Должностные обязанности учителя-логопеда
Должностные обязанности (8—14-й разряды) Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Должен знать: Конституцию и законы Российской Федерации, решения Правительства и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы профилактики и коррекции речевых нарушений, отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу; новейшие достижения дефектологической науки логопедии; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты
8-й разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;
9-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
10-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
11-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;
12-й разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в медико-психолого-педагогической комиссии не менее 3 лет;
13-й разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и станс работы в психолого-медико-педагогической комиссии не менее 5 лет;
14-й разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической комиссии не менее 10 лет.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Приказ Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. № 622/1646.
В целях уточнения требований к уровню квалификации и квалификационным категориям педагогических и руководящих работников и во исполнение п. 11 Приказа Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей» приказываем: 1. Утвердить:
1.1.Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ETC.
1.2.Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.
1.3. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА ПО ETC
Настоящие рекомендации разработаны в помощь руководителям органов управления образованием, учреждений образования и аттестационным комиссиям для решения вопросов, связанных с определением:
— уровня образования;
— стажа работы;
—- уровня квалификации педагогических и руководящих работников, претендующих на присвоение второй, первой или высшей квалификационных категорий.
1. Общие положения
1.1. Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования (далее по тексту ТКХ), утвержденные по согласованию с Министерством труда Российской Федерации приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными настоящим приказом), определяют требования к разрядам оплаты труда по ETC в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории, а для директоров (начальников, заведующих), их заместителей, руководителей филиалов, руководителей других структурных подразделений — в зависимости от группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение образования, и квалификационной категории.
1.1.1. Уровень образования.
Уровень образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ETC определен в разделе ТКХ «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда» наличием среднего или высшего профессионального образования и в основном не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию.
Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов, педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда по ETC устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.
Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в т. ч. в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) разряды оплаты труда по ETC как лицам, имеющим дефектологическое образование, устанавливаются:
— при получении диплома государственного образца об окончании пединститутов или университетов по специальностям:
031500 — тифлопедагогика; 031600 — сурдопедагогика; (Ш700 —олигофренопедагогика; 031800 — логопедия; 031900 — специальная психология; 032000 — коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) — до 1994 г.;
дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика,олигофренопедагогика) — до 1994 г.
— окончившим спецфакультеты с объемом подготовки по указаннымвыше специальностям не менее 1000 часов и получившим диплом государственного образца серии ДВА.
1.1.2. Стаж работы.
Установление разрядов оплаты труда работников по ETC в зависимости от стажа работы, указанного в разделе ТКХ «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда», производится при наличии стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определенных должностях и учреждениях.
Стаж педагогической работы.
В стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.