У Иры папа водитель. Он водит грузовую машину. У Наташи отец водник. Он плавает на судне по реке.

2. Наблюдение над родственными словами. Выделение
двух признаков родственных слов.

— Найдите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близки:

Водитель

Водит

— Выделите общую часть этих слов:

Водитель

Водит

3. Формулировка вывода: слова, которые имеют общую
часть и сходны по смыслу, называются родственными.

4. Первичное закрепление.

— Почему слово водникне является родственным словам
водительи водит ?

— Подберите к нему родственные слова:

вода

водичка

водяной

— Выделите общую часть.

В результате изучения морфемного состава слов решаются сле­дующие задачи:

— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс»

и «окончание»;

—развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;

—формирование навыка правописания проверяемых безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания при­ставок;

—развитие умения осознанно употреблять в речи слова с при­ставками и суффиксами.

Особенности изучения корня.При формировании понятия «ко­рень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей фор­мулировке: «Корень — главная часть слова, которая является об­щей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов». Главное положение, определяю­щее в целом методику работы над корнем, — это показ корня как основы лексического значения слова и усвоение данного понятия как общей части родственных слов, в которой заключена общность их семантики.

Понятие «корень» вводится на основе установления смысло­вой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для на­блюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, который затем анализирует­ся с целью выяснить, насколько глубоко поняли его учащиеся. Работу на уроке по ознакомлению с корнем можно построить сле­дующим образом (фрагмент урока).

1. Подбор родственных слов к слову дом:

Дом

Домик

Домовой

2. Выделение общей части в родственных словах:

Дом

Домик

Домовой

— Общая часть родственных слов в грамматике назы­вается корнем, то есть корень— это общая часть близких
по смыслу слов. Если нужно выделить корень на письме, то
над ним ставят значок .

3. Первичное закрепление.

—Можно ли находить корень, имея перед глазами или в уме только одно слово?

—Почему нельзя ?

– Какими должны быть слова, в которых находим ко­рень ?

4. Осознание алгоритма определения корня слова.

—Надо найти корень в слове ученик.

—Что такое корень ?

—Подберем близкие по смыслу слова:

Ученик

Учить

Ученье

—Сравним слова и найдем общую часть (корень).

—Итак, что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

5. Формулировка вывода.
Чтобы найти корень, надо:

1) подобрать родственные слова;

2) сравнить их;

3) выделить общую для них часть.

. Работа над формулировкой, данной в учебнике:

—Прочитайте правило в учебнике.

—Как по-другому названы в учебнике родственные слова ?

—Что означает название «однокоренные» ?

7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем орга­нически входят в содержание уроков, на которых изучаются дру­гие морфемы, и позднее словообразовательные упражнения вклю­чаются в изучение частей речи.

Особенности изучения окончания. Методика работы над каж­дой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвисти­ческая сущность специфична. Особым своеобразием отличается фор­мирование понятия «окончание», для которого ведущей является грамматическая функция.

Трудность усвоения окончания младшими школьниками обус­ловлена тем, что окончание является внешним средством выраже­ния грамматических значений слов. Не зная грамматических зна­чений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его призна­ков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с дру­гими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).

1. Комментируемая запись текста.
Книга

Наши рекомендации