Показатели интеллектуальной готовности детей к школе

Показатели интеллектуальной готовности
Образный компонент Вербальный компонент
1. Способность воспринимать мно­гообразные свойства, признаки предмета 1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них су­щественные
2. Зрительная память на образной основе 2. Слуховая память на речевой основе
3. Способность обобщать имеющие­ся представления о предмете (явле­нии) 3. Способность обобщать множество еди­ничных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терми­нов
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза 4. Развитие мыслительных операций клас­сификации, анализа
5. Эвристичность мышления 5. Критичность мышления

Такой подход к разработке показателей развития интеллек­туальной готовности ребенка к школьному обучению помогает, во-первых, избежать односторон­него перекоса в оценке интеллек­туальных возможностей ребен­ка. Во-вторых, такое сочетание критериев позволяет учесть спе­цифику мышления детей до­школьного возраста, а значит, и самоценность дошкольного дет­ства.

В процессе развития интеллек­туальной готовности детей к школьному обучению необходи­мо иметь в виду следующие мето­дологические положения:

­ учет целостности, асимметрич­ной гармонии всех форм мыш­ления дошкольников в органи­зации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию матери­ала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей;

­ процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный - осоз­наваемый, имеющий вербаль­ную форму, а также интуитив­но-иррациональный, связанный с догадками, озарениями, име­ющий в основе образные про­цессы мышления. В связи с этим, понятие - это «процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объек­та или субъекта, связанный с эмоциональными переживани­ями»;

­ понятие имеет содержатель­но-результативную и процес­суальную стороны, отражен­ные в таких его признаках, как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, систем­ность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников специфические особенности, связанные с доминированием в них образных и эмоциональ­ных компонентов;

­ учет эмоционального отноше­ния ребенка к изучаемому материалу, создающего в мыш­лении своеобразную доми­нанту, поддерживающую лю­бознательность и интерес к процессу познания. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движу­щими силами процесса пони­мания. Поэтому так значима обоснованная и правильная постановка вопросов педаго­гом, направляющего мысль ре­бенка на самостоятельный поиск ответов;

­ методы развития интеллекту­альной готовности к школьному обучению опираются на единство образа, слова и дей­ствия в деятельности ребенка с использованием знаково-символических средств как связу­ющего звена образного и вер­бального компонентов мышле­ния. В этом должны быть за­действованы различные виды деятельности с опорой на веду­щую деятельность и творче­ство ребенка;

­ интеллектуальная готовность к школьному обучению предпо­лагает развитие способов позна­вательной деятельности ребен­ка. Здесь важно учесть ступени, этапы познания. Последова­тельность или этапность разви­тия понятий дошкольников мо­жет быть различной. Это зави­сит от содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей ребенка, уровня овладения понятием.

Данные положения, основан­ные на принципах развивающего обучения, способствуют реализа­ции преемственности дошколь­ного и начального образования, основой которой являются следу­ющие направления развития ре­бенка 3-10 лет:

­ Психические новообразова­ния: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность, воображение, познавательная активность, по­нимание и оперирование знаково-символическими сред­ствами.

­ Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей, взаимодействие с окружающим миром.

­ Деятельностное развитие: при­оритет ведущей деятельности с опорой на творчество.

­ Готовность к дальнейшему образованию, к изучению учебных предметов.

Реализация данных направлений даст необходимый результат только в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека, к его мироощущению, мировосприятию, мировидению (Гранатов Г.Г. Метод дополнитель­ности в развитии понятии (педагогика и психология мышления) - Магнитогорск, 2000.).

Такое образование содержит деятельностный фундамент, опирается на принципы «психологической педагогики», имеет ди­алогический, размышляющий, по­нимающий, сопереживающий ха­рактер. Во многом это определя­ется личностью педагога, степе­нью его педагогического мастер­ства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессио­нально-педагогического мышле­ния.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем наблюдается разрыв в программах обучения и воспитания в детском саду и в школе, а также методах и формах организации педагогическо­го процесса?

2. В чем заключается суть развивающего обучения?

3. Каковы требования начальной школы к выпускнику ДОУ?

4. Какие специфические умения должны быть сформированы у выпускника ДОУ?

5. Дать определение интеллектуальной готовности детей к школе.

6. Перечислить принципы развивающего обучения.

7. Каковы особенности мышления дошкольника?

8. Каковы условия личностно-ориентированного образования?

9. Перечислить мето­дологические положения, в процессе которых происходит развитие интеллек­туальной готовности детей к школьному обучению согласно исследованию Г.Г. Гранатова.

Наши рекомендации