Тема: Становление русского педагогико-риторического идеала
Тексты памятников педагогической мысли, разного рода регламенты и уставы учебных заведений России ХУП в. предоставляют большей частью фрагментарные наставления. Однако в этих педагогико-риторических рекомендациях содержатся первые попытки и стремления к образцу педагогического речевого общения.
«Духовный регламент» Петра 1:
«Определенным и добрым учителем приказать, чтобы они исперва сказывали ученикам своим вкратце, но ясно, какая сила есть настоящего учения: грамматики, например, риторики или логики. И чего хощем достигнути через сие или оное учение, чтобы ученики видели берег, к которому пловут, и лучшую бы охоту возымели, и познавали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».
В «Уставе воспитательного общества благородных девиц»(1764) педагогу рекомендуется «истолковать (воспитанницам) ясно по летам и по нежности естественного сложения», на уроках в классе «и буде которая девица сделает какое остроумное примечание, то с дозволения имеет она сообщить о том всему классу, ибо изрядно и кстати сказанное слово будет для других наставлением к подражанию».
Для педагогов и воспитанниц норма речевого поведения – «удаление от всего того, что гордостью и самолюбием назвать можно».
В «Уставе шляхетского сухопутного кадетского корпуса» (1766) инспекторы обязуются «не допускать их (учителей) обходиться с детьми сурово; наблюдать, чтоб сами собою подавали пример красоты и умеренности». Очерчивая круг обязанностей подполковникам в этом военном учебном заведении, Устав рекомендует преподавателю в этой должности: «хотя (он) и принужден бывает в военном деле оказывать вид строгости, но прямое его достоинство и дарование в том состоять имеет, чтоб сию строгость соединять с приятностью и остерегаться дабы не произвесть в юношах вредительных воображений страха, которые трудно истребить».
«Устав народным училищам в Российской империи» (1786): «полезна и потребна беседа учителя с учеником наедине».
1.Общие сведения о педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
Педагогическая деятельность началась в 1859, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне.
Педагогические взгляды Л.Н. Толстого изложены в работах
«О методах обучения грамоте»,
«Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»,
«Дневник Яснополянской школы за 1862 г.»,
«Воспитание и образование»,
«Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»,
«Общие замечания для учителей» и др.
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни
В 70-х годах, Толстой снова стал учить детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской семинарии.
2. Сущность педагогических взглядов и принципов Л.Н.Толстого
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа (открыта в 1861-62г.). В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Цель воспитания, по Толстому, - в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Он понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, в частности, принцип сознательности и активности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип доступности обучения; принцип прочности усвоения знаний; принцип природосообразности. Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся.