Тема. Звуки п, п', т, т', к, к'. Буквы п, т, к.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звуков п, т, к в слогах, словах, фразах; формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звуки в слове; развивать фонематический слух; учить работать над предложением; учить образованию форм единственного и множественного числа, именительного и родительного падежей имен существительных, согласованию притяжательных местоимений с существительными, анализу и синтезу слогов; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звуки п, п', т, т', к, к', П.
II. Повторение пройденного.
Уточнение артикуляции этих звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка.
пы—ты—кы па—та—ка пе—те—ке апь—ать—акь
Словарный материал: по—то—ко пу—ту—ку пя—тя—кя ки—пи—ти
Выделение звука в начале слова. На первую полоску дети выставляют картинки со звуком л, на вторую полоску — картинки со звуком л', на третью полоску — картинки со звуком т и т.д.
III.Дидактическая игра «Угадай слово».
Словарный материал: ...уман, ...авлин, ...люта, ...анки, ...етух, ...вас, ...ечень, ...елега, ...нопка, ...ила, ...елефон, ...ит, ...аук.
Дидактическая игра «Составь предложение» (по опорным словам).
Толя — кепка — полка. Коля — пила — тополь. Корова — поле — трава. Пекарь — торт — кухня. Корзина — помидор — Таня. Пингвин — тюлень — плавать.
IV. Физкультминутка.
Грамматический строй и словообразование.
1. Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных.
Словарный материал: танк — танки — танков, компот — компоты — компотов, пила — пилы — пил, кепка — кепки — кепок, телефон — телефоны — телефонов и др.
2. Согласование притяжательных местоимений с существительными. На столах у детей картинки. Дети называют картинки со словами мой—моя—моё—мои.
V. Анализ открытых и закрытых слогов. Синтез открытых слогов (работа с кассой букв).
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки м, м. Буква м.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто придумает слова со звуками к, к’
II. Знакомство с новым материалом.
Логопед выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.
Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м, м').
Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).
Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).
Речевая зарядка. Словарный материал:
ма — мя ам — амь мо — мё ом — омь му — мю ум— умь мы — ми им — имь
Дидактическая игра «Кто больше?».
Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки м, м' {маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа и др.).
Дидактическая игра «Камень— вата».
Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м.
На полу скребется мышка, Убежала в норку мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Спать залег в берлогу мишка, Этот мишка очень мил, Мальчик мал, но очень мил. Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
война — мир ссориться — мириться быстро — медленно твердый — мягкий глупый — умный большой — маленький
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;
в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.
Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.
III.Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
IV. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание мв воздухе.
Печатание буквы.
V. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма,му, ми, мэ. Синтез этих слогов (работа с кассой букв). Чтение слогов.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук х. Буква х.
Цель
Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук л: в начале и в конце, слова; работать над предложением; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.
II.Знакомство с новым материалом.
Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др.
Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).
Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).
Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
Выделение звука х из ряда слогов: ка—то—ху—мы—по—ти—ха—мо—ху—ат—ик—ух—ок—ох—ым—ых.
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.
Словарный материал:
пету... отды... мо... пасту... коню... пу... лопу... запа... сме... горо... шоро... стра...
Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».
Словарный материал:
салат — халат шрам — храм
голод — холод свалить — хвалить
сор — хор гудеть — худеть
год — ход Глеб — хлеб
Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:
а) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);
б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);
в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух),
г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).
8. Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).
9. Дети составляют предложения по опорным картинкам - Работа со схемой предложения.
III.Физкультминутка.
IV. Знакомство с буквой х.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание в воздухе.
Печатание буквы.
Анализ и синтез слогов: ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.
Печатание слогов в тетрадях.
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки к— х.
Цель
Закрепить навыки различения и произношения этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в употреблении количественных числительных в косвенных падежах с существительными; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; работать по схемам; учить анализу и синтезу слогов; развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто определит последний звук в словах мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух.
II. Логопед задает вопрос: «Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?» (о звуках к— х).
Уточняется артикуляция звуков.
Уточняется характеристика звуков.
