Старушка сушит шерстяной шарф на солнышке.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Цветочница пролает высокие цветы и маленькие цветочки в горшочках.

На елке зажигались разноцветные электрические лампочки.

У крыльца валялась заржавленная железная лопатка.

Путешественники благополучно добрались до вершины горы.

Милиционер Валера регулирует уличное движение в районе железнодорожного вокзала.

Радостным курлыканьем перекликаются в синем небе журавли.

Стайки серебристых рыбок бесшумно резвятся в чистой реке.

Задание 32

Собака хозяина убежала в сад. Хозяин собаки привязал ее к конуре.

Я пишу письмо подруге. Письмо подруги было очень интересным.

Мамина дочка читает вслух книгу. Дочкина мама слушает ее внимательно.

Учитель ученика диктует предложение. Ученик учителя записывает.

Задание 33

Автобус обогнала машина. Кто поехал впереди?

Володю ждет Лена. Кто задержался?

Витю слушал учитель. Кто говорит?

Колю ударил Ваня. Кто драчун?

Собаку укусила оса. Кому больно?

Мама зовет домой дочку. Кто дома?

Задание 34

Оля старше Кати. Кто младше?
Лес позади дома. Что впереди?
Дуб выше березы. Что ниже?
Автобус впереди грузовика. Что позади?
Мальчик ниже девочки. Кто выше?

Задание 35

Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.

У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серы.

Кате дали мыло. Она мыла руки, лицо и шею. Руки, лицо и шея были белы.

Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они увидели розы. Розы были хороши.

У нас дома жили мыши. Мыши ели сыр и сало. Зови, Митя, кота. Кот сел на полу у щели.

Коля гулял по лесу. Он нашёл под кустом зайку. У зайки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля понес зайку домой.

Задание 36

Храбрый дрозд

Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде пищали пушистые птенцы. Кот полез на дерево, но тут прилетел старый дрозд. Он стал клевать кота в нос и глаза. Как же испугался разбойник! Скатился он с дерева и побежал.

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.

Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть... ».

Собака-санитар

Один солдат был ранен в руки и в ногу. Он упал. Товарищи ушли далеко. Раненый лежал два дня. Вдруг он слышит: фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у нее была сумка с красным крестом: там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров.

Раненый был спасен.

Как я провел воскресный день

В воскресенье утром я пошел в парк. Там я посмотрел дятла, покормил белку. В парке я встретил друга. Вместе с ним я пошел на каток покататься на коньках. А потом мы пошли в школу поиграть в настольный теннис. К вечеру в хорошем настроении возвратились мы домой.

Берегите воду

Быстрый ручеек звонко журчит в зарослях черемухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперед. Со всех сторон к шумному ручью бегут другие ручьи. Он становится шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой.

В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело качаются белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Чистая вода - главное богатство природы.

Берегите воду!

Задание 37

Было бы замечательно, если бы люди никогда не ссорились друг с другом. Каждый бы уступал другому, был вежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думать о том, что от тебя самого зависит твое собственное спокойствие, твоих родных и близких. Будьте всегда внимательны, вежливы, приветливы, и Бас все будут любить.

Николай Васильевич Гоголь написал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это страшные истории про чертей и всяческую нечистую силу. Часто вечером или темной ночью черти являлись к человеку и начинали пугать его. У людей стучали челюсти от страха. Но однажды черт оказался очень честным. Он пообещал достать для дивчины Ган-ны черевички, которые носит сама царица. Черт с честью сдержал обещание.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — чрезвычайно интересное сочинение Гоголя. Если Вы не читали, прочитайте.

Из левой куриной лапки

В изысканном парижском ресторане блюдо из левой куриной лапки значительно дороже, чем-то же блюдо из правой лапки той же курицы. В примечании к меню дается такое объяснение: куры во время сна стоят длительное время на правой ноге, поэтому мясо левой ножки у них более нежное.

Гроза — это атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Молния сопровождается громом. Он вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии. Раскаты (повторы) грома объясняются многократным отражением звуковой волны.

