Понимание нераспространенных и распространенных предложений
Покажи, где девочка прыгает? Где девочка играет с большим красным мячом? и т. п. ___________________________________
Понимание сложных конструкций
Восприятие флективных отношений:
Покажи пальцем дверь, левым мизинцем нос, ручкой тетрадь, ключ карандашом и т. п. __________________________________
Восприятие предложных отношений:
Нарисуй грибок справа от цветка ________________________
Нарисуй крест под кругом ______________________________
треугольник над кругом________________________________
Положи ключ слева от тетради__________________________
Понимание инвертированных конструкций:
— Колю ударил Ваня. Кто драчун?______________________
— Витю слушал учитель. Кто говорил? _________________
— Автобус обогнала машина. Кто поехал впереди?________
_____________________________________________________
— Володю ждет Лена. Кто задержался? _________________
Понимание сравнительных конструкций:
Какая фраза правильная?
Слон больше мухи. Муха больше слона. __________________
Дочка моложе мамы. Мама моложе дочки. ________________
Лето перед весной. Весна перед летом. ___________________
Днем темнее, чем ночью. Ночью темнее, чем днем._________
_____________________________________________________
Понимание атрибутивных конструкций:
Показать на картинках: «Где собака хозяина? Где хозяин собаки? Где бабушка внучки? Где внучкина бабушка? Где ученик учителя? Где учитель ученика?» _____________________
Понимание различных грамматических форм
Един. и множ. число им. сущ.:
Покажи, где ягода — ягоды, щенок — щенки и т. п._________
Един. и множ. число глаголов:
Покажи, где идет, где идут, поет — поют и т. п.____________
Соверш. и несоверш. вид глаголов:
Покажи, где мальчик пишет, где мальчик написал?_________
строит—построил?_________ рисует—нарисовал? _________
Уменьшительно-ласкательные формы существительных:
Покажи: дом — домик, куб — кубик, стул — стульчик и т. п.
_______________________________________________________
Состояние пассивного словаря
Понимание значения слов разной частотности, близких и неблизких по звучанию и значению (показ по специально подобранным картинкам предметов, действий, качеств и т. п.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание инструкций
Подними руку__________ подойди к окну_________________
открой тетрадь_________ возьми со стола книгу____________
Возьми со стола тонкую книгу и дай её мне________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
8.1. Состояние связной речи: общая характеристика речи (владение речью в соответствии с возрастным уровнем), уровень самостоятельности высказывания
_______________________________________________________
Рассказ по картинке____________________________________
_______________________________________________________
Рассказ по серии картинок______________________________
_______________________________________________________
Рассказ-описание или рассказ по представлению___________
______________________________________________________________________________________________________________
Пересказ_____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Фраза: Типы употребляемых предложений________________
Среднее количество слов в предложении__________________
Использование различных типов словосочетаний (согласование, управление, примыкание)____________________
Наличие аграмматизма _________________________________
Иные особенности ____________________________________
Употребление предлогов
На | С | ||
В | За | ||
Над | Из | ||
У | Под | ||
От | Из-за | ||
Возле | Около |
Словарный запас
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщенных слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синонимов — антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т. п.)
Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря____________________________
Количественная характеристика:
Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен)_______________________________________
Наличие в самостоятельных высказываниях частей речи
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?___________________________________
8.4. Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
Дом | Ведро | ||
Стол | Ковер | ||
Гриб | Лоб | ||
Сумка | Дерево | ||
Ёлка | Воробей | ||
Гнездо | Локоть | ||
Перо | Ухо |
Образование прилагательных от существительных:
Стол из дерева | Стакан из стекла | ||
Крыша из железа | Ручка из пластмассы | ||
Сумка из кожи | Варежки из шерсти | ||
Кораблик из бумаги | Сок из моркови |
Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
Работа | Работник | Печь | |
Чертеж | Часы | ||
Сапог | Газета | ||
Дача | Стекло |
Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
Волк | Волчица | Волчата | Волчонок |
Медведь | |||
Заяц | |||
Кот |
Образование притягательных прилагательных (по картинкам):
Чей хвост?_________________чей дом?___________________
чей шарф? ___________________________________________
Префиксальное словообразование: шёл-__________________
лить____________________писать_______________________
Словоизменение
Образование множественного числа существительных:
Стул | Рот | ||
Глаз | Перо | ||
Мост | Колесо | ||
Пчела | Рукав | ||
Коза | Воробей | ||
Ухо | Утенок |
Образование формы родительного падежа мн. числа существительных (много чего?)
Дерево | Комната | ||
Куст | Ухо | ||
Ёлка | Ведро | ||
Ягода | Воробей |
Изменение формы существительных в словосочетаниях с числительными:
Один | Два | Три | Четыре | Пять | |
Стул | |||||
Кукла | |||||
Помидор | |||||
Ведро | |||||
Рыбка |
Существительные ед. и мн. числа в различных падежах (по сюжетным картинкам)____________________________________
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского, среднего, женского родов (по картинкам)__________
_______________________________________________________
Слоговая структура слов
Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, перестановки звуков, слогов, недоговаривание):
Велосипед | Градусник | ||
Солнышко | Термометр | ||
Сковорода | Подоконник | ||
Ткачиха | Мотоциклист | ||
Аквариум | Громкоговоритель | ||
Библиотекарь | Строительство | ||
Милиционер | Стихотворение |
Повторение предложений, включающих многосложные слова:
Ребята слепили снеговика | |
Сапожник чинит сапоги | |
Петя пьет горькое лекарство | |
Старая бабушка вязала шерстяной чулок | |
На перекрестке стоит милиционер | |
Дрессировщик дрессирует животных | |
Экскурсовод проводит экскурсию | |
Физкультурники идут на парад | |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас | |
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
В отраженной и самостоятельной речи:
Характер нарушений | а | э | о | ы | и | у | с | с' | з | з' | ц | ш | ж | ц | ч | л | л' | р | р' | м | м' | н | н' | й |
Пропуски | ||||||||||||||||||||||||
Замены | ||||||||||||||||||||||||
Смешения | ||||||||||||||||||||||||
Искажения |
Звуки звонкие и глухие:
Характер нарушений | к | к' | г | г' | х | х' | п | п' | б | б' | т | т' | д | д' | ф | ф' | в | в' |
Пропуски | ||||||||||||||||||
Замены | ||||||||||||||||||
Смешения | ||||||||||||||||||
Искажения |
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия__________________________________________________
Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке речи: норма, деление слов на слоги, скандирование. ____________________
Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.
Эмоциональная выразительность. ____________________________
Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.______
____________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Дыхание
Тип — ключичное, грудное, брюшное, смешанное.
Объем — поверхностное, глубокое____________________________
Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое__________________________________________
Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. Причина_____________________________________________________
Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фонации выдох: ротовой, смешанный____________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________(количество слов).
Голос
Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий, немодулированный____________________________________________
Высота — высокий, низкий__________________________________
Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый______________
Синхронность дыхания, голоса и артикуляции__________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие неречевых звуков
________________________________________________________________________________________________________________________