Речевая зарядка. Словарный материал':
а) ка—ха—ко—хо ку—ху кэ—хэ ки—хи
б) отгадайте, какой слог надо произнести:
ка—ко—ку ху—хо—ха ку—ка—ко ха—хо—? ку—ко—? ху—ха— ?
«Замени звук— измени слово». Словарный материал:
мах — мак мох — мок хлоп — клоп ход — код
сох — сок бах — бак хочу — качу
«Доскажи словечко».
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? (Кровать.)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно... (Карандаш.)
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Упражнения на употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными.
а) Рано утром мы услышали пение двух голосистых (петухов).
б) Мама поставила на стол букет из пяти алых {маков).
в) Ласточка поймала и принесла своим птенцам девять (мух).
г) Дети сложили домик из девяти (кубиков).
д) Спортсмены вышли в море на двух (яхтах).
е) Дети купали в реке пять вороных {коней).
Составление предложений по опорным картинкам. Работа по схемам.
Здесь и далее везде — словарный (речевой) материал дается как примерный.
III.Физкультминутка.
Мы расправили вес спину
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Анализ слогов: ок, ах, ук, эх, ик.
Синтез слогов: ко, ха, ку, хэ, ки.
Чтение слогов.
Печатание слогов под диктовку: ок, ах, ук, эх, ик, ко, ха, ку, хэ, ки.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ы. Буква ы.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука ы в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой ы; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто повторит цепочку слов: антенна—ива-панама, танк—петух—утюг, улыбка—мох—эхо, индюк—кот-пол, кит—хомяк—угол, ток—мак—тина, пила—автобус—игла, пирог—усы—иволга.
II.Знакомство с новым материалом.
1. Логопед выставляет картинки: дым, дыни, ягоды, лимоны, губы, панамы, банты. Задает вопрос: «Как вы думаете, какой звук чаще всего встречается в этих словах?» (звук ы).
Артикуляция звука ы (язык находится глубоко во рту). Дети произносят звук ыхором и индивидуально.
Характеристика звука ы (гласный).
Воспроизведение слоговых рядов:
пы—ты—кы—хы ты—кы—хы—пы кы—хы—пы—ты хы—пы—ты—кы ых—ык—ып—ыт ык—ып—ыт—ых ып—ыт—ых—ык ыт—ых—ык—ып
Выделение звука ы на слух.
Логопед называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат звук ы.
Словарный материал:
дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дынил бок, тыква и др.
Различение окончаний у существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного в словах.
Поочередно выставляются пары картинок. Логопед произносит конечный гласный (а или ы), вызванный ребенок угадывает, какая картинка задумана, и четко произносит слово
Словарный материал: конфета — конфеты, лента — ленты, тыква — тыквы, липа — липы и т.д.
Составление словосочетаний.
Дети подбирают существительные к прилагательным: умный ... быстрый ... длинные ... высокие ... . дежурный ... старый ... медленный ... красивый ..
Составление предложений по опорным картинкам. Ознакомление с понятием «предлог». Работа со схемами.
III.Физкультминутка.
Знакомство с буквой ы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны!
«Из скольких элементов состоит буква ы?»
Прописывание буквы в воздухе.
Печатание ы в тетрадях.
Анализ и синтез слогов.
Печатание и чтение слогов.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки ы— и.
Цель
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; развивать фонематический слух; учить выделять гласный звук в середине и в конце слова; работать над предложением; закрепить навык пересказывания небольшого текста; развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет гласный звук в словах мак, суп, кот, пух, кит, сыр, ток, сын, ком, страх, сок, торт, мир.
II. Закрепление звуков ы— и.
Логопед говорит, что сегодня дети будут повторять звуки ы — и. Уточняется характеристика этих звуков (гласные). Дети объясняют, почему ы и и относятся к гласным звукам.
Логопед предлагает произнести звук и. Уточняется артикуляция звука (язык за нижними зубами, губы в улыбке).
Логопед предлагает произнести звук ы. Уточняется артикуляция звука (язык оттягивается от зубов).
Поочередное произношение звуков ы — идетьми. Сравнение артикуляции звуков.
