Ступенчатый характер русского S/Оия

Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.

S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинение, которое А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.

  дом ® домик
домишко
домовой
домашний ®

Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.

S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе необходимо учитывать ступень (напр. водянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.

клей ® | клéить ® | приклéить ® | приклеивать ® | приклеиваться (4 ступень)

Мотивирующая основа и S/Оый формант

Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.

Мотивир. основа — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всегда рассматривается в паре SS.

Мотивир. основа м.б. производной и непроизводной.

В качестве мотивир. основы м. выступать:

· основа слова

· все слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):

построить строить

учиться учить

· словосочетание или сочетание слов

вуз высшее учебное заведение

лесостепь лес и степь

сухофрукты сухие фрукты

Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.

Разновидности формантов:

· аффиксы:

перестроить

лесной

сокурсник

· порядок следования частей и особое ударение

нижеследующий

Глубóкоуважаемый (если глубокó, то это наречие)

В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.

S/Оое Z — это Z, которое ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:

суф. –тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)

м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)

S/Оый тип имеет следующие признаки:

· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаг.)

· имеют одинаковый S/Оый формант

· имеют одинаковое S/Оое Z.

Тип — глаголы со Z становления

синеть, белеть, чернеть — образованы от основ прилаг. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.

Тип — глаголы с суф. –ну

чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.

Основные способы русского S/Оия

Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. В зависимости от того, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.

Неморфемный способ

при Оии новых слов не используются морфемы. Здесь используются другие форманты:

  • порядок следования частей
  • единое ударение
  • изменение совокупности словоизменений

Разновидности неморфемного способа:

ü лексико-семантический

ü лексико-синтаксический

ü морфолого-синтаксический

Лексико-семантический способ

образование нового слова в результате изменения ZZ Sа и распадения его на омонимы:

долг1 — обязанность

долг2 — задолженность

Лексико-синтаксический способ

образование нового слова путем сращения нескольких слов в одном

сумасшедший (f род.п. сущ. с предлогом и причастие)

Особенно активны сращения: нар.+ прич. (быстрорастворимый)

нар. + прил. (труднодоступный)

Морфолого-синтаксический способ

переход из одной ЧР в другую.

в сущ. — субстантивация (запятая, гостиная, горничная)

в прил. — адъективация (блестящие способности)

Это продуктивный способ, но о нем мы еще будем говорить в курсе морфологии.

Морфемный способ

характеризуются тем, что основным средством образования слов являются словообразовательные морфемы.

Разновидности морфемного способа:

ü суффиксальный (разновидность — постфиксальный)

ü префиксальный

ü префиксально-суффиксальный

ü сложение основ (разновидности: чистое сложение, сложно-суффиксальный, сложение сокращенных основ, аббревиация)

Суффиксальный способ

это основной способ русского S/Оия. Новое слово образуется в результате присоединения к основе мотивирующего слова суффикса. Мотивирующая основа м.б. непроизводной или производной.

рыбак рыба (непроизв. основа)

рыбачить рыбак (производн.), к//ч

При установлении мотивирующей основы необходимо учитывать

§ чередования:

друг ® дружить г//ж

§ усечение мотивирующей основы, но выделять необходимо всю:

выплавка выплавить (усечение производящей основы)

§ наложение морфем

одесский Одесса

М.б. образование с пом. Ø суффикса. Так образуются:

§ сущ. от основ глаголов

разрывØ разрывать

ход

бег

§ сущ. от основ прил.

сушьØ сухой (х//ш)

глушь

зелень

высь

новь

В некоторых пособиях этот способ называют безаффиксным, но это неверно, т.к. не указывается, при помощи какого средства выражается словообразовательное значение.

Разновидностью суффиксального способа является постфиксальный, кот. присоединяется к целому слову при образовании:

§ глаголов (кататься катать)

§ местоимений (кто-либо кто)

Префиксальный

S/Оующий аффикс — приставка, которая присоединяется ко всему слову. Этот способ существует только внутри одной ЧР.

сущ.+ прист. = сущ.

глаг. + прист. = глагол

и т.д.

SS других ЧР при пом. приставок не образуются.

Сущ.:

прародина родина

соавтор автор

подгруппа группа

Прил.:

некрасивый красивый

Глаг.:

перебежать бежать

Нар.:

поскорее скорее

Префиксально-суффиксальный

новое слово образуется путем одновременного присоединения двух аффиксов. Обычно это приставка и суффикс.

прибрежный (находящийся около берега) берег (ере//ре)

подоконник окно о//нуль звука

заречьjе река к//ч

Особенно продуктивны суф. –ник-, -j- у сущ.;

-н-, -ск-, -j- у прил.

Разновидностью этого способа является префиксально-постфиксальный (образуются глаголы):

разбежаться бежать

притерпеться терпеть

вчитаться читать

Этот способ коварен, всегда необходимо проверять и с суф. и с прист.

Иногда суф. м.б. Ø, и это тоже осложняет определение способа:

проседьØ седой (о Ø свидетельствует чередование д//д’ и изменение частеречной принадлежности слова)

просиньØ синий

Единичны случаи, когда присоединяются суффикс и постфикс:

колоситься колос

скупиться скупой

Единичны случаи, когда одновременно присоединяются приставка, суффикс и постфикс:

разухабиться ухаб (такие слова имеют просторечную окраску)

Сложение основ

очень продуктивный способ.

ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ — в качестве второго компонента берется 2 слово и целиком основа первого слова. S/Оый формант — интерфикс.

