Компетентностный подход в обеспечении качества.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.

Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного: Основания для сравнения. Традиционный подход. Компетентностный подход

Цель обучения: Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина "квалификация", компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как: инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию

11. Управление качеством образования. Качество образования — это качество не только конечных результатов (оценки, уровня срезов знаний и т.д.), но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Как же управлять качеством образования в ДОУ или в НШ/ДС? Прежде всего, создать систему мониторинга качества образования: систему сбора информации, ее хранения и распространения в образовательной системе, сложившейся в данном ОУ, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.Отслеживание результатов качества образования идет посредством:Информации от всех специалистов ОУ, которая может оформляться в индивидуальную карту развития ребенка. В нашем НШ/ДС - это медико-психолого-педагогические консилиумы, проводимые З раза в год, где не только собирается информация, но и даются задания, консультации по дальнейшей работе с каждым ребенком. Срезы знаний, умений и навыков З раза в год с последующим анализом и рекомендациями. Тематические проверки и т.д. Глубокий анализ причин выполнения или невыполнения норм, требований и пути их решения (возникшая у нас проблема снижения качества успеваемости была решена посредством совместного создания плана повышения уровня обученности). По Л.М.Асмолову уровни профессионального роста педагога: О-й — слабая методическая подготовка. 1-й — стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников. 2-й - применение новых технологий обучения и воспитания. З-й — разработка новых форм учебных занятий. 4-й — разработка новых методик при частичном изменении содержания. 5-й - изменение содержания без изменения идеологии предмета. 6-й — создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части. 7-й - создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и ОУ. II. Иметь необходимую информационную базу: - Записи уроков, занятий, - Материалы по педагогике, психологии, - Материалы и статьи периодической печати, - Материалы по анализу деятельности педагогов, - Различные диагностические процедуры, и способы их проведения. VII. Вовлечение родителей в процесс образования (предложения и пожелания родителей по повышению качества образования). Но один руководитель, даже очень талантливый, не сможет управлять качеством образования, да и ОУ в целом (ведь управлять — это добиваться цели при помощи других людей). для этого необходима команда административная. Итак, к своей основной функции стратегического управления можно прибавить, если этого требует характер и объем работой, что делается легко, играючи, если к этому лежит душа. И единственно, какие полномочия нельзя передавать заместителям — это личные контакты с подчиненными. Соперничество замов — это эрозия. Нельзя делать замечания одному в присутствии другого, хвалить одного, если не найдете, за что похвалить другого. Руководителю надо знать желания замов, их видение перспектив своего роста, поддерживать эти устремления. Суть лидерства — в наличии последователей, считают ведущие менеджеры. В административной команде должны быть не только заместители директора по УВР, но и старшая медсестра, психолог, зам по административно-хозяйственной работе и в зависимости от целей и задач ОУ могут иметь место и другие: логопед, эколог и т.д. Это позволяет модернизировать структуру управления и повышать качество образования по всем направлениям; перейти от функционально-линейной организационной структуры к структуре матричной (расширению горизонтальных связей). Таким образом, только мониторинг качества образования дает возможность своевременно и правильно принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, осуществлять комплексное положительное развитие личности ребенка.





12. Государственно-общественная система управления образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений. В современных условиях педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой: • дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.; • воспитательной, включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.; • материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.; • ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др.; • административного управления школой с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы. Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления. Система работает эффективно, т.е. решает задачи, связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Эта комплексность и составляет одну из особенностей управления педагогическими системами. Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями. Управленческие отношения в образовании на всех уровнях являются также и воспитательными. Воспитатели, будучи управляющими по отношению к воспитанникам, руководят ими, а воспитанники усваивают эти отношения в качестве правильных представлений, то есть осуществляется воспитание. Отсюда вытекают высокие требования к моральному облику руководителя, воспитателя, учителя.

Наши рекомендации