Дал — даль мыло — мило кон — конь

ВВЕДЕНИЕ

На логопедические пункты часто направля­ются дети, которые не могут овладеть письмом и чте­нием в течение двух-трех лет обучения в школе.

Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения).

Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.

Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени нашей практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счет того, что у ученика недоста­точно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, и, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.

Данное пособие составлено с той целью, чтобы научить детей анализу и синтезу, что составляет осно­ву чтения и письма, а также обогатить детский сло­варь, развить мышление и приучить детей к самостоя­тельной творческой работе.

Считаем, что работа над произносительной сторо­ной речи должна вестись параллельно.

Часто у дисграфика речь фонетически правиль­ная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипя­щие, звонкие и глухие, соноры р — л. Поэтому в данном сборнике мы даем образцы того, как работать над выделением свистящих и шипящих, звонких и глухих, звуков р — л и над их дифференциацией.

Для работы над постановкой звуков имеются спе­циальные книги по исправлению недостатков произно­шения Городиловой и Рау (три выпуска).

Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основан­ную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых также на недостаточно четкой артику­ляции и дифференциации звуков.

Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число.

Довольно часто в нашей практике встречалось, оп­тическое смешение букв, сходных по начертанию.

Приводим примеры ошибок письма дисграфиков.

1. Пропуск гласных букв в слове — упала -упла.

2. Пропуск согласных букв, особенно при стече­нии согласных — стол - сол, взял — вял, встают — стают.

3. Перестановка букв в слове - есть — етсъ, клюква — клювка.

4. Перестановка слогов в слове — бабочка — бачка, по сторонам - по страм.

5. Искажение слов - лошадь — ложит, коньки —куни, клюква — кулва.

6. Недописывание слов — растёт — растё.

7. Вставка лишних букв в слове — поют — поеют, стоит — стоеит.

8. Неумение обозначить мягкость согласных в письме — мяч — мач, Ваня — Вана, коньки-конки, ель — ел.

9. Неумение согласовать слова в предложении — Вова сидит на стуле — Вова сидит стул.

10. Неумение правильно пользоваться родом и числом — река покрылось льдом.

11. Смешение йотированных я, ё, ю,са, о, у — яма — яама, ёлка — ёолка, Юра — Юура.

12. Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих,л и р.

13. Оптическое смешение букв, сходных по написанию — б—д, м—л и др.

Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам:

1. Пропуск букв, слогов и предлогов.

2. Замена и перестановка букв.

3. Искажение слов.

4. Чтение по догадке.

5. Нанизывание букв.

Исходя из перечисленных нарушений письма и чтения, нами разработаны следующие главы:

1. Развитие фонетического слуха (анализ и син­тез).

2. Различие букв, сходных по начертанию.

3. Употребление предлогов, союза "и", рода и числа.

Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в:

1) сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;

2) развитии анализаторов (слухового, зрительно­го, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

3) выработке четкой артикуляции;

4) выработке четкой дифференциации оппозици­онных звуков;

5) систематическом подборе материала для уп­ражнений по анализу и синтезу, письму и чте­нию, по обогащению словаря и развитию мыш­ления.

Большое место должна занимать работа с разрез­ной азбукой и карточками-слогами, которые нами да­ются в большом количестве в приложении. Карточки-слоги составлены по принципу от легкого к трудному.

Первую главу "Развитие фонетического слуха" мы начинаем с составления предложений по картин­кам, а затем даем анализ предложений по словам.

Для анализа предложений по словам дается лег­кий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предло­жений в два слова и кончая предложениями в четыре слова.

Методика работы с предложением сводится к сле­дующему:

1) Составить предложение по картинке.

2) Сосчитать, сколько слов в предложении.

3) Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.

4) Докончить начатое предложение по данному образцу.

5) Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. Если ученик еще не умеет читать предло­жения, то читает логопед, а ученик выделяет из пред­ложения слова.

Кроме того, логопед проследит методику работы и в заданиях, даваемых на протяжении всей книги к каждому виду упражнений.

Слоговой анализ и синтез

Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не бук­ву. Такой способ обеспечивает плавность и правиль­ность чтения.

Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху.

