Технология обучения курсу «Педагогический менеджмент и управление в современной школе»

1.2 Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: формирование у студентов системы знаний об управлении образовательными системами, их становлении, функционировании и развитии.

Задачи данного курса:

1. Систематизировать имеющиеся у студентов знания об образовательных системах.

2. Познакомить студентов с основными принципами и функциями государственно-общественного управления образованием.

3. Научить студентов анализировать проблемы управления образовательными учреждениями.

4. Организовать самостоятельную работу студентов по изучению теории и практики управлений образовательными системами с использованием литературы по менеджменту и педагогическому менеджменту.

5. Развивать профессиональные качества будущих педагогов, их управленческую культуру.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Службы управления

Нововведения в структуре управления образованием. Деятельность различных служб сопровождения, психолого-педагогической поддержки обучающихся, контроля за соблюдением прав детей в образовании (медико-санитарной, валеологической, социальной, службы занятости). Задачи служб диагностики и мониторинга качества образования, экспертно-диагностических, методических, аттестационно-инспекторских, информационно-консультационных. Функции и задачи международных служб. Организация маркетинговой службы. Документы, регламентирующие деятельность подобных служб (Положение, Должностные инструкции и др.).

2. Управленческая культура руководителя

Сущность и структура управленческой культуры. Содержание ее компонентов: аксиологического, технологического, личностно-творческого. Управленческая культура менеджера образования, как совокупность ценностей управления и педагогических ценностей. Инновации во внутришкольном управлении. Ценности внутришкольного управления. Личностная культура руководителя образовательного учреждения. Имидж руководителя. Лидерство. Стиль делового общения.

3. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

Система образования как социальный институт. Результаты деятельности системы образования. Управление образованием как социальным институтом. Социум как внешняя среда организации: социальное макроокружение школы (среда косвенного воздействия) и непосредственное окружение школы (среда прямого воздействия). Использование идей Паблик Рилейшнз (связи с общественностью) в управлении образовательным учреждением.

4. Повышение квалификации и аттестация работников школы

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. Исследовательский подход к повышению квалификации учителей в школе. Формы повыше-ния квалификации и переподготовки. Программно-целевое планирование повышения квалификации работников школы, осуществляемое на основе личных творческих планов. Сущность аттестации педагогических кадров. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных ОУ. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий. Порядок проведения аттестации в регионе.

11. Технология обучения курсу «Педагогическое мастерство». Изучая сущность понятия «педагогическое мастерство», мы пришли к выводу, что это интегра­тивное качество, которое в научно-педагогической литературе раскрывается с разных точек зрения, поскольку, каждый из ученых-педагогов подчеркивает ту или иную грань этого сложного феномена. Так, в Педагогической энциклопедии мы находим следующее определение: «Мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педа­гогу, работающему по призванию и любящему детей». Из определения видно, что «педагоги­ческое мастерство» раскрывается в нем через понятие «искусство». Вместе с тем данное определение не дает полного представления об изучаемом явлении, так как понятие «искусство» в Словаре русского языка С.И.Ожегова определяется как «умение, мастерство, знание дела». Это означает, что мастерство учителя в этом контексте — искусство, а педаго­гическое искусство — это мастерство, и поэтому даже такое уточнение, как «высоко и постоянно со­вершенствуемое искусство» не в полной мере раскрывает сущности рассматриваемого понятия. Среди качественных показателей педагогического мастерства авторы выделяют: высокую куль­туру, глубокие знания своего предмета, знания общей и детской психологии, совершенное владение методикой обучения и воспитания. Так, исследователь А.А.Трущева определяет мастерство как «творческое выполнение профес­сиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянное совершенствование методик и технологий собст­венной профессиональной деятельности». По мнению Д.А. Белухина, мастерство — это знание и умение, это весь опыт профессиональной деятельности, это некая система взглядов и убеждении. В психологии труда мастерством называют свойство личности, приобретенное с опытом, выс­ший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких на­выков и творческого подхода. Анализ данных определений показывает, что, по мнению ученых, «мастерство» в содержатель­ном отношении близко к категории «профессионализм деятельности», так как в основе этих понятий лежит высокий уровень гибких профессиональных навыков и умений, с одной стороны, а с другой — речь не идет напрямую об уровне сформированности личностно-профессиональных качеств, «хотя очевидно, что система умений и навыков вряд ли может быть сформирована без них». Из этого сле­дует, что для достижения профессионального мастерства необходимо обладать «определенным лич­ностным потенциалом, или стартовыми личностными возможностями» — общими и специальными способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие, адекватной самооценкой. Из представленных определений видно, что в содержательном отношении категория «мастерст­во» является важной составной частью категории «профессионализм», а также его необходимым условием. Следовательно, обретение профессионального мастерства является основополагающим этапом движения к «акме», на основе которого происходит формирование профессионализма деятельности и личности. В акмеологии мастерство рассматривается как высший уровень развития личности, сово­купность способностей и обобщенного позитивного опыта, профессиональных умений в определен­ной деятельности, достигнутых на основе рефлексии и творческого подхода.

