Формирование сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста

При правильной организации воспитательной работы уже в первой половине второго года жизни дети начинают перехо­дить от действий, основанных на свойствах предметов и игру­шек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюже­тов из его жизни. Наступает следующий этап развития игры - она становится сюжетно-отобразительной.

Характерной чертой самостоятельной сюжетно-отобрази­тельной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может изме­рить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купа­ния, начинают снова ее мыть и т. д.

У детей третьего года жизни преимущественно сохраня­ется характер отобразительных игр, но действия становятся более разнообразными. В них отражаются уже не только ма­нипуляции с предметом, но и человек, действующий опреде­ленным образом. Впрочем, действия человека еще не выде­ляются из отражаемого ребенком жизненного явления: ре­бенок изображает в игре и работу шофера, и шум мотора. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел - «топ-топ»; упал и хнычет - «ой-ой»; кушает - «ням-ням». Однако комбинируются они в произволь­ной последовательности.

Развитие игры в раннем детстве происходит также в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выпол­няя то или иное действие. Уже в играх, в которых дети лечат или причесывают куклу, фактически имеет место выполнение ряда действий, производимых взрослыми. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он про­извел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельно­сти дети начинают обозначать свои действия другим именем - ролью.

Первые начатки роли проявляются лишь в самом конце раннего детства. Это находит двоякое отражение. Во-первых, появляется называние куклы именем действующего лица. Кукла тем самым выделяется из игрушек как заместитель человека. Во-вторых, появляется разговор ребенка от лица кук­лы. Например, Вова ставит двух кукол лицом друг к другу и говорит за них: «Здравствуй, Коля, я пришла». В этих проявле­ниях мы видим зачатки будущей ролевой речи, которая произ­носится уже не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу. В игре игрушки заменяют ребенку предметы, а отобразительные ситуации становятся носителями определенных отно­шений между людьми. На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отра­жают деятельность взрослых. Именно ситуация общения опре­деляет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой. И. О. Ивакина выделяет три уровня сюжетно-отобразительной игры.

Высокий уровень сформированности сюжетно-отобразительной игры предполагает, что замысел у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в неко­торых случаях взрослый приходит ему на помощь. В игре малыш отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие его события могут повторяться мно­гократно. Самостоятельно ребенок может ставить 5 - 6 игровых задач, и лишь иногда ему требуется незначительная по­мощь взрослого. Игровые задачи могут быть как взаимосвязаны между собой, так и разрознены. У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразны по степени обоб­щенности. Ребенок самостоятельно использует в играх знако­мые и новые предметы-заместители, воображаемые предме­ты. Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в неко­торых случаях обозначает ее словом. Игра преимущественно носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.

При среднем уровне развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удовольствием повторяет какую-то одну ситуацию. Игровые задачи (от 3 до 5) ребенок ставит как само­стоятельно, так и с помощью взрослого; у него сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок самостоя­тельно использует в играх только знакомые предметы-замести­тели в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы (возможна и помощь взрослого в выборе). Роли взрослого малыш не принимает. Игра носит ин­дивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.

Ребенку с низким уровнем сюжетно-отобразительной игры чаще всего требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему помогает ставить взрослый, лишь в отдельных случаях игровые задачи малыш ставит самостоя­тельно (не более двух). Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия чаще однообразные, по степени обобщенности - только развернутые. Ребенок не использует в играх предметов-заместителей и вооб­ражаемых предметов. Игра индивидуальная. Малыш почти не проявляет интереса к играм сверстников.

Дети, обладающие как высоким, так и низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры, нуждаются в педаго­гическом руководстве.

Н. Н. Палагина характеризует третий год жизни как пери­од расцвета сюжетно-отобразительной игры. Точнее - период, когда уже имеются предпосылки к расцвету, но его еще надо обеспечить.

Во-первых, следует добиться разнообразия сюже­тов как отражения многообразия окружающей жизни, показать детям новые источники создания сюжета: по впечатлению, по представлению, по описанию в литературе, по подражанию.

Во-вторых, надо способствовать обогащению сюжетов, их детализа­ции, наращивать логическую цепочку действий, ввести более обобщенные средства выражения сюжета (условные и симво­лические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами), отображать эмоции и состояния игровых персонажей.

И, наконец, необходимо развить речевое сопровождение игры - обозначение действий словом и диалоги с игрушкой. То есть обеспечить зарождение новой, более сложной формы - сюжетно-ролевой игры.

Итак, к концу раннего детства появляются следующие пред­посылки для перехода к ролевой игре:

­ в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные пред­меты, которые называются в соответствии с их игровым значением;

­ усложняется организация действий, приобретающая харак­тер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

­ происходит обобщение действий и их отдельных предме­тов;

­ возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

­ происходит своеобразная «эмансипация», при которой взрос­лый выступает как образец действий, и вместе с тем возни­кает тенденция действовать «как взрослый», но самостоя­тельно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Покажите многообразие сюжетов игр.

2. Какова сущность ознакомительной игры?

3. Каковы особенности отобразительной игры?

4. В чём заключается организация сюжетно-отобразительной игры?

5. Охарактеризуйте уровни сюжетно-отобразительной игры.

Наши рекомендации