Упражнение 3. «Групповая визитка»
Задачи:
- самопознание;
- развитие навыков взаимодействия;
- осознание многообразия характеристик, объединяющих людей;
- осознание своей групповой принадлежности.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бумага формата А4, ручки, карандаши или фломастеры.
Процедура проведения. Участники разбиваются на 3 подгруппы (случайным образом, путем счета на 1-2-3). Ведущий предлагает каждой
подгруппе создать свою визитную карточку. Для этого участники подгруппы должны выяснить, что
их может объединять. Вспомните составляющие толерантности и используйте их.
Визитка может быть выполнена, например, в форме плаката или эмблемы.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было искать что-то общее для всей вашей подгруппы?
- Что именно объединяет членов вашей подгруппы и отличает от других подгрупп?
- Посмотрите внимательно на ваши визитки. Что объединяет всех участников группы?
Стигматизация, понятие тесто связанное с темой тренинга.
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Упражнение 4. Ролевая игра «На лбу написано...»
Цель: дать возможность почувствовать себя «стигматизированным», выявить групповые стереотипы
Материалы: наклейки с надписями
1) Я не говорю по-русски
2) Мне 5 лет
3) натуральная блондинка
4) Я сильно пьян
5) Не понимай, постоянно переспрашивай
6) Игнорируй меня
Стикер с надписью прикрепляется ко лбу участника, он не знает, что на нем написано, другие не могут ни говорить, ни намекать на это. Группа должна общаться в соответствии с указаниями на надписях.
Дается задание: «Вы совместно купили лотерею и неожиданно выиграли автомобиль. Ваша задача - всем вместе решить, что делать с выигрышем. Продать автомобиль нельзя. На обсуждение вам дается 7 минут. Обсуждайте варианты с участниками группы в парах, ориентируясь на ту роль, которая обозначена на стикере, демонстрируйте соответствующее отношение к человеку ».
После игры каждый делится своими ощущениями, рассказывает, как с ним общались участники, что он чувствовал при этом, пытается догадаться, что у него написано на стикере.
Удалось ли проблему решить? Мешают ли стереотипы, сложившиеся в обществе, договориться?
Стигматизация – это предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него/них каких-либо особых свойств и признаков. Стигматизация - это наклеивание ярлыков.
Какие стигмы существуют в подростковой среде, как чувствуют себя изгои?
Что делать если человек стал жертвой стигмы?
Упражнение 5.«Синквейн Толерантность».
Заключительный этап.
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.
Закончить тренинг можно следующей притчей: «Решил Зуси изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а он – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким - самого себя.
Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"
Знакомство.
Цели:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство
других;
- осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутренней
диалога о самом себе;
- формирование позитивного отношения к своему народу;
- повышение самооценки через получение позитивной поддержки от группы.