Речевая зарядка.
Пы—пи им—ым
мы—ми—мы ты—ти
мы—ми их—ых
ти—ты—ти кы—ки
Выделение гласного звука в середине слова:
был—бил мыл—мил выл—вил пыл—пил ныл—Нил
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Логопед называет пару слов, дети по смыслу заканчивают фразу одним из этих слов.
Был—бил — Яв походе ... (был). В барабан я ... (бил).
Выл—вил — Волк в лесу ... (выл). Я веревки ... (вил).
Мыл—мил — Малыш был очень ... (мил). Он руки мылом ... (мыл).
Логопед выставляет пары картинок: маки—пионы, тыквы—дыни, утки—дубы, конфеты—вафли, ленты-клетки. Произносит конечный гласный звук (ы или и), вызванный ребенок угадывает задуманное слово.
Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова.
ель — ели клён — клёны
липа — липы олень — олени
веник — веники лимон — лимоны
лента — ленты охотник — охотники
Дидактическая игра «Запомни предложение». Словарный материал: У дома ивы и липы. Инна покупает конфеты и вафли. Это пионы и маки. У канавы утки. Ким любит дыни. На окне лежат лимоны.
III.Физкультминутка. Игра «Эхо».
IV.Пересказ рассказа.
Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы. Тут будут ели, липы и клёны.
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звук с.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука с в слогах, словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор—лук-слива; яблоко—груша—капуста; клён—дуб—сова; платье—рубашка—стакан; волк—медведь—сорока; голуби—ворона—лиса.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Логопед выставляет картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос. Задает вопросы:
Какой звук чаще других встречался в этих словах? (звуке).
Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (со звуком с).
Артикуляция звука (губы в улыбке, язык «горочкой»).
Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
Речевая зарядка:
са—су—сы ска—ску—скы сма—сму—смы
ас—ус—ыс ста—сто—сту спа—спо—спу—спы
Выделение звука с в словах (уточнение позиции звука в слове).
Работа с картинками на доске.
Согласование притяжательных местоимений с существительными (про какую картинку можно сказать мой, моя, моё, мои?)
Образование сложных слов:
листья падают — листопад снег падает — снегопад сады разводит — садовод сам катит — самокат
сам летит — самолёт сам ходит — самоход
пыль сосет — пылесос сам варит — самовар
Дидактическая игра «Наоборот»:
мир — ссора трусливый — смелый
кислый — сладкий пасмурно — солнечно
тесная — свободная (обувь)
Логические задачи.
Дети отвечают на вопросы, которые задает педагог:
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
Какую ноту кладут в суп? (Соль)
Как называется группа птиц? (Стая)
Предмет для сидения? (Стул)
Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп)
Работа над предложением (по опорным картинкам). Знакомство с предлогом.
Где стоит миска с капустой? (На столе)
Откуда упали кубики? (Со стола)
Над чем летит самолет? (Над лесом)
Где спит кот? (Под скамейкой)
Куда входит Саня? (В автобус)
Откуда вынули мясо? (Из сумки) Составление схем предложений с предлогами.
III.Физкультминутка.
IV. Звуковой анализ и синтез следующих слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.
Дидактическая игра «Живые звуки».
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звук с'.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука с' в слогах, словах, фразах; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей; работа со схемой предложения; закрепить навык пересказывания; познакомить со звуко-слоговой схемой слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет звуки в словах сам, сок, сук, сын, суп, сыт, сух.
II. Повторение пройденного.
«С каким звуком мы знакомились на предыдущем занятии?» (со звуком с).
Уточнение артикуляции звука и его характеристики.
Задание назвать слова со звуком с в начале, середине, конце слова.
III. Знакомство с новым материалом.
Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь.
Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?» (звук с').
Артикуляция звука.
Характеристика звука (согласный, глухой, мягкий).
Речевая зарядка:
ся—сё—сю сю—ся~сё ась—ось—усь
си—се—ся ся—си—се уст—ась—ось
Выделение звука с' из ряда слогов:
ми—тё—си—кю—мя—сё—ню—ей—ся—пи—се—тю—ля—сю—мё—си—ви—ся.
