Дифференциация и осмысление адекватно возрасту ребёнка его социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Данное направление коррекционной работы направлено на формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учетом их социальных ролей) и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми; со слышащими людьми на основе устной речи и, при желании обучающихся, с лицами, имеющими нарушения слуха, на основе жестовой речи; расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении; формирование знаний о морально -нравственных ценностях (с учетом возраста ребенка, особенностей его развития) и их реализация в повседневной жизни; формирование представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным слухом; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов; овладение речевым этикетом; целенаправленная организация общения учащихся с нарушенным слухом конкретной школы между собой и со слышащими детьми.
Ожидаемые результаты:
• знание правил поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учетом их социальных ролей) и детьми разного возраста: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д., в том числе правил речевого этикета при устной коммуникации;
• использование словесной речи для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса (извините, не могли бы вы; я не помешаю вам?; будьте добры; можно мне…? и др.);
• умение адекватно применять те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной ситуации, правильно употреблять в устной речи обращение «Вы» или «Ты» согласно статусу собеседника;
• общие представления о разнообразии сообщества глухих людей с учетом уровня их образования, социокультурных потребностей и возможностей, включая владение словесной речью, связанной, в том числе, с особенностями восприятия окружающего мира, а также коммуникацией на основе активного использования жестового языка;
• стремление и готовность участвовать в различных видах совместной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха;
• умение ребёнка адекватно использовать принятые в его окружении социальные ритуалы;
• умение выражать или, напротив, сдерживать свои эмоции в зависимости от произошедшего события (радость или горе, праздник или траур).;
• умение выбирать адекватные речевые средства для корректного выражения благодарности, сочувствия, отказа, недовольства, намерения, просьбы, опасения;
• понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного характера при общении с учителем или незнакомым взрослым (например, не задавать нескромные вопросы, касающиеся личной жизни педагога, его отношения к религии и т. п.);
• умение проявлять инициативу, но не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
• умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
• расширение круга освоенных социальных контактов;
• умение общаться с учащимися с нарушенным слухом своей школы на темы, соответствующие возрасту детей
2.1.3. Система оценки достижения глухими обучающимися
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
(вариант 1.1.)
Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку глухих обучающихся, освоивших АООП НОО.
Характеристика ожидаемых результатов даётся только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с нарушением слуха, ни качества его образования.
Ожидаемые результаты составляют целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования: что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП могут потребовать внесения изменений в соответствии с особыми образовательными потребностями глухих обучающихся и связанными с ними объективными трудностями. Данные изменения включают:
- организацию и проведение аттестационных мероприятий в индивидуальной форме;
- увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5 – 2 раза в зависимости от индивидуальных особенностей здоровья обучающегося;
- адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
- специальную психолого-педагогическую помощь глухому обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Возможная неуспеваемость глухого обучающегося при усвоении содержания АООП НОО по содержательным разделам «Иностранный язык» и «Музыка» обусловлена нарушением слуха и не является основанием для неаттестации обучающегося.
Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Для оценки продвижения ребенка в личностных результатах (специальных требований к развитию жизненной компетенции учащихся) используется метод экспертной группы.
Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений глухого ребёнка в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Перевод обучающегося из класса в класс возможен только при условии освоения двух компонентов образования – «академического», задаваемого введенным ФГОС, и «жизненной компетенции», регламентированного ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, применительно к этапу начального общего образования.
В соответствие с Законом об образовании обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания глухих обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО[5].
Структура АООП НОО варианта 1.1. предполагает введение программы коррекционной работы.
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.
Коррекционно – развивающая работа включает систематическое психолого - педагогическое наблюдение в учебной и внеурочной деятельности; разработку и реализацию индивидуального маршрута комплексного психолого – педагогического сопровождения каждого глухого обучающегося на основе психолого-педагогической характеристики, составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития, включая уровень владения словесной речью (в устной и письменной формах), навыками коммуникации др., а также выявления трудностей в овладении содержанием начального основного образования, особенностей личностного развития, межличностного взаимодействия с детьми и взрослыми и др.; организацию и проведение специальных (коррекционных) занятий (индивидуальных и групповых), в том числе, направленных, на развитие восприятия и воспроизведения устной речи; консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам организации и проведения учебной и внеурочной деятельности с учетом достижения всеми обучающмися планируемых результатов начального основного образования, формирования в образовательной органиазции психологически комфортной среды для обучающихся с нормальным и нарушенным слухом, их родителей, администрации и педагогического коллектива.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы.
Специальная коррекционно – развивающая работа осуществляется учителем – дефектологом (сурдопедагогом), педагогом – психологом, социальным педагогом на основе ее совместного планирования и постоянного сотрудничества, систематического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, включая глухих обучающихся и их слышащих одноклассников, учителей, администрации образовательной организации, педагогов, участвующих во внеурочной деятельности, родителей детей с нормальным и нарушенным слухом, а также медицинских работников образовательной организации.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (сурдопедагога).