Придумывание учеником слов в два слога. Деление слов на слоги мы приводим также и на игровом материале по картинке и без картинки. Лого­пед называет первый слог, ученик — второй слог, и наоборот.

Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (о—сы, И-ра).

Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая работа с двумя открытыми слогами.

Слова в один слог дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги (дом, шар, сом).Закрепление этого понятия дается на картинках. Уче­ник сам называет картинку и говорит, можно ли раз­делить слово на слоги.

От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов по схемам (синтез), которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чте­ние по подобию).

- ша

ма - ки

- ма

Одновременно с этим надо приступить к составле­нию слов из карточек-слогов, данных в приложении в конце книги.

В схемах и слогах-карточках слоги даны в нарас­тающей трудности (ра—ма, за—мок, тра—ва, бан­тик, ста—рик).

Разрезную азбуку следует держать в алфавитной кассе.

От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Для упражнения в чтении двусложных слов нами частично использован статейный материал азбуки Л.Н.Толстого, методичес­ки подобранный с соблюдением принципа от легкого к трудному.

Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они пере­бирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы.

Поэтому нами дается большой материал в словах, в предложениях, в рассказах, стихах для слогового чте­ния. Чтение стихов рекомендуем проводить под такт, хлопая в ладоши.

Здесь также материал приводится в нарастающей трудности — слова в два слога, в три слога, в четыре слога.

После совместной работы ученика с логопедом по слоговому анализу и синтезу мы подводим ученика к самостоятельному делению слов на слоги.

Сначала ученик находит по слуху первый, второй, третий слог в слове, затем переходит к самостоятель­ному делению слов на слоги в предложениях, стихах и в рассказах.

Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения — дописывание слога в слове после предварительного слогового ана­лиза, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога. Заканчиваем работу по слоговому ана­лизу и синтезу игровым материалом в виде ребуса по составлению слов из слогов. Звуковой анализ надо начинать одновременно со слоговым анализом.

В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных и одной из согласных при стечении двух, трех согласных, например: бежала — бежла, стул — сул, что свиде­тельствует о том, что ученики не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма.

Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова. Поэтому нами разработан большой материал в разделе звукового анализа по выделению звука, начи­ная с самых легких упражнений.

1) Выделение первого звука в слове по картинке.

2) Выделение гласных звукова, о, у, ы, и.

3) Выделение и дифференциация согласных.

4) Выделение любого звука из слога и слова.

5) Выделение согласных в словах со стечением согласных.

После выделения первого звука по картинке мы даем для развития слухового внимания и памяти упражнения в повторении рядов звуков, так как дисграфики не чувствуют последовательности звуков в слове.

Повторение рядов звуков начинаем с простейшего слова ау в два звука, потом мы даем ряды слов в три звука и ряды слогов.

Выделение гласных звуков проводим последова­тельно в таком порядке:

1) Выделение звука из слова.

2) Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чте­нием.

3) Запись названия картинки после звукового анализа.

4) Придумывание слов с требуемым гласным звуком.

5) Выделение и дифференциация согласных.

После выделения согласных в слове можно при­ступить к выделению любого звука в слоге и в слове.

Соблюдение последовательности ряда звуков в письме в словах со стечением согласных является наи­более затруднительным для дисграфиков, поэтому приведенный нами материал в этом разделе дан в большом количестве и методически разработан в сле­дующем порядке:

1) Слова со стечением двух согласных в начале слова.

2) Слова со стечением двух согласных в конце слова.

3) Слова со стечением двух согласных в начале и в конце слова.

4) Слова со стечением трех согласных

Методика выделения из этих слов звука остается та же.

Для упражнений в звуковом анализе и в чтении нами подобран большой материал слов по подобию, где в словах изменяется только одна или прибавляет­ся только одна буква к слову, например

1) В конце слова — сом, сор, сок;

2) в начале слова — мак, рак, бак;

3) в середине слова — мал, мил, мел,

4) прибавление буквы — стал — встал, низ — вниз.

Йотированные буквы, как представляющие свое­образную трудность для дисграфиков, нами выделены в особый раздел.

Йотированные буквы даны нами в двух зна­чениях.

В начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, например: Яша, Юра, ёлка, заём, пою.

После согласных как знак смягчения предыдуще­го согласного, например: мясо, мёд, изюм.

