Временная перспектива будущего и жизненные цели в юношеском возрасте.
Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее - центральные психологические новообразования юношеского возраста.
Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью собственным внутренним миром, как систему приспособления к действительности. По словам Д.И. Фельдштейна, юношеский возраст - поворотный узловой рубеж социального движения "я и общество".
Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). По данным И.В. Дубровиной, у старшеклассников жизненные планы весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты: старшеклассник воображает себя в разных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается что-то окончательно выбрать для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, стремление оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Жизненный план - это план деятельности.
Новообразованием личности является формирование личной идентичности - чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства, совокупности представлений о себе как представителе разных социальных ролей.
Э. Эриксон рассматривал поиск личной идентичности как центральную задачу этого периода. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе требует ответить на вопросы: "Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?". В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями в непротиворечивую целостность, противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.
Кризис идентичности по Э. Эриксону включает ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость, экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли, ученичество или паралич трудовой деятельности, сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация, отношения лидер-последователь или неопределенность авторитета, идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.
В случае негативного разрешения кризиса идентичности возникает диффузия идентичности (ролевое смешение): молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:
- диффузия времени (ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени);
- застой в работе (поглощенность бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, неспособность продолжить образование, выбрать работу);
- отрицательная идентичность (отрицание всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на "противоположное" - опасный, нежелательный образец).
Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения (как важный компонент самосознания, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности), чувство самоценности, - благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют более негативно.
Л.С. Выготский отводил центральную роль в юности развитиюсамосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Открытие своего внутреннего мира - главное психологическое приобретение ранней юности (И.С. Кон). Несмотря на то, что тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей и девушек с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, негативный коммуникативный опыт).
Самосознание в ранней юности приобретает целостность. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Особенность самооценки - ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Самооценка проверяется, в одних случаях, путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности, в других случаях - сравнивается с оценкой окружающих людей, выступающих в качестве экспертов. Довольно часто встречается переоценка собственных возможностей, "юношеская самоуверенность".
Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. В юношестве самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Образы собственного "Я" сложны и неоднозначны: реальное "Я" (каким я вижу себя в данный момент), динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), фантастическое "Я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых "Я". Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "Я", с другой - осознание своего положения в мире (И.С. Кон).
Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования, к появлению стремления к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. В период юности особую важность приобретают отношения между Я реальным и Я идеальным. Несовпадение реального и идеального "Я" - нормальное следствие роста самосознания, необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Юность - решающий этап становления мировоззрения - системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру. Важный компонент мировоззрения личности - ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека.
Первый показатель становления мировоззрения - рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания. Однако выработка мировоззрения не сводится к познавательной активности: центральное место в этом процессе занимает решение социально-нравственных проблем, группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни.
И.С. Кон считает, что вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности: рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с "вакуумом" в деятельности или в отношениях с людьми. Именно поэтому удовлетворительный ответ на этот вопрос может дать только деятельность.
Активно развивается в юности эмоциональная сфера. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общий эмоциональный фон становится более ровным, резкие аффективные вспышки прекращаются, но в некоторых ситуациях, когда, например, взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и реакции.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы границы юношеского возраста?
2.В чем заключаются основные психологические характеристики юношеского возраста?
3.Каковы новообразования юношеского возраста?
4.Каковы особенности профессионального самоопределения на данном возрастном этапе?
5.С чем связана временная перспектива юношеского возраста?
6.Каковы детерминанты психологического здоровья?
7.Как формируются жизненные цели студентов?
8.Как преподаватель вуза должен учитывать психологические характеристики юношеского возраста?
Тема 7. Психологические основы учебной деятельности студента
1.Учебная деятельность как особый вид деятельности.
2. Предметное содержание учебной деятельности.