Тема. Знакомство с буквой д.
Цель
Познакомить с буквой д; учить звукослоговому анализу слов; печатанию слов и предложений, чтению предложений, развивать внимание, память.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками д, д'.
II. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
Прописывание в воздухе.
Печатание буквы д.
III. Звукослоговой анализ слов:
дом, садик.
IV. Преобразование слов:
дом—дым—дам—дом—том—ком.
V. Печатание слов.
Словарный материал: дом, дуб, дым, вода, дыни, Дима, Надя, дядя, домик, садик, дубок, завод, Вадик, диван, дубы.
VI. Чтение предложений.
а) Мама дома. И Дина дома. Мама поит Дину.
б) За домом сад. Я иду в сад. В саду дубы.
в) У мамы два сына. Сын Дима и сын Даня. У Димы совок. И у Дани совок.
VII. Печатание предложений (см. пункт V).
VIII. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки д, д', т, т'. Буквы д, т.
Цель
Закрепить навыки различения и произношения звуков д, д', т, т' в слогах, словах, фразах; познакомить с правилами правописания сомнительных согласных в конце слова, с образованием приставочных глаголов; закрепить навыки чтения и печатания предложений; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками д, д’, т, т'.
П. 1. Педагог обращается к детям с вопросами: «Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить? Чем эти звуки похожи? Чем эти звуки отличаются друг от друга?»
2. Речевая зарядка. Словарный материал:
та—та—да дя—дя—тя зда—ста—ста то—до—до де—те—те зде—сте—зде ту—ду—ту дю—тю—тю зды—сты—ста
3. Различение звуков на слух. Дети хлопают в ладоши, если слышат звуки т', д' в словах, которые называет педагог.
Словарный материал: трамвай, подарок, тетерев, конструктор, дядя, телефон, дорога, деревянный, автомобиль, тигрята, доктор, день.
4. Дидактическое упражнение «Назови имя, добавив слог та или да, тяили дя».
Словарный материал:
Све...(та) Воло..(дя) Лю..(да) Нас.(тя) Ники... (та) Ка... (тя) На... (дя) Ли... (да) Кос... (тя) Аню... (та) Ми... (тя) На... (та)
5. Дидактическая игра «Угадай слова». Словарный материал:
точка—дочка трава—дрова кадушка—катушка найти—найди войти—войди прутик—прудик плоды—плоты тело—дело уточка—удочка Тима—Дима тень—день вата—вода
6. Правописание сомнительных согласных в конце слова. Словарный материал:
кот— ... мост— ... водопад— ...
обед— ... сосед— ... снегопад— ...
завод— ... полёт— ... самокат— ...
поезд— ... бегемот— ... листопад— ...
7. Образование приставочных глаголов. Дима к дому (что делает?) ... подходит. Дима из дома (что делает?) ... выходит. Дима дом (что делает?) ... обходит.
Дима в дом (что делает?) ... входит.
Дима улицу (что делает?) ... переходит.
III.Физкультминутка.
IV. Чтение предложений.
Тут дом. Тут садик. Вот дыни. У Димы яхта.
V. Печатание этих предложений под диктовку.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Дифференциация звуков т, т', д, д'.
Цель
Закрепить навык различения звуков т, т', д, д' вслогах, словах, фразах; учить делению слова на слоги, подбору слова к схемам; работать над сложноподчиненными предложениями; закрепить навыки чтения и печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками т, т', д, д\
II.1. Вопросы и задания детям:
Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?
Охарактеризуйте звуки то, т'.
Охарактеризуйте звуки д, д'.
Чем эти звуки похожи?
Чем эти звуки отличаются?
2. Речевая зарядка. Словарный материал:
зда—ста—зда зде—сте—зде зды—сты—зды
та—та—да дя—дя—тя то—до—до дю—тю—дю ту—ду—ту дя—тя—дя
3. Игровое упражнение. Дети поднимают светофор, если услышат слово со звуком т' или д
Словарный материал: трамвай, дерево, подарок, тетерев, телевизор, конструктор, дядя, телефон, дорога, тропа, деревянный, дятел, ток, тигрята, дуб, вода, день, дуб, доктор, тень.
4. Дидактическое упражнение «Назови имя, добавив слоги та или да, тя или дя».
Словарный материал:
Све... Ли... Аню... Ка... Нас... Ми... Воло... На... На... Лю... Ники... Кос...
5. Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
Точка— ... Тима— ... Вода— ... Кадушка— ... Найти — ... Трава — ... Дело — ... Прудик — ... Плоты — ... Войти — ... День — ... Удочка — ...
6. На столах у детей лежат картинки. Даются задания:
а) для первой полоски отобрать картинки со звуками т, т', для второй полоски — картинки со звуками д, д';
б) назвать картинки, где один слог, два слога, три слога, четыре слога.
Подбери слова к схемам.
Дидактическая игра «Закончи предложение». Словарный материал:
Строители построили новый дом, для того чтобы ...
Дети надели пальто, потому что ...
Тима напилил дров, чтобы ...
Папа построил беседку, для того чтобы ...
Даша поливает цветы, чтобы ...
Плотник сделал табурет, для того чтобы ...
Художник купил себе краски, чтобы ...
Мы включаем телевизор, для того чтобы ...
Дети взяли мяч, чтобы ...
III.Физкультминутка.
Каждый день по утрам Весело шагать, Делаем зарядку. Руки поднимать,
Все умеют делать так: Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
IV.Дидактическая игра «Отгадай слово».
У детей на столах карточки, где перепутаны слоги.
V. Печатание слов дал, вода, вата, Дима, Катя.
VI.Чтение предложений.
Тут дыни. Вот садик. У Тимы Дик.
VII.Печатание предложения. Вот садик.
VIII.Подведение итога занятия.
Тема. Звуки г, г'. Буква г.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г, г' в слогах, словах и предложениях; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить
навык образования слов-антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтению предложений; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки г, г'.
П. Вопрос к детям: «Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?»
Характеристика звуков (согласный, звонкий, твердый, мягкий).
Воспроизведение слоговых рядов:
га—гя гда—гдя гла—гля го—гё гдо—где гло—глё гу—гю
гду—гдю глу—глю гы—ги гды—гди глы—гли
3. Выделение звука г на слух в слоговом ряду:
ка—га—то—ге—бу—пя—гя—ей—ню—гы—ко—ву—со—гу—мо ит.д.
4. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
весёлый—грустный редкий—густой сытый—голодный
мелкий—глубокий шершавый—гладкий тихо—громко
5. Дидактическая игра «Один—много». Словарный материал:
серьга — серьги берлога — берлоги
вьюга — вьюги дорога — дороги
книга — книги бумага — бумаги
нога — ноги телега — телеги
слуга — слуги
6. Согласование прилагательных с существительными («Про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые»).
III.Физкультминутка.
IV. Знакомство с буквой.
V. Звукослоговой анализ слов ноги, вагон.
VI. Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
VII.Чтение предложений:
Это гуси. У папы бумага. Тут вагоны.
VШ. Подведение итога занятия.