Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.

В системе муниципальных правовых актов решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, являются актами высшей силы. Прямое волеизъявление жителей реализовывается на местном референдуме или на сходе.

Выносимые на местные референдум или сход граждан вопросы должны быть вопросами местного значения.

В законах субъектов РФ и уставах муниципальных образований могут быть закреплены отдельные вопросы, которые разрешаются посредством местного референдума.

В ФЗ №131-ФЗ ст.45 закрепляет дополнительные гарантии для решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан. Для обеспечения их реализации закон определяет сроки подготовки и принятия необходимого акта уполномоченного органа или должностного лица. В случае нарушения срока принятия акта по поводу исполнения решения населения глава местной администрации подлежит увольнению, полномочия представительного органа прекращаются досрочно, а выборное должностное лицо подлежит отзыву.

Закон предусматривает судебное оспаривание решений, принятых на местном референдуме.

Подготовка, принятие, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.

Правовые отношения, связанные с принятием муниципальных правовых актов и местным правотворчеством, регламентируются актами муниципальных образований: уставами, регламентами органов местного самоуправления и другими правовыми актами, принимаемыми органами и должностными лицами местного самоуправления.

Подготовка муниципальных актов : субъект правотворческой инициативы вносит главе представительного органа, главе местной администрации предложение о принятии нормативного правового акта.

Предложение может содержать концепцию акта, сопровождаться его проектом, финансовым обоснованием необходимых затрат, которые повлечет принятие акта, предложение по изменений в другие местные акты, регулирующие отношения в данной сфере. Все эти документы передаются главой представительного органа в профильную постоянную комиссию, а главой местной администрации- в соответствующие подразделение администрации, которое готовит свое заключение по правотворческой инициативе в целом, а также по сопроводительным документам, в том числе оценивая и качество проекта муниципального акта.

Вопрос о принятии или отклонении правотворческой инициативы, если она адресована представительному органу муниципального образования, решается этим органом по представлению соответствующей постоянной комиссии в течение определенного срока с момента поступления такой инициативы. В случае одобрения инициативы начинается квалифицированная подготовка проекта нормативного акта, которая включает уточнение его названия и целей, концепции и структуры, а также формулировок отдельных статей, частей, пунктов.

К проекту нормативного правового акта предъявляются определенные требования, связанные с языком акта, структурой, техническим оформлением и реквизитами.

Рассмотрение проекта муниципального правового акта в представительном органе проходит по следующей процедуре: начинается с доклада разработчика и содоклада председателя постоянной комиссии, отвечающей за подготовку проекта. В докладе и содокладе обосновывается необходимость принятия данного проекта.

Далее проходят прения, в которых участвуют- в соответствии в регламентом представительного органа. Высказанные в ходе прений замечания и предложения ставятся на голосование и в случае одобрения депутатами вносятся в текст проекта в виде поправок.

Представительный орган вправе принять решение об опубликовании проекта в печати в целях обсуждения жителями и учета их замечаний и предложений.

Если проект принимается в первом чтении, представительный орган определяет сроки подачи замечаний и предложений к проекту. Второе чтение заключается в рассмотрении замечаний и предложений к проекту. Третье чтение предназначено для рассмотрения замечаний и предложений по проекту и принятия его в целом. Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать двух месяцев.

Процедура принятия и вступления в силу правовых актов главы муниципального образования, главы местной администрации, более проста. После подписания акта соответствующим лицом он вступает в силу, в сроки, установленные в самом документе. Муниципальный правовой акт затрагивающий права и законные интересы жителей, подлежит обязательному опубликованию в полном объеме Такой акт, вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 дней после официального опубликования.

В соответствии со ст.48 ФЗ 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено принявшим органом, должностным лицом местного самоуправления или судом.

ТЕМАТИКА ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:

1. Устав муниципального образования.

Наши рекомендации