Тема 7. Муниципальные правовые акты.
Тема 7. Муниципальные правовые акты.
Понятие и система муниципальных правовых актов.
2.Устав муниципального образования.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.
Подготовка, принятие, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.
В системе муниципальных правовых актов решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, являются актами высшей силы. Прямое волеизъявление жителей реализовывается на местном референдуме или на сходе.
Выносимые на местные референдум или сход граждан вопросы должны быть вопросами местного значения.
В законах субъектов РФ и уставах муниципальных образований могут быть закреплены отдельные вопросы, которые разрешаются посредством местного референдума.
В ФЗ №131-ФЗ ст.45 закрепляет дополнительные гарантии для решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан. Для обеспечения их реализации закон определяет сроки подготовки и принятия необходимого акта уполномоченного органа или должностного лица. В случае нарушения срока принятия акта по поводу исполнения решения населения глава местной администрации подлежит увольнению, полномочия представительного органа прекращаются досрочно, а выборное должностное лицо подлежит отзыву.
Закон предусматривает судебное оспаривание решений, принятых на местном референдуме.
Подготовка, принятие, вступление в силу, отмена и приостановление муниципальных правовых актов.
Правовые отношения, связанные с принятием муниципальных правовых актов и местным правотворчеством, регламентируются актами муниципальных образований: уставами, регламентами органов местного самоуправления и другими правовыми актами, принимаемыми органами и должностными лицами местного самоуправления.
Подготовка муниципальных актов : субъект правотворческой инициативы вносит главе представительного органа, главе местной администрации предложение о принятии нормативного правового акта.
Предложение может содержать концепцию акта, сопровождаться его проектом, финансовым обоснованием необходимых затрат, которые повлечет принятие акта, предложение по изменений в другие местные акты, регулирующие отношения в данной сфере. Все эти документы передаются главой представительного органа в профильную постоянную комиссию, а главой местной администрации- в соответствующие подразделение администрации, которое готовит свое заключение по правотворческой инициативе в целом, а также по сопроводительным документам, в том числе оценивая и качество проекта муниципального акта.
Вопрос о принятии или отклонении правотворческой инициативы, если она адресована представительному органу муниципального образования, решается этим органом по представлению соответствующей постоянной комиссии в течение определенного срока с момента поступления такой инициативы. В случае одобрения инициативы начинается квалифицированная подготовка проекта нормативного акта, которая включает уточнение его названия и целей, концепции и структуры, а также формулировок отдельных статей, частей, пунктов.
К проекту нормативного правового акта предъявляются определенные требования, связанные с языком акта, структурой, техническим оформлением и реквизитами.
Рассмотрение проекта муниципального правового акта в представительном органе проходит по следующей процедуре: начинается с доклада разработчика и содоклада председателя постоянной комиссии, отвечающей за подготовку проекта. В докладе и содокладе обосновывается необходимость принятия данного проекта.
Далее проходят прения, в которых участвуют- в соответствии в регламентом представительного органа. Высказанные в ходе прений замечания и предложения ставятся на голосование и в случае одобрения депутатами вносятся в текст проекта в виде поправок.
Представительный орган вправе принять решение об опубликовании проекта в печати в целях обсуждения жителями и учета их замечаний и предложений.
Если проект принимается в первом чтении, представительный орган определяет сроки подачи замечаний и предложений к проекту. Второе чтение заключается в рассмотрении замечаний и предложений к проекту. Третье чтение предназначено для рассмотрения замечаний и предложений по проекту и принятия его в целом. Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать двух месяцев.
Процедура принятия и вступления в силу правовых актов главы муниципального образования, главы местной администрации, более проста. После подписания акта соответствующим лицом он вступает в силу, в сроки, установленные в самом документе. Муниципальный правовой акт затрагивающий права и законные интересы жителей, подлежит обязательному опубликованию в полном объеме Такой акт, вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 дней после официального опубликования.
В соответствии со ст.48 ФЗ 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено принявшим органом, должностным лицом местного самоуправления или судом.
ТЕМАТИКА ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:
1. Устав муниципального образования.
Депутаты Совета муниципального района решили изменить перечень муниципальных должностей, которые замещаются депутатами на постоянной основе, и в этих целях приняли решение о внесении изменения в устав муниципального района. На этом же заседании депутат Н. был освобожден от должности председателя постоянной комиссии районного Совета, работающего на постоянной основе, в связи с упразднением данной должности. Считая решения районного Совета о своем освобождении незаконным, депутат Н. обратился с жалобой в районную прокуратуру.
В устав Л-ского сельского поселения были внесены изменения в части перераспределения полномочий между представительным органом и местной администрацией. После публикации решения сельского совета о внесении изменений в устав группа жителей сельского поселения, которая высказывалась против подобных изменений, решила провести референдум по отмене решения сельского совета о внесении изменений в устав. Была создана инициативная группа, которая, собрав необходимое количество подписей жителей сельского поселения, обратилась с заявлением о проведении местного референдума по вопросу об отмене решения о внесении изменений в устав.
Будет ли зарегистрирована данная инициативная группа? Каковы варианты решения данного конфликта?
4. При обсуждении проекта устава городского округа Б., на публичных слушаниях большинство их участников высказалось за то, чтобы районам города придать статус самостоятельных муниципальных образований, а представительный орган городского округа формировать из глав этих районных муниципальных образований и депутатов их представительных органов. На заседании городской Думы устав городского округа был утвержден в соответствии с решением жителей, принятым в ходе публичных слушаний, после чего был отправлен на государственную регистрацию.
Тема 7. Муниципальные правовые акты.