Звуковой анализ с этими гласными мы не приво­дим, а даем только упражнения для выделения их как гласных букв, так как при протяжном произнесении эти буквы разлагаются на два звука(я—йа, ю—йу, ё—йо).

Следующей трудностью для дисграфиков являет­ся смягчение согласных — как при смягчении их путем мягкого знака, так и при смягчении путем йоти­рованных я, ю, ё.

Для различения твердого и мягкого произноше­ния согласных в конце и середине слова мы использу­ем прием сопоставления твердого и мягкого произно­шения согласных:

Лена мыла руки

_____ _____ _____

__ __ __ __ __ __

. . . . . . . . . . . .

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими дик­танта.

После диктантов ученики переходят к самостоя­тельному письму по картинкам. Предварительно уче­ник составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.

Во второй части книги помещен материал для де­тей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.

Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:

1) Вырезывание из бумаги смешиваемых пись­менных букв и сравнение их начертания.

2) Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.

3) Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.

4) Списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.

5) Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.

6) Вписывание этих букв в деформированный текст.

7) Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встреча­ются у детей с поздним развитием речи.

1) Выпадение в предложении союзов и пред­логов.

2) Неумение согласовать слова в предложение, например;

Вова сидит стул.

Мячик лежит диван.

3) Упражнения в употреблении рода и числа.

Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разра­ботке:

1) Списывание и подчеркивание слов с предло­гами.

2) Дописывание предложений словами с предло­гами.

3) Придумывание предложений с указанным предлогом.

4) Вставка нужного предлога в деформированном тексте.

5) Составление предложений с предлогом по кар­тинкам .

6) Чтение и пересказ небольших рассказов, выпи­сывание из текста этих рассказов слов с пред­логами.

7) Упражнения в правильном употребление и числа.

В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.

Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.

Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.

Часть первая

Развитие фонематического слуха

Раздел первый

Устный анализ предложений по словам

Задание. Составьте предложения по этим картинкам. (см. листы.)

Анализ предложений в два слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Маша мала. Дима играет. Маша упала.

Папа устал. Мама шила. Папа лежит.

Нина спала. Мама читает. Кот спит.

Дома тихо. Настала ночь. Мышки играют.

Задание. Укажите первое и второе сло­во в предложении.

Лето прошло. Дует ветер. Листья упали.

Идёт дождь. Наступила осень. Птицы улетают.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Мальчик сидит. Маша играет.

Мама ... . Лида ... .

Кошка ... . Миша ... .

Белка ... . Зайка ... .

Собака ... . Рыбка ... .

Задание. Составьте предложения в два слова по данному образцу.

Мальчик пишет. Сима рисует.

… поёт. … читает.

… играет. … прыгает.

… учится. … упала.

Задание. Придумайте предложения в два слова.

Анализ предложений в три слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Сима читает книгу. Мама варит суп. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Валя ест кашу. Папа пилит дрова. Маша делает уроки. Девочка моет посуду.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Вот наша школа. Таня читает книгу. Сима рисует дом. Ученик отвечает урок. Петя ловит мяч. Боря рисует яблоко. Наш город большой. Москва — любимый город.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Юра держит шар.

Юра держит ... . Ваня купил ... . Женя решил ... . Зина собирает ... . Витя собирает ... .

Люба метёт ... . Нина кушает ... . Собака грызёт ... .

Таня ловит мячик.

Таня ловит ... . Яша бросил ... . Папа пишет ... . Дедушка пьёт ... . Волк унёс ... .

Корова пьёт ... . Лошадь везёт ... . Курица снесла ... .

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Дети пускают лодочки.

... купила книгу. ... наряжает куклу. ... поймал птичку. ... купил рыбок.

... стирает бельё. ... шьёт платье. ... пошла гулять. ... любит мороженое.

Задание. Придумайте предложения в три слова.

Мышка очень боится кошки.

Дима хочет быть ... . Шура выучил новое ... . Лена нарвала много ... .

Дети пели весёлые ... . Дети любят слушать ... . Лётчик поднялся очень … .

Задание. Составьте предложения в че­тыре слова по данному об­разцу.

Я хорошо выучил урок.

