Понятие культуры интеллектуального труда.

Понимание сути и содержания понятия культуры интеллектуального труда прямым образом зависит от содержания отдельных понятий, входящих в его состав и их взаимосвязи. Определим исходные понятия.

Интеллект – от лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок;

– в словаре С.И. Ожегова определяется как «мыслительная способность,

умственное начало человека», т.е. связывается с познанием,

мышлением;

Наиболее распространенные трактовки

– разумение, понимание, постижение;

– относительно устойчивая структура умственных способностей человека

Трактовки в рамках специальных подходов

– Педагогический: интеллект как способность к обучению;

– Биологический: интеллект как способность адаптироваться к новой

ситуации;

– Структурный: интеллект как способность адаптации к цели, т.е.

совокупность необходимых способностей для достижения цели.

Интеллектуальный труд - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии;

– умственный труд специалистов, содержащий большую долю творчества. К интеллектуальному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервно-психических нагрузок, связанных с напряжением, глубиной, объемом внимания[2], памяти[3], восприятия[4], мышления[5].

Часто интеллектуальный труд противопоставляют физическому труду: если главным органом человека, обуславливающим процесс интеллектуальной деятельности, является мозг, то в физическом труде «работающим» органом являются мышцы. При этом нельзя забывать, что во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность: человек выполняет физическую работу осмысленно; а интеллектуальный труд предполагает затраты физической энергии – умственно работающий человек физически устает.

С развитием цивилизации происходит усиление роли интеллектуального труда. Еще академик В.И. Вернадский предсказывал, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и интеллекта, названной им ноосферой.[6] В современном обществе и его экономике интеллектуальный труд уже занял прочные позиции и преобладает по отношению к физическому труду. Доля интеллектуального труда в современном производстве постоянно возрастает. Следовательно, возрастает и необходимость в работниках, обладающих способностями к интеллектуальному труду (высокий уровень интеллекта, общеобразовательных и профессиональных знаний), более того, обладающих высокой культурой интеллектуального труда. Качество культуры интеллектуальной деятельности также исторично, т.е. зависит от общественного прогресса. Так, формирование новых информационно-интеллектуальных навыков, используемых в современном профессиональном взаимодействии, происходит в связи с появлением новых инструментов и технологий. Так, появление 550 лет назад книгопечатания внесло изменение в процессы получения и хранения информации, появление около 150 лет назад возможности перемещения на большие расстояния с помощью новых транспортных средств привело, по большому счету, к ускорению процессов научно-технического прогресса. Очевидно влияние на развитие интеллектуальных навыков появившихся 130 лет назад телефонной связь, 110 лет – радиосвязи, 80 лет - телекоммуникаций, 50 лет – компьютеризации, позже – сети Интернет, около 30 лет – сотовой связи. [7]

В 21 веке в рамках развития сфер и направлений интеллектуальной деятельности набирает силу виртуальный инжиниринг — проектирование, конструирование и построение трёхмерных моделей реальных объектов, что значительно улучшает качество и сокращает время подготовки документации, выдаваемой на лазерном диске. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ускоряет и удешевляет виртуальная лаборатория, позволяющая заменить вещественно-энергетические испытания технических устройств, узлов, систем и блоков контрольными манипуляциями с их виртуальными (графическими, объемными или цифровыми) аналогами. В подготовке кадров возможность подлинного прорыва открывает виртуальная школа. Она обеспечивает передачу на любое расстояние в режимах on-lain и off-lain программного пакета информационно-образовательных услуг и позволяет осуществить корректировку усвоения материала с помощью интернетовских технологий, принципиально отличающихся от форм чисто дистанционного обучения созданием эффекта присутствия в классе или аудитории. [8]

Таким образом, основой нового хозяйственного уклада, складывающегося на фундаменте информатизации и компьютеризации постиндустриального общества, выступает интеллектуальная деятельность, оттесняющая на второй план инструментальное и машинное производство материальных благ и услуг.[9]

Интеллектуальная деятельность представляет собой умственное (духовное) производство знаний, идей и новаций в различных сферах материальной жизни, техники и технологий, науки, литературы и искусства, производства, культуры и быта, управления, менеджмента, создания и оригинального использования программного обеспечения. Несколько лет назад одна из нобелевских премий по экономике была присуждена за аргументацию включения в стоимость конечного продукта информационно-аналитического сопровождения программ и проектов в связи с явной тенденцией возрастания их роли в успешном экономическом развитии.[10]

Определений культуры существует огромное множество. Общепринятым считается следующее определение: культура – совокупность достижений производственных и духовных отношений людей. Иногда под культурой понимают высокий уровень, высокую степень выполнения, развития, умения чего-либо. Этот момент очень важен для понимания сути понятия культуры интеллектуального труда. В нашем случае также важен контекст рассмотрения культуры как информационной культуры, которая представляет собой воспитание личности на основе глубокого сознательного усвоения норм умственной деятельности, познания и ценностной ориентации познания.

Становится совершенно очевидным, что овладение навыками интеллектуального труда на высоком уровне является необходимой потребностью будущего конкурентоспособного специалиста

На основе проведенного анализа связанных между собой понятий интеллекта, интеллектуального труда и культуры сформулируем определение культуры интеллектуального труда.

С одной стороны, возможно определение культуры интеллектуального труда как системы рациональных способов умственной деятельности, которая состоит, прежде всего, из приема, усвоения, переработки и передачи информации.

С другой стороны, культура интеллектуального труда – это качество личности, характеризующее уровень развития ее интеллектуальных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высокую продуктивность умственной деятельности.

Не менее верным будет считать, что культура интеллектуального труда – это культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с разнообразными источниками информации и оргтехникой.

Наиболее содержательно и широко это понятие трактуется с педагогической точки зрения: культура интеллектуального труда – это степень совершенства умственных действий на основе знаний, гуманистической мотивации, интеллектуальных умений и навыков, отражающих основные особенности образовательной культурной среды, в условиях которой происходит становление личности профессионала, позволяющих свободно оперировать в процесс обучения и самообучения человека.

Исходя из вышесказанного, учитывая возрастающую необходимость формирования интеллектуальной культуры специалистов на ступени высшего образования, определим культуру интеллектуального труда применительно к учащемуся, студенту.

Культура интеллектуального труда – это не просто черта личности, а синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной, познавательной и профессиональной деятельности, уровень таких интеллектуальных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Результат культуры умственного труда – это

· знания, которые человек приобретает о предмете своей деятельности,

· освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своем интеллектуальном труде, совершенствование которых обеспечивает человеку наибольшую успешность в его последующей деятельности.

Овладеть культурой умственного труда – значит усвоить и реализовать то лучшее в гигиене умственной деятельности, что выработано опытом предшествующих поколений.

Формируясь на основе определенных личностных качеств, культура интеллектуального труда, в свою очередь, оказывает влияние на полноценное развитие личностных качеств.

Наши рекомендации