Содержание коррекционно – развивающей работы сурдопедагога направлено, прежде всего, на обучение языку, развитие речевой деятельности обучающихся, их языковых способностей. С учетом индивидуальных особенностей обучающихся проводится работа по развитию словесной речи (в устной и письменной формах), включая развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации. Сурдопедагогом проводится мониторинг результатов коррекционно–развивающей работы на протяжении всего периода обучения, которые отражаются в слухоречевых картах обучающихся. По результатам обследований сурдопедагог проводит консультативную работу со всеми участниками образовательного процесса.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся содержания АООП НОО педагог-дефектолог (сурдопедагог) может оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и со слышащими учащимися школы (класса) глухой обучающийся направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы педагога – психолога включает диагностику личностного, интеллектуального и психо-эмоционального развития детей; коррекцию недостатков в развитии памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.; популяризацию психологических знаний, консультирование участников образовательного процесса.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также в форме бесед, тренингов и других форм.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работысоциального педагога: диагностика социального положения семей и внутрисемейных отношений; содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в образовательной организации; консультирование родителей, детей по вопросам социального взаимодействия, правовой и социальной защиты, работает с семьями обучающихся группы риска, участвует в профориентационной работе и других мероприятиях.
Занятия проводятся индивидуально и малыми группами, а также в форме бесед, тренингов и других форм.
Систематическое взаимодействие специалистов при сопровождении глухого обучающегося и его семьи осуществляется в ходе диагностической, консультативной, психолого-педагогической, информационно-просветительской работы.
Диагностическая работа включает проведение комплексного психолого–педагогического обследования глухих обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, изучения динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания и др. По результатам обследования осуществляется анализ успешности коррекционно-развивающей работы и ее изменение в соответствии с потребностями обучающихся, пожеланиями их родителей.
Диагностическая работа строится на основе программы комплексного изучения каждого глухого обучающегося различными специалистами (учитель, учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, медицинский работник).
Учитель: устанавливает усвоенный глухими детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности в обучении, определяет условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. По результатам обследования проводит консультативные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса, участвует в составлении программы индивидуального психолого –педагогического сопровождения каждого глухого обучающегося.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог): проводит изучение особенностей и возможностей развития каждого обучающегося с нарушенным слухом при использовании методов сурдопедагогической диагностики, в том числе выявляет уровень общего и речевого развития, изучает состояние слуховой функции, уровень развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, возможности устной коммуникации, с помощью сурдопедагогических методик выявляет адекватность режима работы индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов с учетом особенностей слухоречевого развития обучающегося, условий получения им образования, необходимости использования устной речи в различных коммуникативных ситуациях, применения средств электроакустической коррекции для ориентации в неречевых звуках окружающего мира; по результатам обследования проводит консультативные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса, включая слышащих детей, при необходимости повторного аудиологического обследования, направляет обучающегося на консультацию в сурдологический кабинет (центр).
Педагог - психолог: проводит психологическое обследование каждого глухого ребенка с использованием методов, адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует результаты обследования, разрабатывает на их основе рекомендации для всех участников образовательного процесса, в том числе, при необходимости, для организации и содержания коррекционной работы. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводит повторные обследования и/или направляет обучающегося на консультации в организации соответствующего профиля. Участвует в разработке комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической программы сопровождения обучающихся. При необходимости привлекает медицинских работников образовательной организации для оказания консультативной помощи и сопровождения обучающихся.
Социальный педагог: проводит социально – педагогическое обследование, изучает социальную микросреду, семьи глухих обучающихся, выявляет воспитанников группы социального риска. Участвует в разработке комплексной психолого- педагогической и социально- педагогической программы сопровождения обучающихся. При необходимости участия в социально – педагогической работе с обучающимися сотрудников других организаций и ведомств, организует с ними необходимое взаимодействие.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения глухих детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционной и диагностической работы с глухими детьми, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с глухими обучающимися, организации коммуникации в образовательном процессе, консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии образования, семейного воспитания и приёмов коррекционно–развивающей работы в условиях семьи; консультирование обучающихся с нарушенным и нормальным слухом по вопросам их взаимодействия и общения, родителей слышащих детей по вопросам организации и осуществления инклюзивного образования.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную работу по вопросам образования, социокультурного развития, социальной адаптации, коммуникации с детьми, имеющими нарушения слуха, их семейного воспитания, проведения коррекционной работы. Информационно-просветительская работа проводится со всеми участниками образовательного процесса в различных формах просветительской деятельности, включая дистанционные, – лекции, беседы, информационные стенды, индивидуальные консультации и др.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование комфортного психологического климата в образовательной организации для всех участников образовательного процесса и в условиях семейного воспитания. Психолого-педагогическая работа включает помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Этапы реализации программы
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
• Этап сбораи анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа являются данные об особенностях развития глухих обучающихся, их особых образовательных потребностях, а также оценка образовательной среды с целью определения ее соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы образовательной организации.
• Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом данного этапа является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения глухих детей при специально созданных (вариативных) условиях их обучения, воспитания, развития, социализации.
• Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом данного этапа является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям каждого обучающегося.
• Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корригирующая деятельность). Результатом данного этапа является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения глухих детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.