«Запомните и повторите слова со звуком с'».
василёк—пион—гвоздика—ноготки дятел—гусь—воробей—грач, яблоко—груша—апельсин—банан окунь—карп—селёдка—лещ такси—трамвай—метро—электричка зима—весна—осень—лето
Дидактическая игра «Договори слово».
Педагог начинает слово, ребенок договаривает, произнося его полностью.
не... (си) но... (си) па... (си)
ей... (си) ко... (си) га... (си)
Называние действия по картинке:
проснул... (ся) умыл... (ся)
причесал... (ся) спустил... (ся)
потянул... (ся) вытер... (ся)
обул... (ся) пробежал... (ся)
поднял,., (ся) одел... (ся)
застегнул... (ся) примчал... (ся)
Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей.
гуси—гусёнок—гусята лоси—лосёнок—лосята
рыси—рысёнок—рысята лисы—лисёнок—лисята
Согласование прилагательных с существительными в роде. Дидактическая игра «Про что можно сказать синий, синяя, синее, синие» (проводится по картинкам).
Дидактическая игра «Закончи предложение». Среди спелых колосьев синеет . (василёк). Распустилась весенняя (сирень) Весеннюю песенку спела ... (синица)
Среди листьев спеет красивый ... {персик).
У Симы серебряные ... {серьги)
Работа со схемой.
IV.Физкультминутка. Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.
Просыпайся! — Просыпаюсь!
Поднимайся' — Поднимаюсь!
Умывайся! — Умываюсь!
Обливайся! — Обливаюсь!
Вытирайся! — Вытираюсь1
Одевайся! — Одеваюсь!
Собирайся! — Собираюсь!
И прощайся! — Я прощаюсь!
V. Пересказ рассказа «Сима»
Это Сима. Симе семь лет Сима любит всё синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.
Ответы на вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у неё синее Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?
Пересказ.
VI.Знакомство со звукослоговой схемой слов.
Педагог уточняет, что такое слог (часть слова), как он обозначается на схеме (желтой полоской), знакомит детей с правилом: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
VII.Составление звукослоговой схемы слов гуси, сито.
VIII.Подведение итога занятия.
Тема. Звуки с. с Буква с
Цель
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков с, с в слогах, словах, фразах; выделение звуков с, с' в начале, середине, конце слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова со звуками с, с'.
II. Логопед спрашивает: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с').
Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.
Речевая зарядка.
Са-са—са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со— у Вовы колесо.
Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.
Су-су-су — холодно в лесу.
Си—си-си — сук в руке неси.
На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.
Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
а) осень—осенний апельсин—... фасоль—...весна—весенний ананас—... мясо—...сосна—сосновый слива—... стекло—...осина—осиновый капуста—... кокос—...
б) осенний осенняя осеннее осенние лист погода небо листья воздух листва солнце поля костюм слякоть пальто сады
лес, сад обувь поле леса
Составление предложений по опорным словам. Спит, кот, сено, на. Коляска, с, Сима, стоит. Собака, сосна, под, спать. Стол, на, стоит, сито. Сад, беседка, в, стоит. Стол, апельсин, со, упал.
Составление рассказа по вопросам:
а) Наступила (что?) осень. С лип, кленов, осин осыпаются на землю (что?) сухие листья. Соня, Саня, Вася и Сима гуляют (где?) в осеннем саду. Они поднимают с земли (что?) осенние листья. Из осенних листьев они сделают (что?) осенний букет. Дети поставят букет (куда?) в синюю вазу;
б) Логопед читает текст;
в) Вопросы по тексту: Какое время года наступило? С чего осыпаются сухие листья? Кто гуляет в осеннем саду? Что делают дети? Из чего они сделают осенний букет? Кто поставит букет в вазу?;
г) Повторное чтение с установкой на запоминание;
д) пересказ текста.
III.Физкультминутка.
IV Знакомство с буквой.
V. Анализ и синтез слогов: са, ус, сы, ис, су, ос, сэ.
VI.Звукослоговой анализ слов:, сук, сом, сок, Сима.
VII.Подведение итога занятия.