... рано ложусь спать. ... подарила Кате куклу. ... купила голубую ленту.

... надела красный бант. ... купил цветные карандаши. ... нарисовала серого зайку.

... слушаю бабушкины сказки. ... очень люблю бабушку.

Задание. Придумайте предложения в четыре слова.

Раздел второй

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Задание.Прослушайте эти слова и разделите по слогам, одно­временно хлопая в ладоши.

ма – ма Ма – ша Ле – на

ле – то па – па Ди – на

Зи – на ре – па Бу – сы

ду – бы го – ра ры – ба

Задание. Читайте и разделите слова на слоги.

Лиза Лида Нина
баба мыши мыло
гуси сани мука

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги. Напишите эти слова по слуху.

Совы, вата, сани, сало, кино, кони, ноги, маки, Миша, раки, рама, косы.

Задание.Допишите эти слова.

ра.. Са.. ку.. ла.
во.. но.. шу.. Во.
со.. гу.. жу.. Зи.

Задание. Придумайте сами слова в два слога.

Игровой материал

Задание. Логопед называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добав­ляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а логопед до­бавляет второй слог.

Примерные картинки: лодка, слива, замок, гуси.

Задание. Логопед или ученик называет первый слог задуманного им слова, остальные ученики по очереди заканчивают это слово.

Образец: Бу-сы. Шу-ра. Зу-бы.

Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.

И- ра у-сы о-сы

и-ва у-хо О-ля

Задание.Прочитайте эти слова и разделите на слоги.

Ура, оса, Аня, имя, Ася, Аля.

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги.

Уши, это, бои, ухо, эхо, она.

Задание.Напишите эти слова по слуху с разделением на слоги и без разделения.

Мама, Паша, каша, мало, сады, вазы, козы, рама, мыло, рана, бусы, мука, мухи, вата,

сало, баба, Вова, сани, шары, Шура, игры, ухо, усы, осы, ура, куры, лапа, рыба.

Слова в один слог

Задание.Прочитайте эти слова.

Лес, мох, дом, кол, пол, сор, сын, шар, сом, рак, рот, суп, бок, бык, шум, зал.

Задание. Напишите эти слова по слуху.

Лом, сук, сок, сыр, душ, пар, жук, сон, мох, пух, кот, ком, мак, лак, сыр, рис.

Задание.Назовите картинку и скажите, из скольких слогов состоит каждое слово.

Примерные картинки: рак, жук, гусь, мак.

Составление слов из слогов

РЯ

БО БА

КИ

ЗЫ

ВО ДА

ЛЫ

СИ

ГУ ЩА

БЫ

ША

КА ТЯ

ПА

КИ

МА ША

МА

РЯ

БУ СЫ

ДУ

РЯ

ВА НЯ

ЗА

ЛЯ

ГА ГА

НЯ

ЖА

КО СЫ

НИ

КИ

ЛА ПА

РА

Задание. Прочитайте слова из этих слогов.

ТО

ТА

МА НЯ

ПА

ВА

СА

ТО

КО

ПО ЛЯ

О

ЛЁ

МИ

ВИ

МИ

ПЕ ТЯ

КА

МО

Задание. Прочитайте словаиз этих слогов. Запишите их.

БОР

ЗА ВОД

СОВ

ЗЕЛ

КО ВЕР

ТЕЛ

ЛАК

КУ СОК

РОК

ШАДЬ

ЛО ТОК

КОТЬ

ГАЖ

БА ТОН

РАН

СЕЛЬ

КИ СЕТ

ТАЙ

ТОК

МО РОЗ

ТОР

КАТ

ЗА МОК

ЖИМ

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

ви - но, лы, сок, жу, дал, сел

за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил

ки - но, ло, ты, нул, вал, дал

но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи

по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл

ра - ма, на, ки, да, но

шу - ба, ми, ты, тил

со - да, ва, ты, кол, вет

А - ля, ся, ня

и - ва, ду

я - ма, корь

о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут

у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин.

Задание. К данным слогам приставьте второй слог, чтобы получились слова. Запишите их.