Икебана - это искусство составления цветочных композиций. Основу классической японской аранжировки цветов, или икебаны, составляют три композиционные линии, создаваемые стеблями цветов или ветками. Линии имеют символическое значение: высокая - небо, средняя - человек, нижняя - земля. Благодаря ассиметрично-сти возникает неповторимый и изящный рисунок.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

Проверка навыка письма направлена на изучение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и программных требований по родному языку(на момент обследования), а также на выявление нарушений письма, характера и степени выраженности специфических ошибок. Обследование письма может проводиться как индивидуально, так и коллективно (с классом, группой учащихся). При планированииисследования учитывается достигнутый учеником уровень: если ребенок может писать текстовой диктант — с него и следует начинать. Если такое задание непосильно для школьника, нужно перейти к диктанту фраз, слов, слогов, букв или к списыванию — для определения сформированности и нарушенных звеньев навыка письма. Наиболее трудным для детей видом письменной работы являются изложение, сочинение и другие виды самостоятельного письма (такие задания предлагаются в основном ученикам 2 и более старших классов).

Весьма информативным при обследовании письма представляется сопоставлениехарактера и распределения ошибок при выполнении разных видов работ (списывание, диктант, самостоятельное письмо). Необходимо провести количественный и качественный анализ допущенных ошибок, определить уровень нарушения письма: связан ли он с недоразвитием фонетической стороны речи и фонематических процессов или обусловлен нарушениями более сложного уровня организации речевой деятельности, средств языка.

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПИСЫВАНИЯ С ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Цель:выявление возможностей перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки, знаний буквенных обозначений.

Материал:буквы разрезной азбуки; печатные, письменные, стилизованные изображения букв, слоги, слова, предложения, тексты (возможно использование материалов данного пособия для обследования чтения).

Техника:

1. Обследование начинается со списывания текста. Ребенку предлагается текст и инструкция: «Спиши рассказ».

При затруднениях предлагаются более легкие пробы — списывание отдельных слов, слогов, букв. Для списывания сначала предлагаются печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слогов, слов). Инструкция: «Спиши буквы (слоги, слова)».

2. С целью выявления знания значения букв целесообразно использовать следующие пробы: 1.Ребенку предлагаются для списывания печатные буквы и дается инструкция: «Напиши такие же письменные буквы(как ты пишешь в тетради)». 2. Предлагаются письменные буквы. Инструкция: «Напиши эти же буквы печатным шрифтом(как в книге)». При неточности знания значения букв перешифровка с одного вида шрифта на другой затруднена.

3. Для выявления способности выделить существенные признаки букв и их пространственную ориентацию используется прием на исследование конструирования букв.Для этого ученику дается карточка с изображением буквы (печатной или письменной) и набор составляющих элементов для нескольких букв. Ребенку предлагается выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти, по образцу).

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПИСЬМА ПОД ДИКТОВКУ

Цель: выявление возможностей перешифровки звука на букву и усвоения звуко-буквенных связей, способности установления последовательности в написании букв в слоге, слове и удержания серий слов при письме предложений.

Материал:для записи под диктовку используются:

звуки (задание 38);

слоги: прямые, обратные, оппозиционные, со стечением согласных (задание 39);

слова различной сложности слого-ритмической структуры и насыщенности артикуляторно и акустически трудными звуками (задание 40);

словосочетания (задание 41);

предложения разной структуры, составленные из слов с легко произносимыми звуками и из слов со звуками, часто нарушаемыми в произношении (задание 42);

тексты (задание 43).

Техника:

1. Ученику предлагают записать диктуемый материал (звуки, слоги, слова).

2. Вместо записи предлагается составить диктуемые слоги, слова из букв разрезной азбуки. В данном случае снимаются трудности написания букв и определяется, насколько ребенок различает отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс (т. е. способность к звуковому анализу и синтезу).

Наличие пропусков, замен и перестановок букв в слогах и словах свидетельствует о несформированности звуко-буквен-ного анализа. Повтор букв и их элементов наблюдается при инертности процессов в двигательном анализаторе.

