Iv. о воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях.

В самых ран­них воспоминаниях детства обыкновенно сохраняются безразличные и второстепенные вещи, в то время как важные, богатые аффек­тами впечатления не оставляют в памяти никакого следа. Так как из­вестно, что память производит известный выбор среди тех впечат­лений, которыми она располагает, то следовало бы предположить, что этот выбор следует в детском возрасте совершенно иным прин­ципам, нежели в пору интеллектуальной зрелости.

Безразличные воспоминания детства (называются ˝покрывающими воспоминаниями˝) обязаны своим существованием известному процессу смещения, т.е. они сохранились по причине ассоциативной связи с вытесненнымивоспоминаниями.

Воспоминания бывают:

Iv. о воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях. - student2.ru покрывающие;

Iv. о воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях. - student2.ru предваряющие (забегающие вперед);

Iv. о воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях. - student2.ru примыкающие (покры­вающее воспоминание связано с покрытым впечатлением не только по содержанию, но и по време­ни);

Забывание собственных имени образование покрывающих воспоминаний— процессы однородные.

Сходства: оба феномена основаны на забывании; интеллектуальное ощу­щение дает знать о вмешательстве некоего препятствия (при забывании – понимание забывания, при воспоминании – удивление, что мы это помним);

V. ОБМОЛВКИ

˝Как жаль, что она так скоро выздоровела˝ (эгоистический мотив подольше лечить богатую больную).

Мерингер и Майер:

пере­мещения(например: Milo von Venus вместо Venus von Milo [Милос из Венеры вместо Венера из Милоса]);

предвосхище­нияили антиципации (например: es war mir auf der Schwest... auf der Brust so schwer [Мне было на сердце (досл.: на груди) так тяжело, но вместо Brust — грудь вначале было сказано Schwest...);

отзвукиили постпозиции(например: Ich fordere Sie auf, auf das Wohl unseres Chefs aufzustofien вместо anzustofien [«Я предлагаю вам отрыгнуть (вместо: чокнуться) за здоровье нашего шефа»]);

контаминации(„Der Apfe..."= Affe (обезья­на) + Apfel (яблоко));

замещения(Ich gebe die Praparate in den Briefkasten вместо Brutkasten [«Я ставлю препараты в почтовый ящик» вмес­то «в термостат»]).

Объяснение: различие психической интенсивности произносимых звуков.

Образование замещений и контаминации при обмолвках - начало той работы сгущения, результаты которой мы обнаруживаем при построении сновидения.

VI. Очитки и Описки

А. Очитки

При очитке одна из 2 конкурирующих тенденций заменяется сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее устойчива.

Например, страсть Фрейда к коллекционерству проявлялась в том, что он в новом городе на любой вывеске мало-мальски подходящей для этого читал ˝антиквариат˝.

Б. Описки

Оправдание популярного еженедельника, напечатанное в ответ на обвинение его в ˝продажности˝: ˝Наши читатели засвидетельствуют, что мы всегда самым корыстным образом отстаивали общественное благо˝.

Описки часто выдают скрытое намерениеили отношение.Например, Фрейд неправильно пишет фамилию автора, однофамилец которого разозлил его своей критикой.

Внимание не играет столь существенной роли при обмолвках, описках и т.д., которую им приписывал Вундт, а причиной, чаще всего, является ˝посторонняя мысль, ˝предъявляющая˝ свои требования.

Наши рекомендации