии), а первое слово произвольно сокращается.
наружка наружное наблюдение
незавершенка незавершенное строительство (дело)
зачетка зачетная книжка
пятиэтажка пятиэтажный дом
МОРФОЛОГИЯ
Рекомендуемая литература:
- Осипова Л. И. Морфология современного русского языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2010.
- Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972 (или любое другое издание).
- Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989 (или любое другое издание).
- Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2. (в библиотеке ОЗО)
- Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов-н/Д., 1997. (либо в 2 тт.)
- Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., М., Краснодар, 2003.
- Русский язык: Уч-к для пед. вузов / Род ред. Л. Л. Касаткина. М.: 2004 (для учителей начальных классов, хороший, но краткий учебник).
- Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю.Шведовой и В. В. Лопатина. М., 2002 (или любое другое издание).
Лекция 1. МОРФОЛОГИЯ КАК ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ
План:
- Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин.
- Грамм. значения и средства их выражения в РЯ.
- Грамм. форма слова
- Понятие парадигмы. Типы парадигм.
- Грамм. категории.
Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин
Термин морфология как название научной дисциплины употребляется в русском языке со 2 половины ХIХ века — morphē и logos (греч.) — «учение о слове».
Морфология изучает части речи или лексико-грамматические классы слов (это объем науки), грамматические категории и систему форм слова.
Для правильного понимания морфологии надо знать, что морфология — это часть грамматики. Второй частью грамматики является синтаксис.
Грамматика в зависимости от целей и задач м.б. представлена в разных аспектах:
а) НАУЧНАЯ грамматика, она может быть разнородной:
1) теоретическая сосредоточена на сложных, нерешенных, общетеоретических проблемах науки о языке. Описывается грамматич. строй языка на основе какой-либо одной теории, напр. ВВВ «Грамматическое учение о слове»;
2) историческая грамматика описывает грамматический строй в его развитии;
3) описательная грамматика ставит целью дать полную характеристику грамматического строя языка и придерживается строгих норм (напр., «Академ. грам. СРЛЯ — 1970»).
4) описательно-нормативная, кроме описания грамматики приводит и варианты норм. Такова «РG — 1980».
Это традиционные грамматики: они рассматривают грамматику в системе, постепенно: сущ., прил. и т.д.
б) В последние десятилетия активно развивается ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ грамматика. В русском языкознании основоположник функциональной грамматики — Александр Владимирович Бондарко, проф. СпбГУ. Материал функциональной грамматики классифицируется на базе морфологических категорий, но анализ проводится путем функционально-семантических полей (напр., функционально-семантическое поле темпоральности изучает категорию времени) с привлечением лексического окружения и синтаксических категорий.
Ср.:
В традиционной Gке — f прош. вр. сидел образована от основы инф. сидеть при пом. суф. –л-
В функциональной Gке — Летними вечерами я обычно сидел на скамье (это повторяемость в прошлом).
Это очень интересная грамматика, но до конца еще не изученная.
в) Этим двум грамматикам противостоит ШКОЛЬНАЯ Gка. Создание школьной грамматики — вещь очень сложная. Необходимо учитывать достижения научной грамматики и возрастные особенности школьников.
Полностью следует за наукой учебник Владимира Владимировича Репкина (он очень труден, много теории, мало практики). Наиб. распространены учебники под ред. Бабайцевой и Чесноковой.
Морфология тесно связана с другими дисциплинами:
· прежде всего с синтаксисом. МЛ изучает формы слов, которые являются строительным материалом для словосочетаний и предложений. Формы слов выражают различные отношения между словами. В синтаксис попадает одна из форм. Изучение типов предложений (безличные, определенно-личные, неопределенно-личные, инфинитивные и т.д.) основано на знании о формах.
· с историч. грамматикой (любая часть речи расматривается в развитии)
· со словообразованием через систему ЧР.
· Морфология — это основа правописания (в какой части слова и в какой части речи — ошибка).
Центральными понятиями морфологии являются понятия о морфол. категориях, грамматических значениях и грамм. формах.