Занятие 4. «Психологические особенности молодости»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости.

2. Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи.

3. Содержание профессионально обусловленных противоречий человека на этапе молодости и способы их преодоления.

4. Психологическое сопровождение человека на этапе молодости

Занятие 5. «Профессиональное становление личности»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите, какие личностные качества позволяют Вам быть успешным в учебно-профессиональной деятельности.

2. Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в ближайшие 2–3 года с целью благополучного трудоустройства и успешного овладения профессией?

3. Разработайте определенную систему методов, процедур, приемов и техник, которые позволят Вам развить в себе профессионально значимые личностные характеристики.

Занятие 6. «Психология развивающего профессионального образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Значение развивающей диагностики в организщации управления учебным процессом.

2. Использование тренингов в профессиональном обучении.

3. Возможности организационно-деятельностных игр в профессиональном самоопределении учащихся.

4. Развивающее значение проектировочной деятельности учащихся.

5. Методы формирования социально-профессиональных компетенций в учебном процессе.

Занятие 7. «Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните понятия «обучаемость» и «обучение».

2. Какую роль играет обучаемость для личности в процессе овладения еюспециальностью и в ходе профессиональной деятельности?

3. Проанализируйте какие общие способности могут входить в структуру обучаемости?

4.Назовите важнейшие психические процессы, которые должны быть обязательно включены в разрабатываемую методику диагностики обучаемости для технических специальностей

5Попытайтесь представить, с какими трудностями Вы можете столкнуться в первый год своей работы по специальности. Что Вам необходимо сейчас предпринять, чтобы этих затруднений не возникло?

6. Какие качества личности, на Ваш взгляд, помогают Вам в преодолении профессиональных затруднений?

7.Заполните самостоятельно табл.

Таблица

Анализ проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности

Проблемная ситуация в учебно-профессиональной деятельности Негативные личностные качества Позитивные личностные качества Пути преодоления проблемной ситуации
       

Занятие 8. «Психологические особенности последипломного образования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Особенности профессиональной аттестация, как фактор стимулирования последипломного образования.

2. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов.

3. Технологии профессионального самосохранения личности.

Занятие 9. Педагог как субъект профессионального развития

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание понятия “профессиональная деформация”.

2.Определите основные деформации, свойственные представителям Вашей профессии

1.1. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования» носит характер реферата. Номер темы контрольной работы соответствует последним двум или одной цифре в номере зачетной книжке.

Темы контрольных работ

1. Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы СПО).

2. Психологические факторы затрудненного педагогического общения.

3. Роль коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы.

4. Психологические проблемы информатизации профессионального образования.

5. Психологические факторы девиантного поведения в системе СПО.

6. Внимание и его учет в процессе профессионального обучения.

7. Возрастные кризисы становления личности.

8. Психологические особенности возрастного развития личности.

9. Психологические особенности повышения квалификации (переобучения) взрослых.

10. Влияние индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера) личности на эффективность профессионального обучения.

11. Психологические особенности выбора профессии.

12. Профессиональные деформации педагога.

13. Кризисы профессионального становления личности.

14. Творческое мышление и особенности его развития.

15. История становления психологии профессионального образования.

16. Условия формирования профессиональных умений и навыков.

17. Характеристика деятельности педагога профессиональной школы.

18. Современные проблемы профессионального образования.

19. Роль памяти в профессиональном обучении.

20. Психологические условия формирования системы профессиональных знаний.

21. Вклад психологических школ (бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.) в понимание феномена «обучение».

22. Сравнительный анализ основных педагогических концепций обучения.

23. Психологическая характеристика деятельности мастера производственного обучения.

24. Профильное обучение как начальный этап непрерывного профессионального образования.

25. Личностные качества педагога профессиональной школы.

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический раздел работы; заключение; литература; приложения.

К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:

1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении.

2.Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора.

3.Основной раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональные деформации педагога, психологические особенности педагогического общения и т.д.

Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д.

Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.

4. В заключении работы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывается подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза.

5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3.

6. Оглавление включает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц.

1.2. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену

1. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

3. История становления и развития психологии профессионального образования.

4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии.

5. Методы: понятие о методе и методологии.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

7. Опросные методы психодиагностики. Анкетирование: правила составления анкеты.

8. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подготовки к интервью. Психологические особенности проведения интервью и требования у. условиям его организации.

9. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведенческий портрет по данным наблюдения».

10. Онтогенез: понятие и сущность. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

11. Мир детства: краткая характеристика младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.

