Слово учителя – синтез риторических жанров

Слово учителя – особенное, аудиовизуальное (словесно-образное) средство реализации принципа динамического баланса, действенное средство развития творческих способностей учащихся, в системе познавательных и эмоционально-оценочных компонентов учебно-воспитательного процесса.

Риторический идеал– «система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в той или иной культуре и отражающая систему ценностей» (А.К. Михайльская)

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕЙ

Речь учителя может рассматриваться по нескольким классификациям. Одна из классификаций предложена Г.З. Апресяном. Он группирует речи в зависимости от сферы человеческих взаимоотношений, в которой они произносятся, и предмета выступления. В соответствии с данными признаками выделяются роды и виды красноречия.

Таблица «Классификация речей по предметно-тематическому признаку»

Роды красноречия Виды красноречия
1.Социально-политическое – доклад на социально-политические и политико-экономические темы; – политическая речь – дипломатическая речь – военно-патриотическая речь; – митинговая речь – агитационная речь
2.Академическое красноречие – вузовская лекция; – научный доклад – научное сообщение или информация
3.Судебное красноречие – прокурорская, или обвинительная, речь; – адвокатская, или защитительная, речь; – самозащитительная речь  
4.Социально-бытовое красноречие – юбилейная, или похвальная речь (2 разновидности: в честь знаменательной даты и посвященная выдающейся личности); – застольная речи (СЛОВО+ТОСТ) – надгробное слово, или поминальная речь
5.Богословско-церковное красноречие – проповедь (внушение веры) – речь на соборе (адресована служителям церкви, выступление для избранных, посвященных в церковные таинства).

Основой второй существующей классификации является целевая установка ораторского выступления. Автор этой классификации Поль Сопер. Дополнения внесены Л.А. Муриной.

Исследователи выделяют общую и конкретную цель выступления.

Общая цель, или преобладающая, определяет, какой реакции выступающий хочет добиться от аудитории (информировать, убедить, воодушевить и т.д.)

Конкретная цель ясно показывать, что слушатель должен знать, чувствовать, делать. Конкретный замысел – это центральная идея темы.

Слово учителя – это синтез нижеперечисленных разновидностей, так как оно преследует несколько целей: информировать, убедить при необходимости, призвать к действию (воспитательные задачи) и т.д.

В соответствии с целеполаганием выделяются такие разновидности публичных выступлений:

информационная речь.

Задача информационной речи – помочь познать и усвоить новое, дать представление о предмете, а это достижимо, если речь интересна и ясна.

Информационной речи присущи следующие характеристики:

– актуальность сообщения;

– отсутствие спорных моментов;

– наличие элементов, побуждающих любознательность слушателей;

– удовлетворение информационно-интеллектуальных ожиданий слушателей (ответ на все поставленные оратором и аудиторией вопросы).

Ведущие принципы создания информационной речи (все они как нельзя точнее соответствуют требованиям подготовки учителя к уроку):

1.Принцип «резервных знаний» требует заготавливать значительно большее количество материала, чем войдет в информационную речь.

2.Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов означает, что приводимые факты должны быть уместными, достаточными и точно проверенными, должны соответствовать иллюстрируемым положениям, давать точную ссылку на источник сообщения.

3.Принцип взаимосвязи известного и нового, что требует при подготовке к информационной речи сделать обычное интересным, а новое – понятным.

4.Принцип отражения динамики мышления в речи. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном, поступательном развитии идей. Нельзя порхать с одного на другое без ощутимой связи.

Приемы научно-популярного изложения (очень актуальны для школы):

– лексико-семантический перевод (сознательный и целенаправленный отбор языковых средств, обеспечивающий ясность и доступность содержания. Поиск простой, доступной формулировки – это одновременно и поиск разъясняющей формулировки.

– конкретизация (сведение абстрактного к конкретному). Осуществляется это различными путями (с помощью словесной наглядности (тропы), иллюстраций, экспериментов, фактов из жизни и практики). При этом должен соблюдаться принцип: от простого к сложному.

– занимательность (следует пробуждать чувства учащихся, их эмоции).

Убеждающая речь. Основная цель жанровой группы – убедить.

Принципом построения убеждающей речи является сочетание рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения. Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация.

Эмоциональный – это фон, который создается интонацией, силой жеста, выразительностью мимики, энергией и поведением говорящего.

Гомеров порядок расположения аргументов:

сильные–средние–самые сильные

Слово учителя как синтез риторических жанров:

- программная речь;

- эпидейктическая речь,

- агитационная речь;

- побуждающая речь, представление классу;

- оценочное суждение;

- отзыв;

- рецензия;

- творческий отчет;

- сентенция; шутка;

- риторический анализ речевого поведения учителя и ученика в разных ситуациях педагогического общения;

· диспут,

· дискуссия,

· дебаты,

· прения,

· беседа и др.

Наши рекомендации