Тема. Звуки з, з’ Буква з.
Цель
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за; познакомить с понятием «родственные слова», учить звукослоговому анализу слов; познакомить с буквой з; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет звуки в словах пух, кот, кит, сок, мох, мак, сын, тут, ток, сук, сам.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Логопед вывешивает картинки: зима, ваза, газета, зубы, земляника и т.п.
Какой звук чаще других вам встретился в этих словах?
Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?
Уточнение артикуляции звука з.
Характеристика звуков з, з'.
Речевая зарядка:
за—зя—зё—зю зда—здо—зду—зды
зё—зя—зю~зи зма—змо—зму—змы
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
Зы-зы-зы — у Зои нет козы.
Образование формы множественного чиста родительного падежа существительных (работа по
мороз—морозы—морозов арбуз—арбузы —арбузов
карниз—карнизы—карнизов паровоз—паровозы—паровозов
рассказ—рассказы—рассказов водолаз—водолазы—водолазов
груз—грузы—грузов газ—газы—газов
Дидактическая игра «Измени слово». губы—зубы набор—забор кефир—зефир гнать—знать намок—замок пелёнка—зелёнка двери—звери смей—змей вал—зал, дуб—зуб
Согласование прилагательных с существительными.
а) отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное,
б) придумывание предметов к признакам:
зимний зимняя зимнее день ночь утро
вечер шапка небо
ветер одежда пальто
свитер погода платье
холод шуба яблоко
воздух метель море
Подбор родственных слов.
Зима — зимний, зимник, зимовье, зимовка, зимовщик. Зелень — зелёный, зелёнка, озеленение, зеленеть.
Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:
Зина, беседка, цветы, посадить, за. Зоя, беседка, выглянуть, из-за. Зонт, спина, за, спрятать, Лиза. Коза, куст, выглядывать, из-за. Коза, за, пастись, лес.
III. Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
IV. Знакомство с буквой з.
На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три.
Показ буквы з.
Нахождение з в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Прорисовывание зв воздухе.
Печатание буквы в тетрадях.
V. Звукослоговой анализ слов козы, зима.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки с, с', з, з'.
Цель
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков с, с', з, з' в слогах, словах, фразах; закрепить правильное употребление предлогов; работать над предложением; закрепить навык пересказывания; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто повторит слова:
сом—зонт—сук зайка—сумка—завод
зима—сито—козы сок—ваза—сом
лист—земляника—апельсин собака—заноза—семь
зубы—сода—зал совы—замок—ананас
Зоя—лист—зима лоза—лось—зелень
II.Сообщение темы.
1. Речевая зарядка.
са—са—за за—за—са сна—сна—зна са—за—за за—са—са
сна—зна—сна са—за—са за—са—са зна—сна—сна
2. У детей на столах картинки со звуками с, с', з, з' в названиях. Дается задание: определить, какой из вышеназванных звуков в каждом слове и какова его позиция.
Логопед дает задание: выставить на первую полоску наборного полотна картинки со звуком с в названиях, на вторую полоску — со звуком с' в названиях, на третью полоску — со звуком зв названиях, на четвертую полоску — со звуком з' в названиях.
3. Дидактические игры «Запомни и повтори», «Что изменилось» (работа по картинкам).
Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори».
бу... (сы) та... (зы) колба...(сы) зано.., Сзы) ча... (сы) ко... (сы) поло... (сы) ароу... (:*ы) гро... (зы) берё... (зы) рель... (сы) серей., (зы)
5. Упражнение на правильное употребление предлогов.
а) Зайка сидит ... кустом. Зоя стоит ... сосной. Дети встают ... постели. Зайка выглядывает ... куста.
Зоя посадит незабудки ... беседкой.
Козы пасутся ... лугу.
б) Работа со схемой предложения.
6. Пересказ рассказа «Зимой».
Наступила зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.
Вопросы по тексту: какое время года наступило? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?
Пересказ.
III. Физкультминутка.
Звукослоговой анализ слов сук, коса, зима.
Печатание слов под диктовку: сок, сук, сам, коза, коса, зима.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки н, н'. Буква н.