12. Возрастные кризисы детского возраста.

13. Психологические особенности познавательной готовности к школе.

14. Психологические особенности подросткового возраста: социальная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости».

15. Типы акцентуаций подросткового возраста и пути их коррекции.

16. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования.

17. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика зрелости.

18. Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

19. Сущность профессионального самоопределения личности. Мотивы выбора профессии: материальные и духовные мотивы.

20. Сущность профессионального самоопределения личности как определение личностью своего места в мире профессий.

21. Профессиональное самоопределение как условие самореализации личности. Уровни профессионального самоопределения личности: в конкретной трудовой функции, трудовом посту,специальности,профессии, профессиональное жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение личности в культуре.

22. Профессиональное самоопределение на разных стадиях онтогенетического развития личности.

23. Этапы профессионального становления личности: основные психологические новообразования каждого этапа: выбора профессии, профессиональной подготовки, адаптации, профессионализации, мастерства.

24. Психологическая характеристика стадии оптации.

25. Психологическая характеристика стадии профессиональной подготовки.

26. Психологическая характеристика стадии профессиональной адаптации.

27. Психологическая характеристика стадии профессионализации.

28. Психологическая характеристика стадии профессионального мастерства.

29. Сущность процесса обучения.

30. Психологическиеосновытеоретическогоипроизводственногообучения.

31. Мотивы обучения и профессиональной деятельности.

32. Психологические основы профессионального воспитания.

33. Методы, формы и средства воспитательной работы.

34. Коллектив учащихся и его роль в формировании личности.

35. Диагностика индивидуальных особенностей и коррекция поведения учащихся.

36. Психологические особенности личностно ориентированного профессионального образования, социально-психологические условия его возникновения.

37. Психологическая структура личности педагога: направленность, компетентность, профессионально важные качества.

38. Профессиональные деформации педагогов: авторитарность, педагогический догматизм, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия и т. д.

39. Аттестация как фактор стимулирования профессионального ростапедагога: цели и задачи аттестационной процедуры. Особенности экспертнойоценки педагогической деятельности, оценка методической работы и профессиональной компетентности педагога.

40. Психолого-педагогический консилиум: предмет, цели, задачи ифункции.

41. Понятие о ценностныхориентациях,влияющих на профессиональные намерения личности.

42. Возрастные особенности развития профессиональных намерений.

43. Вопросы психологии профессионального образования в трудах отечественных и зарубежных психологов.

44. Психологические закономерности выбора профессии: психофизиологические особенности личности, профессиональные интересы, склонности, намерения.

45. Индивидуально-психологические свойства личности необходимыедля успешного освоения разных типов профессий: человек-человек, человек-знак, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа.

46. Факторы,определяющиевыбор профессии: социально-экономические, психологические, медико-физиологические.

47. Классификация профессий Е. А. Климова по ведущему предмету труда и уровню профессиональной активности личности.

48. Личностно ориентированное содержание профессионального образования.

49. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в профессиональной деятельности.

50. Психологические особенности юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования возраста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессионального образования : учебник для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 411, [1] с.

2. Зеер, Эвальд Фридрихович. Дидактические конструкты психологии профессионального образования : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 124 с.

Дополнительная

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы тео­рии и практики. Тюмень, 1997.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

3. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М; Воронеж. 2004.

4. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М, 1995.

5. Бодалева А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.

6. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "Модэк", 2005. 204 с.

7. Громкова М.Т. Андрогогика: Теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие. М., 2005. 495 с.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

9. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2005.

10. Зеер Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006, 170 с.

11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. М., 2005.

13. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

14. Kузьмина H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. - М., 1994.

16. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

18. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие человека ме­жду детством и старостью. Калуга, 1994.

19. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обуче­ния. М., 1990.

20. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

21. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

22. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

24. Общая психодиагностика / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Ростов н/Д, 1996.

25. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994.

26. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.; Воронеж, 2004.

27. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологиче­ская перестройка кадров. М., 1991.

28. Патралов Б.С, Гейджан Н.Ф. Профессиональное воспитание уча­щихся. Курс лекций. СПб., 1994.

29. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

30. Смирнов И.П.. Теория профессионального образования. М., 1996.

31. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2006. 288 с.

32. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 2003.

33. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005.

34. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005.

35. Фрулин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопр. психологии, 1993. № 1.

36. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, аудио аппаратура, экран для видеопроектора и другие технические средства обучения, сопровождающие образовательный процесс курса).


 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Психология профессионального образования»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Наши рекомендации