Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[10].
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
ü использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
ü пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
ü общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Математика.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
· Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
· Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
· Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
· Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
· Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
· Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
· Умение обозначать арифметические действия знаками.
· Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
· Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
· Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
· Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
· Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
· Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
Окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
· Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
· Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
· Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
· Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
· Интерес к объектам живой природы.
· Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
· Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
· Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
· Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
· Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Человек
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
· Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Домоводство.
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
· Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
· Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
· Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
· Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Искусство
Музыка и движение.
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
· Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
· Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
· Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
· Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
· Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
· Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
· Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.