Цель
Закрепить навык произношения звука и в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, печатанию слогов и слов; познакомить с правилом употребления прописной буквы в именах; развивать память, внимание, мышление.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет первый звук в своем имени.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Логопед называет слова: нос, носки, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь и т.д. Задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышится во всех этих словах?» (звук н и н’).
2. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий, звонкий).
3. Воспроизведение слоговых радов:
на—но-—ну—ны ан—он—ун—ын
ня—не—ню—ни сна—сно—сну—сны
мна—мно—мну—мны янь—ень—юнь—инь
4. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звук н.
Словарный материал: ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.
5. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
верхний—нижний высушить—намочить веселый—грустный короткий—длинный
налево—направо снять—надеть высоко—низко под—над
6. Упражнение «Составь предложение». Словарный материал:
Кот, спать, окно, на, Васька. Сидеть, на, диван, Ната. Дети, гора, с, кататься. Нина, деревня, ехать, в. Антон, линейка, на, класть, книга. Ботинки, с, ноги, снимать.
Составление схемы предложений с предлогами.
III. Физкультминутка.
Хлопаем в ладошки — А когда скажу «Вставай»,
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Пусть попляшут ножки Ножки вместе, ножки врозь.
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест — опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся, Что за шум и что за гам?
IV. Знакомство с буквой.
Показ буквы н.
Печатание буквы.
Упражнение с разрезной азбукой. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. Словарный материал:
ан—на—нам—нас—нос—сон—сын—сы—усы но—ноты—нота—Ната
Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Печатание слогов и слов под диктовку:
ан—он—ун—ин—ын—ни—на—но—ну—ны
нам—нас—нос—сон—сын—Ната—Нина—Инна
Игра «Закончи слово». Словарный материал: ко..., пио..., бана..., сы..., де.,., со..., пельси... ,лимо..., пе..., бато..., стака..., те..., дива..., экеа...тюле..
V. Подведение итога занятия.
Тема. Буква я.
Цель
Познакомить с буквой я, учить образованию относительных прилагательных, составлению предложений по опорным словам, составлению схем предложений; преобразованию слов; закрепить правило написания прописной буквы; учить чтению и печатанию слов под диктовку; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто назовет гласный звук в словах сок, мак, кит, пух, сом, ток, танк, кот, нос, пар, куст, сын.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Развитие фонематического слуха.
Дети хлопают в ладоши, если услышат слог с мягким согласным.
Словарный материал:
ба—мя—ко—тя—сы—хя—яд— мы—зя—жа—кя—ту—ля и т.д.
2. Дидактическая игра «Скажи мягко».
Логопед называет слог с твердым согласным, а дети — с мягким согласным:
па—пя та—тя ма—мя ка—кя ла—ля и т.п.
3. Дидактическая игра «Назови имя девочки или мальчика».
Словарный материал:
Ва-ся То-ня Та-ня Ва-ля Ва-ня Ко-ля Се-ня Ма-ня
4. Образование относительных прилагательных. Словарный материал:
лён — льняное платье ягода — ягодный компот вкус — вкусное яблоко
яйцо — яичный пирог земляника — земляничная поляна
5. Составление предложений с этими словосочетаниями.
Составление схем предложений.
III. Физкультминутка.
Знакомство с буквой я.
Показ буквы я.
Нахождение в кассе букв.
Печатание буквы в тетрадях.
Логопед выкладывает слогма. Дети читают. Уточняется характеристика звуков. Логопед вместо буквы аставит букву я. Дети читают новый слог. Уточняется характеристика согласного звука. Аналогичная работа проводится со слогами на, та, ка, па.
Логопед уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.
Работа с кассой букв: Маня— Таня—Паня.
Печатание имен в тетрадях. Закрепление правила употребления прописной буквы.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки б, б’. Буква б.
Цель
Закрепить навыки различения ичеткого произношения звуков б, б’ в слогах, словах, фразах; учить выделять первый и второй слоги в словах; работать над предложением; закрепить навык преобразования слов; познакомить с буквой б; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Садится тот, кто наз<