Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развитие обучающихся, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слепоты, сочетающейся с интеллектуальной недостаточностью - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающихся к условиям школьного обучения, так и достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Когда речь идет о данной группе обучающихся, большое значение имеет глубина зрительных нарушений. Исходя из данного критерия выделяются три подгруппы обучающихся: тотально слепые (в качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности выступают осязание и слух, другие анализаторы выполняют вспомогательную роль); обучающиеся со светоощущением (имеется возможность воспринимать свет и тьму, в случае правильной проекции — цвет, но ведущими в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности выступают слух и осязание); обучающиеся с практической слепотой (имеет место остаточное зрение, сохраняется способность воспринимать на близком расстоянии цвет, форму, размер предметов и объектов, что обеспечивает возможность формирования у данной подгруппы обучающихся некачественных, но, тем не менее, зрительных образов).

Большое значение для обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет время потери (нарушения) зрения. В случаях, когда зрение было потеряно (нарушено) в раннем возрасте, то речь идет не только о своеобразии психофизического развития ребенка, но и об особенностях развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Если потеря (нарушение) зрения произошла в дошкольном возрасте, то в зависимости, от условий дошкольного воспитания обучающиеся могут иметь разный уровень развития: у одних детей могут практически отсутствовать даже элементарные навыки ориентировки, контроля над своим поведением, у других - имеют место предпосылки для формирования базовых учебных умений.

Независимо от времени потери (нарушения) зрения многие слепые с интеллектуальной недостаточностью отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, в наличии стереотипных движений. У многих из них имеет место нарушение осанки, отсутствует пластичность и координированность движений, эмоциональная выразительность, что усиливается затрудненностью (невозможностью) зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (у обучающихся с остаточным зрением, прежде всего, зрительная).

Для данной группы обучающихся характерным является серьезные нарушения психомоторики, что в частности проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с резким недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слепых с интеллектуальной недостаточностью значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Для данной группы обучающихся характерны особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др.

Особенности зрительного восприятия у слепых с остаточным зрением усугубляются за счет наличия серьезных затруднений, вызванных низкой его остротой (острота зрения находится в пределах от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции), а также сужением границы поля зрения до 10-15 градусов или до точки фиксации при более высокой остроте зрения, которая может доходить до 1.0. Кроме того, как правило, у данной подгруппы обучающихся наряду с низкими показателями остроты зрения имеет место нарушение других зрительных функций (поле зрения, цветоразличение, контрастная чувствительность, глазодвигательные функции). Это, в свою очередь, осложняется наличием различных глазных заболеваний. Вместе с тем у многих слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с остаточным зрением, поступающих в школу, не сформировано как умение рационально его использовать для восприятия предметов и объектов окружающего мира, так и умение использовать полисенсорную информацию, получаемую с помощью сохранных анализаторов.

Независимо от состояния зрительного анализатора у слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказываются нарушенными: пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, установление причинно-следственных связей, формирование адекватных, точных, целостных образов и др.

Для данной группы обучающихся не зависимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и недифференцированных представлений, возникновение трудностей при воспроизведении событий и др.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.

У слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.

У подавляющего большинства слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющиеся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действия приобретает формальный характер: обучающиеся не рассчитывают на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Многим из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Кроме того у них имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у школьников нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.

У обучающихся данной группы нередко могут проявляться негативные личностные качества и негативные личностные проявления.

Особые образовательные потребности слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер слепых обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) про­яв­ля­ется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глу­бо­ком сво­еобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осу­ще­с­т­вляется за­медленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей пси­хи­чес­кой де­я­тель­ности ре­бёнка. При этом, несмотря на многообразие ин­ди­ви­ду­альных вариантов стру­к­туры да­н­но­го нарушения, перспективы об­ра­зо­ва­ния слепых обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­ту­аль­ными нарушениями) детерминированы в основном степенью вы­ра­жен­ности не­до­раз­ви­тия интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характерны следующие специфические об­ра­зовательные потребности:

учет в организации обучения и воспитания определенных факторов: при наличии остаточного зрения необходим учет: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, (рекомендуемая оптическая коррекция и приборы для улучшения зрения), режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; в условиях светоощущения и тотальной слепоты – возраста, в котором произошла утрата (потеря) зрения, времени осуществления жизнедеятельности на суженой сенсорной основе, рекомендуемого режима тактильных и физических нагрузок;

раннее получение специальной помощи средствами образования;

выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

обязательность осуществления непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;

систематическая актуализация сформированных знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

целенаправленное формирование компенсаторных способов деятельности;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;

широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);

обеспечение доступности учебной информации для зрительного и тактильного (для слепых с остаточным зрением) и тактильного (для тотально слепых и слепых со светоощущением) её восприятия обучающимися;

специальная организация (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;

преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом возможностей остаточного зрения и (или) тактильного восприятия;

формирование познавательных действий и ориентировки в микро- макропространстве;

целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

коррекция нарушений в двигательной сфере;

развитие речи и коррекция речевого развития;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, коррекции речевых нарушений;

реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.