3. Ученику предлагается под диктовку записать фразы разной структуры, начиная с небольших. При этом обращается внимание как на передачу последовательности слов в предложении (характер передачи звука буквой и особенности начертания графем), так и на способность использовать языковые средства (выделение слов в предложении, передача на письме лексико-грамматических отношений).

В качестве помощи (при низком уровне автоматизации письма, снижении объема памяти) используется дополнительное повторение диктуемых фраз.

4. Дополнительно с записью под диктовку отдельных слов и фраз можно предложить ученику написать названия знакомых ему предметов, изображенных на картинках (например, дом, шары, часы, чайник и т. д. ) или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам (типа «Кошка ловит мышку», «Мальчик рисует дом»).

5. Запись под диктовку связного текста. Тексты подбираются с учетом соответствия требований программы того класса, в котором обучается ребенок (по количеству слов и пройденных орфограмм). Вместе с тем тексты должны включать большое количество слов с часто нарушаемыми в произношении звуками. Обследующий должен диктовать в соответствии с нормами орфоэпического произношения без предварительного звуко-слогового анализа диктуемых слов.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПИСЬМА

Цель:выявление возможностей создания замысла, раскрытие содержания общего смысла, реализации языковых средств.

Материал:

тексты для изложений (задание 44);

планы для сочинений (задание 45);

опорные слова для составления рассказов (задание 46);

темы для сочинений (задание 47).

Техника:

1. Ученику предлагается письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный им рассказ.

2. Ученику предлагается написать сочинение (на заданную тему, по опорным словам, по заданному плану).

В качестве помощи для раскрытия содержания смысла используются вопросы экспериментатора, опора на сюжетную картинку.

3. Для изучения возможностей самостоятельного письма могут также использоваться и такие приемы:

составление и запись небольшого рассказа по серии картин;

составление и запись рассказа по деформированному тексту;

письменные ответы на заданные устно вопросы.

В процессе исследования отмечается: правильность построения фраз, соблюдение норм согласования, управления, примыкания, наличие замен или пропусков предлогов;

наличие замен (смысловых или звуковых), пропусков слов, слитного их написания;

соблюдение правил правописания;

адекватность изложения, степень его развернутости;

инициативность ребенка, удержание намерения (мотивации) к письму.

Задание 38

Звуки и буквы

а о с е в б д у з ф э п и ш т м л щ ц и й ч к ж х г ы ъ ё

Н К Р Г П Т М Л И Ш Щ Ц Ч У Е З Ё Х Ж

Задание 39

Слоги

са — ша са — ца ла — ра га — ка

за — жа са — ча ба — па ва — фа

ча — ца са — ща да — жа са — за

— ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бало, дожу, лери, шазм, жне, аизу, зню, лох, кор, пла, кро, кор, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, лжбо, щац, вздро, чит, щуг, хвы, айка, шок, крет, вач

Задание 40

Слова

А.

— мак, усы, яма, ива;

— каша, Рома, Шура, шуба, сажа, боты, Лёня, люди, пила, лето, ваза, дети, рыба, лыжи, жили, щука, чищу, салат, сахар, кусок, мешок;

— хорошо, сапоги, пироги, высота, лимоны, колесо, лисица, молоток, лимонад, переход;

— утка, ёлка, юбка, яхта, ямка, белка, норка, майка;

— тень, конь, день, соль;

— стол, волк, крик, лист, спит, ключ, куст, бант, аист, грач, шарф, кость, дождь, горсть;

— глаза, книга, блюдо, грибы, стакан, уснёт, глазок, пружина, убрал, чтение, природа, сильный, заснуть;

— старушка, насмешка, крыльцо, стрижи, двойка, стрелка, скворец, встреча, картошка, картина, сапожник, купальник.

Б.