па – рад, ром, рус

ша – тёр, лаш, лун

пе – тух, нал, сок, пел, карь

та – нец, бун, бор, зик

ка – пор, лач, ток, мень

мо – лот, роз, ток, тор

са – пог, лат, хар, дик

ве – ник, нок, тер

но – сок, мер, жик

бу – тон, кет, фет

ку – сок, лак, рок

го – рох, лод, лос, ра

Задание.Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

тра

дро

сло ва

кан

бан

бел

кош ка

бул

лип

гор

сан ки

дет

гла

гро за

сле

май

лей ка

кор

мой

бей те

стой

клю

лёт

паль чик

маль

бан

бин

фан тик

пру

Складывание слов из слогов-карточек

(основной материал дан в конце книги в приложении)

Задания.

1. Разделите по слуху данное логопедом слово на слоги.

2. Найдите на карточке сначала первый слог, потом второй.

3. Сложите слоги вместе и прочитайте слово.

4. Запишите слово по слогам.

сало -

са ло

соты, сума, сено, сито, сыро, лапа, лото, луна, лыжи, липа, лето, народ, песок, невод, номер, ножик, Тарас, товар, тулуп, тесто, топор, капли, кошка, кукла, кегли, кишки, канва, козлы, кусты, кисти, киска, горшок, башмак, столик, платок, мостик, ключик, кустик, кружок, листик, кувшин, старик, прилёт, хлопок, крючок.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

Нахождение первого звука в слове по картинке

Задание.Найдите картинку, название которой начинается на требуемый звук.

Картинки: арбуз, лыжи, кошелёк, будка, шляпа, букет, аист.

Запоминание и повторение рядов звуков и слогов

Задание.Повторите эти ряды звуков в том порядке, как они произнесены (ряды зуков произносятся логопедом).

а-у а-о-у о-у-и

у-а у-о-а а-у-и

Задание.Повторите эти ряды слогов в том порядке, как они произнесены.

ко-ко но-но ам-ам

ку-ку ну-ну му-му

ка-ко-ку па-по-пу

га-го-гу ба-бо-бу

са-со-су са-со-су

за-зо-зу ша-шо-шу

ша-шо-шу ца-цо-цу

жа-жо-жу ча-чо-чу

Выделение в словах гласных звуков а, о, у, ы, и.

Выделение звука А.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук а. Скажите, на каком месте он стоит.

сад рука рак сани град сало Маша сажа

Задание.Прослушайте эти слова, ука­жите, на каком месте звук а. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

каша Мила мама март

жара марка карта капли

вата рак масло мак

Задание.Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: банан, мак, рак, баран.

Задание. Придумайте сами слова со звуком а.

Выделение звука О.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук о. Скажите, на каком месте он стоит.

Оля рот поле
кот кол крот
осень воин остров

Задание. Прослушайте эти слова, укажите, на каком месте звук о. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

ком пол сор окна мост обруч

овод Волга корка осы точка кошка

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: слон, коса, сом, обруч.

Задание. Придумайте слова со звуком о.

Выделение звука У.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук у. Скажите, на каком месте он стоит.

ура Шура буква шум куст булка ухо усы

Задание. Прослушайте эти слова, ука­жите, на каком месте звук у. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

суп муха тучи зубы сумка труба лук сук

Задание.Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: шуба, гусь, пушка, жук.

Задание. Придумайте сами слова со звуком у.

Выделение звука Ы.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук ы. Скажите, на каком месте он стоит.

дым дубы боты штык бык весы дырка крыша

Задание. Прослушайте эти слова; ука­жите, на каком месте звук ы. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

лыжа сыро столы кусты полы мыло буквы крыса

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: лыжи, рысь, рыцарь, рыба.

Задание. Придумайте сами слова со звуком ы.

Задание. В слова вставить букву ы.

Выделение звука И.

Задание. Прослушайте эти слова и найдите в них звук и. Скажите, на каком месте он стоит.

Ира мир икра Игорь Гриша Миша Лиза ива пир
глина игры индюк
липа слива малина

Задание. Прослушайте эти слова; ука­жите, на каком месте звук и. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

Сима рис винт вилка
Нина ива вижу нитка
тина липа крик битва

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Примерные картинки: вилка, книги, лист, птицы.

Задание. Придумайте сами слова со звуком и.