теплоотдача отдачатепла

лесостепь лес и степь

русско-французский русский и французский

СЛОЖНОСУФФИКСАЛЬНЫЙ, это сложение основ, осложненное суффиксацией: основа + основа + суффикс:

мореплаватель плавать, море

конькобежец коньки, бежать

тяжеловозØ тяжелый, возить

СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ похоже на чистое сложение, но в качестве элементов берутся произвольные части основ:

§ 2 часть целиком, а 1 — произвольно сокращена

сельсовет сельский совет

предоплата предварительная оплата

информбюро информационное бюро

конармия

подлодка

§ первые части обоих слов

полпред полномочный представитель

собкор

§ сущ. м.б. в f косвенного падежа:

начштаба

завкафедрой

§ начало 1 слова и конец 2:

мопед мотоцикл, велосипед

§ нач. 1 слова, начало и конец 2 слова:

эсминец эскадренный миноносец

АББРЕВИАЦИЯ (инициальный способ сложения сокращенных основ).

бывают:

1. звуковыми

вуз [вуз]

ГАПО [гапо] — Государственный архив Пермской области

2. буквенными

ВДНХ [вэдээнхá]

3. смешанными (звуко-буквенными)

ГИБДД [гибэдэдэ]

Разновидность сложения основ — УНИВЕРБАЦИЯ: основа второго слова не участвует в образовании нового слова, а заменяется суффиксом –к- (это часто в просторечии), а первое слово произвольно сокращается.

наружка наружное наблюдение

незавершенка незавершенное строительство (дело)

зачетка зачетная книжка

пятиэтажка пятиэтажный дом

МОРФОЛОГИЯ

Рекомендуемая литература:

  1. Осипова Л. И. Морфология современного русского языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2010.
  2. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972 (или любое другое издание).
  3. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989 (или любое другое издание).
  4. Шанский Н. М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2. (в библиотеке ОЗО)
  5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов-н/Д., 1997. (либо в 2 тт.)
  6. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., М., Краснодар, 2003.
  7. Русский язык: Уч-к для пед. вузов / Род ред. Л. Л. Касаткина. М.: 2004 (для учителей начальных классов, хороший, но краткий учебник).
  8. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю.Шведовой и В. В. Лопатина. М., 2002 (или любое другое издание).

Лекция 1. МОРФОЛОГИЯ КАК ГРАММАТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛОВЕ

План:

  1. Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин.
  2. Грамм. значения и средства их выражения в РЯ.
  3. Грамм. форма слова
  4. Понятие парадигмы. Типы парадигм.
  5. Грамм. категории.

Предмет морфологии. Ее место в грамматике и среди др. дисциплин

Термин морфология как название научной дисциплины употребляется в русском языке со 2 половины ХIХ века — morphē и logos (греч.) — «учение о слове».

Морфология изучает части речи или лексико-грамматические классы слов (это объем науки), грамматические категории и систему форм слова.

Для правильного понимания морфологии надо знать, что морфология — это часть грамматики. Второй частью грамматики является синтаксис.

Грамматика в зависимости от целей и задач м.б. представлена в разных аспектах:

а) НАУЧНАЯ грамматика, она может быть разнородной:

1) теоретическая сосредоточена на сложных, нерешенных, общетеоретических проблемах науки о языке. Описывается грамматич. строй языка на основе какой-либо одной теории, напр. ВВВ «Грамматическое учение о слове»;

2) историческая грамматика описывает грамматический строй в его развитии;

3) описательная грамматика ставит целью дать полную характеристику грамматического строя языка и придерживается строгих норм (напр., «Академ. грам. СРЛЯ — 1970»).

4) описательно-нормативная, кроме описания грамматики приводит и варианты норм. Такова «РG — 1980».

Это традиционные грамматики: они рассматривают грамматику в системе, постепенно: сущ., прил. и т.д.

б) В последние десятилетия активно развивается ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ грамматика. В русском языкознании основоположник функциональной грамматики — Александр Владимирович Бондарко, проф. СпбГУ. Материал функциональной грамматики классифицируется на базе морфологических категорий, но анализ проводится путем функционально-семантических полей (напр., функционально-семантическое поле темпоральности изучает категорию времени) с привлечением лексического окружения и синтаксических категорий.

Ср.:

В традиционной Gке — f прош. вр. сидел образована от основы инф. сидеть при пом. суф. –л-

В функциональной Gке — Летними вечерами я обычно сидел на скамье (это повторяемость в прошлом).

Это очень интересная грамматика, но до конца еще не изученная.

в) Этим двум грамматикам противостоит ШКОЛЬНАЯ Gка. Создание школьной грамматики — вещь очень сложная. Необходимо учитывать достижения научной грамматики и возрастные особенности школьников.

Полностью следует за наукой учебник Владимира Владимировича Репкина (он очень труден, много теории, мало практики). Наиб. распространены учебники под ред. Бабайцевой и Чесноковой.

Морфология тесно связана с другими дисциплинами:

· прежде всего с синтаксисом. МЛ изучает формы слов, которые являются строительным материалом для словосочетаний и предложений. Формы слов выражают различные отношения между словами. В синтаксис попадает одна из форм. Изучение типов предложений (безличные, определенно-личные, неопределенно-личные, инфинитивные и т.д.) основано на знании о формах.

· с историч. грамматикой (любая часть речи расматривается в развитии)

· со словообразованием через систему ЧР.

· Морфология — это основа правописания (в какой части слова и в какой части речи — ошибка).

Центральными понятиями морфологии являются понятия о морфол. категориях, грамматических значениях и грамм. формах.

Наши рекомендации