Упражнение 1. «Комплименты».
Задачи:
- знакомство участников;
- введение в ситуацию тренинга;
- создание непринужденной атмосферы;
- самовыражение.
Необходимое время: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг для друга.
Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент, например: «Дима, ты очень
справедливый человек» илк «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч участник
бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы
комплимент был сказан каждому участнику.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли Вам было говорить комплименты другим участникам?
- Как вы чувствовали себя, когда говорят комплимент Вам?
Вводная часть.
Упражнение 2. « А я считаю …».
Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.
Необходимое время:
Материалы: бумага, маркер
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:
•Самый важный предмет - математика.
•Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
•Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
•Не иметь высшего образования - стыдно.
•Самая классная музыка - рэп.
• «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
•Изучать иностранный язык легче, чем физику.
Вопросы для обсуждения:
-Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях?
-Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве?
-Что они чувствовали?
-Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства?
-На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно?
-Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны?
-Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».
В психологии различают несколько основных видов толерантности в человеческих отношениях.
Естественная (натуральная) - Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности.
Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.
Нравственная - Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».
Моральная - Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.
То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).
Этническая - Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам.
В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности.
Отличия очевидны в чертах характера и жизненной позиции в целом:
1.Здоровое чувство юмора. В отличие от толерантного человека, интолерантный не способен посмеяться над своими недостатками и не всегда адекватно воспринимает безобидные шутки и критику со стороны окружающих.
2.Стремление к самореализации. Толерантный человек стремится к развитию, образованию, любознателен и с готовностью помогает окружающим. Интолерантному человеку не свойственно сопереживание и потребность к самоопределению своей жизненной позиции.
3.Адекватная оценка собственной значимости. Толерантный настрой предполагает полное осознание всех своих недостатков и достоинств, своего внутреннего мира. Интолерантностьсвязана с обвинительной позицией по отношению к недостаткам других и выпячиванию своих достоинств.
4.Чувство защищенности. Очевидно, интолерантному человеку свойственно во всем незнакомом видеть угрозу своей безопасности.
5.Способность взять на себя ответственность. В отличии от интолетарантного человека, толерантно настроенный не подозревает окружающих во враждебных замыслах против него, а причину неудач ищет в себе самом.
6.Стремление жить в демократичном обществе, готовность принятия чужой точки зрения. Интолерантный настрой предполагает наличие жесткого диктата и авторитарной власти.