Обследование произвольной деятельности

Ручная моторика

Открывает спичечный коробок.

Разворачивает конфету.

Рисует круг.

Моет и вытирает руки.

Откручивает болт.

Поворачивает ключ в замке.

Застегивает и расстегивает пуговицы.

Режет ножницами.

Выполняет шнуровки.

Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

Поднимает брови.

Хмурит брови.

Прищуривает глаза.

Имитирует поцелуй.

Регуляторный праксис

Устанавливает связь между сигналами и действиями:

тихие удары – ходьба на носочках

громче – на ступне

громко – пробежка

нет ударов – остановка

Эхопраксия

Выполняет самостоятельно

Кинестетический праксис (мануальный)

Задания предлагаются в следующем порядке:

а) правая, левая рука, билатерально

не нарушен,

диффузность движений,

беспорядочный перебор пальцев,

ошибки расположении руки в пространстве,

зеркальность,

трудности переключения, персеверации,

игнорирование пальцев левой руки, не выполняет;

Обследование произвольной деятельности - student2.ru

б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен).

Обследование произвольной деятельности - student2.ru

Динамический праксис (мануальный)

Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!).

Воспроизвеление ритмических структур (!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).

Проба «Кулак – кольцо»

Проба на смену 3 положений кисти «Кулак– ребро – ладонь»

(правая – левая).

Обследование произвольной деятельности - student2.ru

не нарушен

правая, левая рука, билатерально

увеличение латентного периода

отрывистость движений

отсутствие плавности при переключении

персеверации

антиципации

контаминация

нарушение двигательных навыков в письме

нарушение пространственного направления

истощаемость

уподобление.

Реципрокная координация

не нарушена

нарушена:

замедление темпа выполения

сбои при убыстрении

поочередное/симметричное выполнение

отставание одной руки

дезавтоматизация.

Конструктивный праксис

а) Складывает пирамиду из 6-12 частей.

Выполняет сложные доски Сегена.

Складывает разрезанные фигуры из 6-8 частей.

Складывает фигуры из палочек (4-6) (по образцу, по памяти).

Складывает фигуры, разрезанные на 6-12 частей.

Выполняет самостоятельно

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические ошибки

проекционные ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне детализирует

испытывает трудности переключения

пересеверации

б) копирование

не нарушено

выполняет по образцу

нарушено:

топологические ошибки

метрические ошибки

проекционные ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне детализирует

испытывает трудности переключения

пересеверации

в) поворот на 180

выполняет

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические ошибки

проекционные ошибки

г) самостоятельный рисунок

выполняет

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические ошибки

проекционные ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне детализирует

испытывает трудности переключения

пересеверации

Пространственный праксис

пробы Хеда - одноручные с перекрестом

(по показу, по инструкции);

показывает правую и левую руки у соседа;

пробы Хеда. - двуручные и перекрестные

(по показу, по инструкции).

Обследование произвольной деятельности - student2.ru Обследование произвольной деятельности - student2.ru Обследование произвольной деятельности - student2.ru Обследование произвольной деятельности - student2.ru

не нарушен

нарушен:

пространственный поиск

зеркальность

пространственные искажения

импульсивность

путает заданную плоскость

соматотопические ошибки

трудности право-левых перешифровок

опора на речь помогает/не помогает

импульсивность;

четко различает свои правую и левую руки;

Зрительное восприятие

Различает 5 разных картинок.

Различает 5 геометрических форм.

Различает и называет предметы круглые и с углами.

Находит 3 спрятанных предмета.

Возможно полное исследование зрительного предметного гнозиса.

Зрительный предметный гнозис (узнавание):

а) реальных предметов

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

б) простых изображений

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

в) контурных изображений

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

г) перечеркнутых

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

д) фрагментарных

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

е) наложенных

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

ж) с недостающими деталями

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность;

з) выделение фигуры из фона

не нарушено

нарушение узнавания

нарушение называния

зеркальность

фрагментарность

инактивность.