УСТНЫЙ И ПИСЬМЕННЫЙ

РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ

Картинки для составления устных и письменных рассказов

Бобик-шалун

Задание.Составьте рассказ по картинке сначала устно, а потом письменно.

Лето

Заботы птички

Предложения с союзом И

(Этот раздел прорабатывается преимущественно с детьми,

страдающими аграмматизмом как в речи, так и в письме.)

Задание.Сосчитайте, сколько слов в предложении. Помните, что союз и отдельное слово.

Маша и Вася гуляют. Папа и мама дома.

Юра и Саша читают. Кошка и собака подрались.

Девочки и мальчики учатся. Бабушка и дедушка уехали.

Грачи и скворцы прилетели. Берёза и тополь зазеленели.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Чашка и стакан — посуда. Надя и Таня кушают.

Папа и мама работают. Купи тетрадь и карандаш.

Стол и стул — мебель. Лёша и Сеня играют.

Ромашки и васильки завяли. Голубь и ласточка — птицы.

Задание. Спишите эти предложения и подчеркните союз и.

Арбуз красный и спелый. Роза и ландыш душисты.

Посадили цветы и кусты. Брат и сестра дружны.

Позови Витю и Надю. Яблоки и груши поспели.

Предлог НА

Задания. 1. Прочитайте и спишите эти предложения.

2. Подчеркните слова, написанные с предлогами.

Книга лежит на столе. Нина сидит на стуле.

Картина висит на стене. Куры гуляют на дворе.

Стол стоит на полу. Цветок стоит на окне.

Учитель пишет на доске. Мячик лежит на диване.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Белка сидит (где?) ... . Лампа стоит (где?) … .

Коля сидит (где?) ... . Мальчик влез (куда?) … .

Бабочка села (куда?) ... . Цветы посадили (куда?) ... .

Слова для справок: лошади, на клумбу, на столе, на сосне, на дереве, на цветок.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова из второго столбика.

Коля сидит ... на завод

Пальто висит .. на плите

Рабочие идут ... на ветке

Чайник стоит … на санках

Птичка сидит ... на парте

Дети катаются ... на вешалке

Жёлуди растут … на мельнице

Муку мелют ... на дубе

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова.

Корова пасётся ... . Бельё висит ... .

Девочка сидит ... . Волк напал ... .

Дедушка лежит ... . Жучку посадили ... .

Морковь растёт ... . Яблоко висит ... .

Слова для справок: на скамейке, на ветке, на диване, на лугу, на верёвке,

на цепь, на грядке, на стадо.

Задание. Придумайте сами предложе­ния с предлогом на.

Предлог У

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные

с предлогами.

Шкаф стоит у стены. У кота острые когти.

У Васи новые коньки. Ученик стоит у доски.

У стула отломилась ножка. У Вовы хорошие отметки.

У девочки красный бант. Доктор был у больного.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Пушистый хвост (у кого?) … . Хорошая книга (у кого?) … .

Тёплая шкурка (у кого?) ... . Большие рога (у кого?) ... .

Новая кукла (у кого?) ... . Крепкие зубы (у кого?) ... .

Катя гостила (у кого?) ... .

Слова для справок: у волка, у белки, у лисы, у бабушки, у мальчика, у коровы, у девочки.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова из второго столбика.

Мы были в гостях ... у ёлки

Володя был ... у дяди

Шишки лежали ... у учителя

Зуб болел ... у кошки

Таня стояла ... у Гали

Маленькие котята ... у школы

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова.

Галя была ... . Лошадь стояла ... .

Лыжи взяли ... . Дети играли ... .

Картофель купили ... . Коньки взяли ... .

Слова для справок: у Вовы, у ворот, у подруги, у реки, у фермера, у товарища.

Задание. Придумайте сами предложе­ния с предлогом у.

Предлог В

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написанные с предлогами.

Рыба плавает в реке. Дети идут в школу.

Мама пошла в магазин. Ученики сидят в классе.

Хлеб лежит в шкафу. Дети бегают в саду.

Платок лежит в кармане. Комбайны работают в поле.

Задание. Прочитайте и докончите эти предложения.

Грибы растут (где?) ... . Сима едет (где?) ... .

Книги лежат (где?) ... . Карандаш лежит (где?) ... .