— победа, палуба, приборы, побелка, подбородок, попробовал, беспокоить, прибрежный (П—Б);

— тетради, дети, долбит, труды, доктор, директор, стадион, студент, трудолюбие (Т—Д);

— горка, горбушка, загадка, кегли, круговорот, гармошка, велогонка, гимнастика (К—Г);

— вафли, алфавит, февраль, фестиваль, фехтование, фотовспышка (Ф—В);

— засыпать, заслонка, сазан, сказать, стрекоза, записка, сразу, пустозвон, послезавтра (С—3);

— шажок, дружишь, ждешь, жаришь, ужинаешь, вяжешь, лежишь (Ш—Ж);

— ушка, пастушок, слышу, шалости, страшно, мусоришь, стишок, смешинка, душистый (С—Ш);

— железо, зажать, жалюзи, заржаветь, разжал, разоружение, раздражать (3—Ж);

— часто, чистота, сачок, свечка, часовня, сочный, песочный, героический (С—Ч);

— чаща, щучий, щелчок, щечки, щеночек, чудовище, точильщик, щепочка (Ч—Щ);

— цепочка, горчица, цветочки, чернильница, яичница, учительница, птичница (Ц—Ч);

— синица, станция, месяц, сцена, ресницы, песцы, лестница, страница, лисица (С—Ц);

— стекольщик, восхищение, существо, сообщение, посещал, щурился, блестящий, настоящий (С—Щ);

— часовщик, чистильщик, счищать (С—Ч—Щ);

— крыло, ларёк, маляр, корабли, генерал, сверло, вертолет, верблюд, перестрелка, бурлит (Л—Р);

— дубы, будильник, борода, свобода, добрый, дружба, подберезовик (Б—Д);

— простор, платок, топор, капуста, заплатка, темп, тропка, тепловоз (Г—Т).

Задание 41

Словосочетания

— пустая бутылка, забавная пленка, благополучный полет, безопасный прибор, прибрежный лесок, большая победа (П—Б);

— родители и дети, дотащил кадушку, стадо телят, холодный ветер, трудное дело, быстроходные пароходы (Т—Д);

— густые кусты, Гришина гармошка, грозди калины, детский голосок, красные ягоды, килограмм моркови (Г—К);

— красивый сарафан, свежий ветер, Ванина фотография, февральская встреча, новая фуражка, фарфоровая ваза (Ф—В);

— запах сирени, пустая изба, особое задание, спелые арбузы, занести записку, быстрая стрекоза, постоянная забота (С—3);

— большие лужи, жидкая каша, пружина у машины, слушать жаворонка, дышать глубже, кожаная шапка, осторожные мышата (Ш—Ж);

— пушистая кошка, спелая вишня, шустрый пастушок, старший машинист, шерстяные носки, смешной стишок (С—Ш);

— зал ожидания, зимняя стужа, замерзли лужи, ближнее озеро, резвые медвежата, полезные животные, заржавел замок (3—Ж);

— свист синицы, Светина спица, ласковое письмецо, пестрое платьице, гусеница на акации, сахарница на столе, сестрица с лисицей (С—Ц);

— чистые вещички, щепотка чая, молочная пища, щебечут птички, стрекочущий кузнечик, читающие учащиеся (Ч—Щ);

— смелый человек, песочные часы, восемь лисичек, песня чибиса (С—Ч);

— черная курица, отличная оценка, чудесная цепочка, разноцветные бабочки, учительница с ученицей, четырнадцатое письмо (Ч—Ц);

— вкусное угощение, щебетание ласточек, следующее сообщение, стекольщики со стеклом, восхищаться щенком (С—Щ);

— спелый персик, кривое зеркало, крылья у орла, летняя гроза, лавровый лист, крикливые коростели (Л—Р);

— длинная борода, добрая бабушка, большая беда, белые лебеди, нарядная блузка, брел по дороге (Б—Д);

— протяжная песня, плохой поступок, тополиный пух, теплый платок, тяжелый топот, отпустить погулять (П—Т).

Задание 42

Предложения

А.

Таня носит воду.

Коля удит рыбу.

Дружок сторожит дом.

Дети играют в прятки.

У ёлки пушистый зайчик.

Собака лежит у крыльца.

Вчера весь день шел снег.

Мальчик катается на коньках.

Б.

— Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. Борис и Павел пошли посмотреть на прибой. Петя побежал на палубу корабля. Белая бабочка порхает над поляной (П—Б).