Пальцевой гнозис

Называет пальцы на левой и правой руке.

Не называет пальцы на левой и правой руке.

Выполняет тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми глазами.

Не выполняет тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми глазами.

Лицевой гнозис

не нарушен

нарушен:

не может определить пол

не можкопределить возраст персонажей на картинке

не различает индивидуальные особенности лица.

Симультанный гнозис

не нарушен

нарушение симультанного синтеза, фрагментарность

Слуховое восприятие

Неречевой слуховой гнозис

1. Слуховой предметный:

не нарушен

нарушен,

увеличен латентный период

2. Восприятие ритмов

не нарушено

нарушение оценки и воспроизведения ритмов

отсчет ритмической структуры улучшает/не улучшает выполнение пробы

сужение объема восприятия

а) оценка ритмов

не нарушена

не может определить количество ударов

не может сравнить 2 серии ударов

б) воспроизведение ритмов

по инструкции

не нарушено

не улавливает структуру ритмов

персеверации

теряет структуру ритмов

по слуховому образцу

не нарушено

персеверации

теряет структуру ритмов

3. Восприятие мелодий

не нарушено

нарушено

Цветовой гнозис

не нарушен

нарушено узнавание

нарушено называние

испытывает затруднения в подборе оттенков

Различает, соотносит, называет основные цвета.

Указывает на предметы красного, желтого, зеленого, синего цветов.

Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

Указывает на предметы черного и белого цветов.

Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

Указывает на предметы коричневого, розового, голубого, оранжевого,

сиреневого цветов.

Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

Соматосенсорный гнозис

1. Соматогнозис

нарушение право-левой ориентировки

игнорирование левой части тела

искаженное восприятие частей собственного тела

нарушение «схемы тела»

3. Стереогноз

правая, левая рука

нарушение узнавания

нарушение называния

инактивность ощупывания

игнорирование правой, левой стороны при тактильном восприятии)

Исследование внимания

а) концентрация (сильная; слабая)

б) распределение (достаточное, недостаточное)

в) переключение (быстрое, медленное, персеверации)

г) отвлекаемость (сильная, слабая, отсутствует)

д) включение в деятельность (быстрое, медленное, не включается)

Исследование памяти

1. Память на текущие события (не нарушена, нарушена)

2. Память на упроченные знания (не нарушена, нарушена)

3. Модально-специфические формы памяти.

А) Слухо-речевая память

Объем

полный

сужен: не удерживает серию из 3-элементов

не может воспроизвести 5 слов

потеря фрагментов текста при воспроизведении

Прочность следов

не нарушена

нарушение: тормозимость, инертность речевых следов

Избирательность запоминания

соскальзывание на побочные ассоциации

лишние слова

Удержание порядка элементов

не нарушено

нарушено:

перестановка слов персеверации

истощаемость при заучивании 10 слов

Б) Зрительная память

Объем

полный

сужен:

не может воспроизвести заданный объем стимулов;

Прочность следов

не нарушена

нарушена: тормозимость, инертность зрительных стереотипов;

Избирательность

не нарушена

нарушена

лишние стимулы;

Удержание порядка элементов

не нарушено

нарушено: путает порядок элементов

персеверации элементов;

Мышление

Узнает часть целого.

1. Решение задач (не нарушено, забывает условия задачи, забывает, заменяет числа, затруднения в простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения).

2. Интерпретация пословиц, метафор (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает).

3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, не понимает).

4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное, импульсивность, аспонтинность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении).

5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок).

Импрессивная речь

1.Понимание:

а) внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

б) ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

в) простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность).

2.Понимание слов

а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/ фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

в) части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова).

Экспрессивная речь

Использует местоимения «я», «ты», «мое», «твое».

Использует множественное число.

Называет вид деятельности по картинке.

Называет 5 видов животных.

Рассказывает спонтанно о событии.

Использует прошедшее время.

Звуки и комбинации звуков [х], [нг], [нт], [шп], [фр].