12. Нормативные государственные документы по вопросам профессиональной подготовки учителей ГОСО по высшему образованию.Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности магистрантов и академической степени. Стандарт гармонизирован с международными документами в сфере высшего образования, рекомендациями программ «Руководство пользователя ECTS» («ECTS Users’ Guide»), «Настройка образовательных структур в европейских вузах» («Tuning Educational Structures in Europe»). Положения стандарта обязательны для применения высшими учебными заведениями Республики Казахстан (далее – вузы), осуществляющими подготовку магистров независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы. Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации вузов, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, работодателями и служит основой для оценки качества подготовки магистров.

Закон о науке

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяет основные принципы и механизмы функционирования и развития национальной научной системы Республики Казахстан.

14. Концепция непрерывного педагогического образования РК

Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации (далее — Концепция) является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования Республики Казахстан. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», а также с учетом рекомендаций Конвенции по техническому и профессиональному образованию, Декларации Всемирной конференции по высшему образованию, совещания министров образования Европейских стран в Болонье, рекомендаций ЮНЕСКО по непрерывному образованию. Вышеуказанные международные документы свидетельствуют о глубокой озабоченности мирового сообщества проявлениями кризиса образования, который в тех или иных формах дает знать о себе во всех странах мира. Он связан не только с недостаточной эффективностью образования, с упущениями в интеллектуальном, личностном, нравственно-духовном развитии молодого поколения, но и в неготовности системы образования формировать менталитет личности, а, следовательно, и всего социума в духе общечеловеческих ценностей, толерантности и сотрудничества. Вместе с тем именно образование как сфера, наиболее тесно связанная со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог — компетентный специалист, владеющий всем арсеналом средств, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности. Целью педагогического образования на разных его этапах должно стать содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления

  1. Современные образовательные технологии в высшей школе

В современной высшей школе технологизация выступает как одна из норм проектирования образовательного процесса, что подтверждает требование – при проектировании ООП ВПО указывать (в разделе рабочей программы "Образовательные технологии") используемые при реализации различных видов учебной работы образовательные технологии. В современной педагогической теории и практике сложилась устойчивая традиция под технологизацией образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование в деятельности педагога целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. Более точное понимание сущности терминов "педагогическая технология" и "технологизация образовательного процесса" требует обращения к истории их происхождения. В современной высшей школе технологизация выступает как одна из норм проектирования образовательного процесса, что подтверждает требование – при проектировании ООП ВПО указывать (в разделе рабочей программы "Образовательные технологии") используемые при реализации различных видов учебной работы образовательные технологии. В современной педагогической теории и практике сложилась устойчивая традиция под технологизацией образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование в деятельности педагога целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. Более точное понимание сущности терминов "педагогическая технология" и "технологизация образовательного процесса" требует обращения к истории их происхождения. 1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни – такие системы или иерархии получили название педагогических таксономий (Б. Блум, Д. Кравтоль и др.); 2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки (Дж. Блок, Л. Андерсон, Н. Гронлунд и др.).

Ориентация на четкие диагностические цели определила особую роль оценивания в рамках педагогической технологии. Считается, что цель поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия: – дано настолько точное описание прогнозируемого результата обучения, что его можно безошибочно выявить среди любых других; – имеется способ, "инструмент", критерий для однозначного выделения этого результата; – существует шкала оценок, опирающаяся на результаты измерений. Технологический подход к организации учебного процесса изменяет формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучающихся между собой. На смену традиционным приходят формы активного и интерактивного инновационного обучения (см. параграф 3.6). Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений.

  1. Технология составления учебно-педагогических материалов
  2. Инновационные технологии обучения
  3. Концепция личностно-ориентированного образования
  4. Сущность и содержание проблемного обучения
  5. Сущность и содержание развивающего обучения
  6. Информационные технологии
  7. Технология педагогического проектирования
  8. Научные основы образовательных технологий в высшей школе
  9. Компоненты современных образовательных технологий при подготовке и чтении лекции
  10. Компоненты современных образовательных технологий при подготовке семинарского занятия
  11. Компоненты современных образовательных технологий при подготовке и организации СРСП и СРС
  12. Организация педагогического контроля в условиях кредитной системы обучения
  13. Новые образовательные технологии в высшей школе
  14. Организация учебного процесса в высшей школе на основе кредитной системы обучения
  15. Модульное обучение

Рассмотрено на заседании кафедры «Пи СГД»,

протокол №___ от «___» __________ 201_ г.

Заведующий кафедрой «ПиСГД»

________________ Даубаев К.Ж.

Рассмотрено на заседании УМБ факультета «ГЮ»,

протокол № ___ от «____» ___________ 201__ г.

Председатель УМБ факультета «ГЮ»

_______________ Капсалямов К.Ж.

Наши рекомендации