4.1.2. Планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Освоение АООП НОО, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение слепыми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты отражают:

овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

развитие любви к своей стране и городу;

развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

развитие эстетических чувств;

формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни;

формирование интереса к предметно-практической деятельности, трудовым действиям.

Предметные результаты отражают овладение обучающимися конкретными учебными предметами и курсами коррекционно-развивающей области.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

междисциплинарной программы "Формирование базовых учебных действий" (в том числе разделов: «Чтение. Работа с текстом», «Основы ИКТ- компетентности»);

программ по всем учебным предметам (за исключением «Родного языка», «Чтения на родном языке») – «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство. Тифлографика», «Музыка», «Ручной труд», «Физическая культура»;

программ курсов коррекционно-развивающей области: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Сенсорное развитие», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка».

Планируемые результаты освоения учебных предметов «Родного языка» и «Литературного чтения на родном языке» разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

Чтение. Работа с текстом

В результате изучения всех без исключения учебных предметови освоениякурсов коррекционно-развивающей областиАООП НОО слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает умениями работы с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

ориентироваться в текстовом материале с использованием специальных навыков;

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить текст на смысловые части, составлять план текста;

выделять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

понимать информацию, представленную разными способами (словесным, иллюстративным и др.);

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

пересказывать текст с простым сюжетом;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) под руководством учителя овладевают следующими умениями:

высказываться по прочитанному или прослушанному тексту;

участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Основы ИКТ-компетентности

На ступени начального общего образования слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями могут овладеть на факультативных занятиях основами ИКТ-компетентности (знакомство со средствами ИКТ, приобретение опыта использования в совместной с учителем деятельности информационно-коммуникативных средств и др.).

На факультативных занятиях слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может овладеть:

умением дифференцировать средства ИКТ, используемые в образовательном процессе, по цели, назначению;

элементарными приёмами работы с компьютером, оснащенным брайлевской строкой и синтезатором речи.

Предметные результаты

Образовательные области

Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научатся понимать, что язык является основным средством человеческого общения, у них будет формироваться позитивное отношение к русскому и родному языкам, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством их развития.

При изучении учебного предмета «Русский язык» у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут закрепляться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности остаточного зрения, развиваться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, на плоскости рабочего стола, в тетради), координация и темп движений, навыки осязательного обследования при работе с дидактическим материалом.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность использовать рельефно-точечный шрифт при письме и чтении по системе Л. Брайля; научиться воспринимать и представлять одну и ту же букву в двух различных положениях: в одном положении при письме, в другом – при чтении. В целях контроля за процессом письма будет формироваться умение читать грифелем написанный текст, не отрывая его от письменного прибора.

Содержательная линия «Система языка»

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.

Фонетика и графика:

умением различать звуки и буквы;

умением характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знанием последовательности букв в русском алфавите, умением правильно называть буквы, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

умением делить слово на слоги;

знаниями грамоты, основными речевыми формами и правилами их применения;

умением использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику для использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

ритмичными движениями для обеспечения возможности освоения рельефно-точечного шрифта письма по системе Л. Брайля и повышения их скорости;

умением списывать по слогам и целыми словами информацию, представленную рельефно-точечным шрифтом, с орфографическим проговариванием;

приемами списывания текста, представленного рельефно-точечным шрифтом;

правильным звукопроизношением;

умением проводить слого - звуковой, звуко - буквенный разбор слова.

Орфоэпия:

первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;

умением использовать в процессе коммуникации, освоенные речевые формы устной и письменной речи;

умением соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи.

Состав слова (морфемика):

умением различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Морфология:

умением дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название предметов; действий и признаков);

умением различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

умением применять дидактический материал ко всем видам грамматического разбора, используя рельефные схемы;

пользоваться дидактическим материалом при разборе предложений.

Синтаксис:

умением различать предложение, словосочетание, слово;

умением составлять предложения из слов, восстанавливать нарушенный порядок слов с ориентацией на серию рельефных рисунков;

умением выделять из текста предложения на заданную тему;

умением использовать рельефные схемы предложений в готовом виде и элементы этих схем для моделирования предложений;

умением устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

умением классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

умением определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

умением находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

навыком применять правила правописания (в объёме содержания предмета);

умением списывать с учебника или карточки рельефно-точечный текст объёмом 30-35 слов;

умением писать под диктовку тексты объёмом 30-35 слов в соответствии с изученными орфограммами;

умением ориентироваться в своих учебных принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку.