Объясняет смысл (правила) игры.

Повторяет короткий рассказ.

Употребляет придаточные предложения.

Спрашивает «кто?», «где?», «когда?», «куда?», «почему?».

Использует антонимы.

Самостоятельная речь

а) спонтанная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности, скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие _____________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

б) диалогическая (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие ______________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

в) автоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозмохность выполнения);

г) дезавтоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения);

д) составление рассказа по сюжетным картинкам (составляет, не понимает сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральной, вербальной парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные заменыне составляет);

е) составление рассказа по пейзажной картинке (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _____________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет);

ж) составление рассказа по заданной теме (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет).

Повторение

а) изолированных гласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ______________, пропуски, персеверации, не повторяет);

б) изолированных согласных звуков(не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

в) слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

г) серий звуков (не нарушено, пропуски, перестановки, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, персеверации, не повторяет);

д) серий слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, пропуски, перестановки, персеверации, не повторяет);

е) слов с оппозиционными фонемами (не нарушено, искажения, какие ________, замены по семантическому/фонетическому сходству, перестановки, персеверации, не повторяет);

ж) повторение простых слов (не нарушено, искажения, какие _________, замены звуков, пропуски, перестановки, замены по семантическому/фонетическому сходству, не повторяет);

з) сложных и бессмысленных слов (не нарушено, искажения, какие _______, замены звуков, пропуски, перестановки звуков/слогов внутри слов, не повторяет);

и) повторение предложений простых (не нарушено, искажения звуковой структуры, перестановки слов, не повторяет), сложных (не нарушено, искажение звуковой структуры, перестановки слов, нарушение грамматической структуры, не повторяет).

3. Называние

а) реальных предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

б) изображений предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

в) частей тела (не нарушено, соматогнозии, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

г) действий (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации);

д) качеств (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации).

4. Составление фразы

а) по картинке (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы:

какие _____, лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические);

б) с заданным словом (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие ________________________, лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические, лексические нарушения).

5. Пересказ рассказа не нарушен, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие __________: грубые, негрубые, морфемные замены, парафазии: литеральные, вербальные, по сходству: звуковому, семантическому, нарушение последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность/неадекватность).

Исследование письма

1. Автоматизированное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

2. Списывание (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

3. Письмо букв под диктовку (не нарушено, искажения по графо-моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

4. Письмо слогов под диктовку (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия буква, невозможность произвольного письма, невозможность письма нарушено).

5. Письмо под диктовку слов (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

6. Письмо под диктовку фраз и текста (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

7. Самостоятельное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма).

8. Темп письма (низкий, средний, высокий)

Исследование чтения

1. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (не нарушено, замены, какие ____________________, персеверации, не читает).

2. Чтение букв вслух (не нарушено, нарушено).

3. Чтение слогов и псевдослов (не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает).

4. Чтение слов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

5. Чтение предложений (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

7. Подкладывание подписей под сюжетные картинки (не нарушено, путает, не читает).

8. Чтение рассказов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

Исследование процесса счета

1. Запись чисел (не нарушена, зеркальность, пропуск элементов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов).

2. Чтение чисел (не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает).

3. Счетные операции (не нарушены, нарушения в простых счетных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревания на ошибках, инертность).

4. Серийный отсчет (не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен).

Ручная моторика

Открывает спичечный коробок.

Разворачивает конфету.

Рисует круг.

Моет и вытирает руки.

Откручивает болт.

Поворачивает ключ в замке.

Застегивает и расстегивает пуговицы.

Режет ножницами.

Выполняет шнуровки.

Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

Поднимает брови.

Хмурит брови.

Прищуривает глаза.

Имитирует поцелуй.

Регуляторный праксис

Устанавливает связь между сигналами и действиями:

тихие удары – ходьба на носочках

громче – на ступне

громко – пробежка

нет ударов – остановка

Эхопраксия

Выполняет самостоятельно

Наши рекомендации