Белка спряталась (куда?) ... . Цветы поставили (куда?) ... .

Молоко налили (куда?) ... . Овощи положили (куда?) ... .

Слова для справок: в пенале, в чашку, в лесу, в ящик, в вазу, в трамвае, в сумке, в дупло.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова из второго столбика.

Дети идут ... в реке

Вова купается ... в кино

Дима поехал ... в сарае

Дрова лежат ... в класс

Птичка сидит ... в лагерь

Учитель вошёл ... в ящик

Письмо опустили … в клетке

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова.

Хлеб продают ... . Таня пошла ... .

Цветы растут ... . Чай налили ... .

Ваня учится ... . Медведь спит ... .

Шуба висит ... . Миша смотрит ... .

Слова для справок: в школе, в парк, в берлоге, в шкафу, в булочной, в саду, в окно, в стакан.

Предлог К

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения. Подчеркните слова, написан­ные с предлогами.

Сима подошла к окну. Ученик вышел к доске.

Лодка пристала к берегу. Лестницу поставили к стене.

Машина подъехала к дому. Охотник подошёл к лесу.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Собака подбежала (к кому?) ... . Коршун спускается (к кому?) ... .

Кошка подкралась (к кому?) ... . Пуговицу пришили (к чему?) ... .

Дети подошли (к чему?) ... . Витя подошёл (к чему?) ....

Слова для справок: к птичке, к пальто, к мальчику, к качелям, к цыплятам, к трамваю.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя про­пущенные слова из второго столбика.

Рыбаки подошли … к пруду

Зоя пошла … к двери

Гусей погнали … к подруге

Дети пошли … к магазину

Замок приделали … к лодке

Грузовик подъехал … к реке

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек нужные слова.

Витя поехал ... . Лошадь привязали ... .

Дети бежали ... . Пароход подошёл ... .

Самолёт полетел ... . Дети готовились ... .

Слова для справок: к забору, к полюсу, к пристани, к дому, к бабушке, к празднику.

Задание. Придумайте предложения с предлогом К.

Предлог ПО

Задание. Прочитайте, спишите эти предложения и подчеркните слова, написанные

с предлогами.

Трактор едет по полю. Жук ползёт по земле.

Туман стелется по траве. Муха ползёт по стеклу.

Ребята шагают по дороге. Ручейки потекли по улицам.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Мальчик идёт (где?) ... . Белка прыгает (где?) ... .

Дети бегали (где?) ... . Машина едет (где?) ... .

Мальчик лезет (где.?) ... . Трамвай едет (где?) ... .

Слова для справок: по мосту, по рельсам, по траве, по бревну, по веткам, по лестнице.

Задание.Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя про­пущенные слова из второго столбика.

Пароход плывёт ... по лесу

Мяч катится ... по небу

Мальчики разбрелись ... по улице

Тучи ползут ... по реке

Пионеры идут ... по болоту

Цапля шагает ... по полу

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя про­пущенные слова.

Лодка плывёт ... . Кот пробирается ... .

Козы скачут ... . Чернила размазаны ... .

Газ идёт ... . Лошадь бежит ... .

Слова для справок: по столу, по полю, по волнам, по крыше, по трубам, по горам.

Задание. Придумайте сами предложе­ния с предлогом по.

Предлог ПОД

Задание. Прочитайте и спишитеэтипредложения. Подчеркните слова, написанные

с пред­логами.

Мышка живёт под полом. Малыш залез под стол.

Куры сидят под крыльцом. Тень была под деревом.

Подвал сделали под домом. Метро проложено под землёй.

Задание. Прочитайте и докончите предложения.

Гриб нашли (где?) ... . Вова стоит (где?) ... .

Мяч укатился (куда?) ... . Пастух сидит (где?) ... .

Таня спряталась (куда?) ... . Ручка упала (куда?) ... .

Слова для справок: под деревом, под ёлкой, под стол, под душем, под диван.

Задание. Прочитайте и спишите эти предложения, вставляя вмес­то точек пропущенные слова из второго столбика.

Ласточки живут … под мостом

Жёлуди лежат … под пол

Лодка плывёт ... под землёй

Мы

Наши рекомендации