— Все задернуто тусклой дымкой тумана. Вся природа ждет, когда же придет матушка-зима. Толя и Даша идут в театр. В октябре дуют холодные ветры (Т—Д).

— Голубь залетел в окно. Белые снега укрыли луга. Катя загадывала загадку, а Коля отгадывал. Огнём горят гроздья рябины сквозь зеленые кружева гибких веток (К—Г).

— Федор Васильев надел фиолетовый свитер. Варвара вяжет фартуки и рукавички. Валя закрывает форточку (Ф—В).

— Засыпанный снегом лес был сказочно красив. Слава написал записку Зое и Соне. Зинаида засолила огурцы на зиму (С—3).

— Прошли дожди — грибов жди. Тяжелый мешок лежит в камышах. Небольшой снежок кружит над железными крышами (Ш—Ж).

— Саша слушает шутки целые сутки. Старушка сушит шерстяной шарф на солнышке. Пастушок спешит на пастбище (С—Ш).

— У змеи жало. За зиму железная лопата заржавела. Женя и Соня задержались в книжном магазине. Забежал заяц на лужайку и увидел резвых медвежат (3—Ж).

— Свечка догорела дочиста. Дети с совочками возились в песочнице. Чудесные частушки исполнили четвероклассники. Сонечка часто участвовала в концертах. Косточки от черносливин чересчур крупные (С—Ч).

— Сеня выпил целый стакан сока. Синица и скворец уничтожают гусениц. Лиса и песец таскают цыплят. Солнце светит над столицей (С—Ц).

— Птицы хлопочут целый день. Волчица играет с волчатами. С буквой Ц — водица, с буквой Ч — водичка. Учительница поставила четырнадцати ученикам отличные оценки (Ц—Ч).

— Ванечка щеточкой щекочет щенка. Свеча тускло освещала помещение. На тарелочке лежали очищенные овощи. Чаще и чище чистите зубы! (Ч—Щ).

— Валера и Лариса кормили кроликов. Корабль сел на мель. Лора натерла на терке морковку для Леры. Бригада слесарей перевыполнила план. По крыше гремел проливной дождь (Л—Р).

В.

У высокого крыльца большие лужи.

Саша ловит сачком пеструю бабочку.

Черная собака сидит на железной цепи.

В саду шесть кустов пахучего жасмина.

В чаще деревьев щебечут птицы.

Маляр желтой краской красит ларёк.

В вазе астры, тюльпаны и душистые ландыши.

В чаще деревьев кричат грачи и свистят синицы.

Путешественники благополучно добрались до вершины горы.

Около новогодней елки все ребятишки водили веселый хоровод.

К зеленым ветвям дети прикрепили разноцветные электрические лампочки.

Задание 43

Тексты:

КЛЁН.

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Сережа дал им крошки хлеба и зёрна.

КОТ.

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

НА ЛУГУ.

Дети гуляли на лугу. Сережа и Лера собирали цветы. Саша рвал щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.

ИДЕТ ВЕСНА.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна.

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ.

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвел душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидали ежика. Он свернулся в клубочек. Они не тронут ежа.

ОСЕНЬ.

Приближалась осень. Чаще стали выпадать дожди. Земля в саду уже усыпана желтыми листьями. Реже слышны голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые края.

ПТИЦЫ.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

КОРМУШКА.

Серёжа и Саша повесили за окном кормушку. Однажды Серёжа и Саша заметили среди разных птиц синичку. Мальчики стали вешать для синички кусочки сала. Синичка защебетала и скрылась за скворечником.

ЛАСТОЧКА И СТРИЖ.

Весной ласточка смастерила гнездо. Заметил гнездо хитрющий стриж и поселился там. Сметливая ласточка позвала на помощь своих друзей. Вместе они вытеснили стрижа из гнезда.

НА ОХОТУ.

Утром я с ружьем и с собакой отправился в рощу. Стояла чудная тишина. За сто шагов было слышно, как белка прыгала по сухим сучкам. Воздух свежий, пахучий приятно щипал глаза и щеки. Тонкая паутина вытягивалась по воздуху. Это знак теплой погоды.