Содержательная линия «Развитие речи»

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает:

умением соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

умением делить текст на предложения;

умением участвовать в обсуждении темы текста и выборе заголовка к нему;

умением самостоятельно озаглавливать текст;

умением составлять план текста под руководством учителя;

умением самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа;

умением писать изложение и сочинения под руководством учителя (из 3-4 предложений);

умением сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения (письма, поздравительные открытки, записки).

Чтение

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)смогут осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. У обучающиеся будет формироваться потребность в чтении с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. У обучающихся появится интерес к чтению художественных произведений.

К концу обучения в начальной школе у обучающихся будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы базовые учебные действия.

Слепые обучающиеся будут овладевать приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов; научатся совместно со взрослыми выбирать литературу для чтения.

Обучающиеся получат возможность овладеть умением вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Слепые с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в группе и освоить правила групповой работы.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность приобрести навыки чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, использовать специальные приспособления: азбуку – колодку по Брайлю (колодку шеститочия), двойной брайлевский пенал, прибор прямого чтения, рассыпную кассу и др..

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность научиться воспринимать и понимать рельефные рисунки, помещенные в учебнике. Для повышения скорости и качества чтения получат возможность овладеть приемами правильного движения рук в процессе чтения.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.

Виды речевой и читательской деятельности:

навыками правильного чтения вслух по слогам и словами с использованием рельефно-точечного шрифта по системе Л. Брайля;

правильным звукопроизношением (в условиях невозможности непосредственного восприятия артикуляции говорящего);

способностью использовать для коммуникации развернутые формы речи;

умением читать книги с использованием рельефно-точечного шрифта по системе Л. Брайля, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

умением читать текст обеими руками, не используя остаточное зрение (для слепых с остаточным зрением);

умением читать (вслух) и про себя книги, с использованием рельефно-точечного шрифта по системе Л. Брайля, выразительно декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки (7-8 стихотворений);

навыком слушать книги, напечатанные плоским шрифтом или озвученные;

умением определять главную мысль и героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность и взаимосвязь; озаглавливать с помощью учителя текст, передавая в заголовке главную мысль текста; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;

умением использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: с помощью учителя делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; пересказывать содержание простого текста; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

умением ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

умением участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать свое мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт.

Круг детского чтения (для всех видов текстов):

умением осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по собственному желанию;

умением вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

навыком самостоятельного чтения детских книг для слепых.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

умением отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

умением различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить конкретные примеры произведений.

Творческая деятельность:

умением восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

умением составлять устный рассказ на основе личного опыта;

умением использовать устную коммуникацию, быть способным к осмысленному чтению;

умением пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

умением составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Математика

В результате изучения учебного курса «Математика» слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладения элементарными приемами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.

В результате изучения курса математики слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получат возможность овладеть умениями, направленными на обогащение сенсорного опыта, навыками в ориентировки микро- и макропространстве; сформировать представления о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов, овладеть простейшими чертежно-измерительными действиями. У слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)смогут быть выработаны навыки устного счета, которые важны для дальнейшего овладения учащимися математическими знаниями. Обучающиеся могут освоить запись математических цифр и знаков с использованием рельефно-точечного шрифта Л.Брайля.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой знаний, умений и навыков.

Числа и величины:

навыком чтения и записи чисел с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

умением записывать числа на письменном приборе Л. Брайля, на приборе прямого чтения;

умением устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

умением использовать разрезные цифры, карточки с цифрами, выполненные рельефно-точечным шрифтом, группировать практическим способом на индивидуальных наборных полотнах по заданному признаку;

умением читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Арифметические действия:

умением записи действий с двузначными числами на письменном приборе Л. Брайля, на приборе прямого чтения;

умением выполнять письменно рельефно-точечным шрифтом действия с двузначными числами на приборе Л. Брайля, на приборе прямого чтения (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел; умением выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

умением читать математические выражения, вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок);

выполнять действия с величинами;

формулировать свойства арифметических действий и использовать их для удобства вычислений.

Работа с текстовыми задачами:

умением устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

умением решать арифметическим способом (в 1—2действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры:

умением описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

умением распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная линия, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), используя тифлотехнические средства для построения на плоскости слепыми различных математических графиков, геометрических фигур (Приборы «Графика», «Школьник», Н.В. Клушиной и др.); выполнять изображения отрезков, ломанных линий и других геометрических фигур, изображать геометрические фигуры (Приборы: Н.А. Семевского, «Графика», «Школьник» и др.);

умением выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника (Прибор Н.А. Семевского и др.);

умением использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

умением распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

умением соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины:

умением измерять длину отрезка; использовать линейку с рельефными делениями (для слепых и слепых с остаточным зрением);

умением оценивать размеры геометрических объектов, расстояния, используя осязание и остаточное зрение (для слепых и слепых с остаточным зрением).

Работа с информацией:

умением читать несложные готовые таблицы;

умением заполнять несложные готовые таблицы, выполненные рельефно-точечным шрифтом.

Наши рекомендации