ЗАЯЦ.

К зиме заяц в новой шубке. Летняя серая шерсть у зайца вылезает, отрастает светлая, пушистая. Трудно различить зайца на снегу. Нет у зайчика норы, нет запасов. Страшны зайцу не мороз и вьюга, а охотники, волки, лисицы и совы. Спасает его от различных врагов светлая шкурка да бойкие прыжки.

ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ.

Солнце село, но в лесу еще светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит веселым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло теплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звездочки.

Задание 44

Тексты для изложений

СТАДО.

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

ПТЕНЧИК.

Женя и Саша нашли в лесу гнездышко. В гнездышке сидели маленькие птенчики и пищали. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ребятишки осторожно взяли птенца в руки. Птенчик дрожал и трясся от страха. Саша дотянулся до гнезда и посадил туда птенца. Птиц нельзя обижать. Птички уничтожают много вредных насекомых.

НА РЕКЕ.

Отец взял Колю и Ваню ловить рыбу. Коле было девять лет, а Ване десять. Отец взял удочки и сеть. Коля вбил колья и растянул сеть по реке. Ваня сел подальше в тень и закинул удочки. На одну удочку попался карась. На другую — окунь. Отец стал тащить сеть. Коля помогал отцу. В сеть попалось десять рыбок. Рыбаки были довольны.

ЛИСА ОБМАНУЛА.

На опушку леса вышла лиса и повалилась в снег как мертвая. Ноги вытянула, хвост распушила, глаза закрыла и не шелохнется.

Летела мимо ворона, увидела добычу и громко закаркала. Услышали крик другие вороны и слетелись на опушку. Но к лисе близко не подходят, боятся, что она может обмануть.

Осмелилась одна ворона. Она осторожно шагнула к лисе, клюнула её в хвост и отскочила. А лиса лежит как мертвая.

Тут все вороны запрыгали всё ближе и ближе. Самая бесстрашная приближается к морде, хочет глаз выклевать.

Лиса вдруг как вскочит — и храбрая ворона очутилась в зубах у плутовки.

РАДОСТЬ В ЛУКОВИЦЕ.

(по Н. Павловой)

Осенью отец привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость. Горшочек с луковицей мать отнесла в подвал. Через месяц показался росточек. Я поставила горшочек в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком.

Ему нужна была прохлада. Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы.

Этот цветок украсил наш праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице!

Задание 45

Примерные планы для сочинений

ЕЛКА В ЛЕСУ.

1. Где ребята нарядили елку?

2. Почему они решили нарядить елку в лесу?

3. Какие гостинцы повесили ребятишки на елку?

4. Кому доставила радость эта затея?

5. Почему ребятам самим было приятно?

МОЯ УЛИЦА.

1. Как называется твоя улица?

2. Почему она так называется? Как возникло это название?

3. Какие достопримечательности есть на твоей улице?

4. Что находится на твоей улице?

5. Как благоустроена твоя улица?

6. Что самое интересное на твоей улице?

ПОЖАР В ЛЕСУ.

1. В какое время года это было?

2. Зачем Гриша с Женей пошли в лес?

3. Что вдруг увидели они в лесу?

4. Как поступили ребята?

ЛАСТОЧКА.

1. Внешний вид.

2. Повадки.

3. Жилище.

4. Защита от врагов.

5. Чем питается?

6. Какую приносит пользу?

ЛАНДЫШИ.

1. Когда цветут ландыши?

2. За что мы любим ландыши?

3. Что мы знаем о плодах ландыша?

4. Что делают из ландышей?

ВСТРЕЧА ПТИЦ.

1. Когда это бывает?

2. Как ребята встречают птиц?

3. Какие домики дети готовят птицам?

4. Как еще ребята помогают птицам?

Задание 46

Сочинения по опорным словам

СИНИЧКА.

Маленькая, шустрая, желтогрудая, зимующая, щебечет, порхает.

ЗИМА.

Снежная, холодная, вьюжная, приходит, морозит, веселит.

ЛЕТОМ.

Поле, рожь, васильки, тишь, солнце, жажда, ключ, Сима, Шурик, Жорик.

В КЛАССЕ.

Карандаш, чертежи, товарищ, путь, черная, циркуль, Саша, Клара, Миша, Ксюша.

ГРОЗА.

Соня, Дима, Лариса, лес, девочки, щавель, черника, корзина, кошёлка, солнце, туча, дождь, капли дождя, листья.

ЖАРКИЙ ПОЛДЕНЬ.

Солнце, жарче, небо, ни облачка, березы, осины, гусеница, стрекозы, шмели, жаворонки, скворцы, грачи.

Задание 47

Темы для сочинений

Как я провел летние (зимние) каникулы?

Как я провел воскресенье?

Что бы я сделал, если бы стал волшебником?

Кем я хочу быть?

Моя любимая книга (подруга, друг).

Интересный случай в школе.

В день рождения.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф. И. О. _____________________________________________________

Дата рождения___________________/_________________/________г.

Домашний адрес, телефон

______________________________________________________________________________________________________________

Класс__________________________________________________

Успеваемость (к моменту обследования):

По русскому языку_______________________________________

по чтению______________________________________________

по математике___________________________________________

Жалобы родителей, учителей______________________________

_______________________________________________________

Обращались ли ранее к специалистам за помощью?___________

Замечали ли родители отставание в речевом развитии? ________

_______________________________________________________

Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность, результативность)________________________________________

_______________________________________________________

Заключение специалистов:

Отоларинголога_________________________________________

Офтальмолога___________________________________________

Педиатра_______________________________________________

Психиатра (психоневролога)_______________________________

_______________________________________________________

Психолога______________________________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Мать (Ф. И. О., возраст, образование, место работы, должность)

_______________________________________________________

Отец (Ф. И. О., возраст, образование, место работы, должность)

_______________________________________________________

Число членов семьи_________ Есть ли еще дети (пол и возраст)

_______________________________________________________

Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отсталость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др. )

_______________________________________________________

Кто в семье имеет левшество______________________________

Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)

_______________________________________________________

Где воспитывался ребенок до поступления в школу

______________________________________________________________________________________________________________

Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)__________________________

Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка

_______________________________________________________

Отношение ребенка к своему речевому дефекту______________

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)

Возраст матери во время беременности____________ От какой беременности ребенок_______ От каких родов__________

Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, проф-вредности, наркомания и др.) _________________________

Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)__________________________________________

Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуум-экстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)____________

Резус-фактор__________________________________________

Закричал сразу или нет_____________ Вес и рост ребенка при рождении_______________________________________________

Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гематома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)

_____________________________________________________

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар

_____________________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить_________ грудь взял активно или с помощью_________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал_____

Грудное вскармливание до____________________ Последующее вскармливание (смешанное, искусственное)

Выписка из роддома на________________ день Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________

_____________________________________________________

Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с_______ Сидит с________ Ходит с_________

Реагирует на звук с________ Реагирует на свет с___________

Прослеживает перемещение предметов глазами с___________

Хватает предмет с__________ Узнает близких с____________

Первые зубы с____________ К 1-му году зубов____________

Особенности сна, аппетита в первые годы жизни___________

Перенесенные заболевания

До 1 года_____________________________________________

До 3 лет______________________________________________

После 3 лет___________________________________________

Инфекции_____________ Ушибы головы__________________

Травмы головы________________________________________

Судороги при высокой температуре______________________

Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)___________________________________________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Гуление с___________________мес Лепет с____________мес

Первые слова с________, их характеристика_______________

Фазовая речь с____Как шло развитие речи после первых фраз (медленно, нормально, бурно)_____________________________

Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда___________

по причине___________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Осведомленность

Запас знаний о себе и окружающих, понимание родственных отношений, степень ориентировки в окружающем мире________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Временные представления

Понимание последовательности времен года_______________

дней недели__________________________________________

Сформированность понятий «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас» и др. ____________________________________________

Определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту_________________________________________________

Наши рекомендации