О благородстве и достоинстве

Усилие в достижении совершенства дает истинное благо человеку.

Лев Толстой

У русской женщины, считает Натали, все отобрали, заставив забыть свое истинное предназначение, лишив истинной любви к Богу и наделив одним правом – ежедневно тратить нечеловеческие усилия на борьбу с житейскими проблемами. Всем грузом этих проблем она вынуждена оседать на свои натруженные конечности, в результате чего – неправильная осанка, болезни нежелание бороться с недугом, утраченная вера в медицину и свои возможности и, как следствие, утрата внешнего образа и внутренних опор в самой себе.

«Человек без образа – безобразен, – говорит нам на уроках Натали, – лишен внутреннего и внешнего достоинства. Благородство и достоинство – синонимы. В девочке с раннего возраста должны быть заложены ясные представления об этих жизненно важных понятиях.

БЛАГОРОДСТВО – это такое качество, которое несет БЛАГО РОДУ ТВОЕМУ, то есть не только твоему тело, внешнему имиджу, но и твоему потомству, а в целом – всему человечеству».

«От личного благородства людей, – утверждал А.П. Чехов, – зависит общее благо».

Важное место в воспитании этого качества занимает отношение к своему телу, как к образу Божьему.

Тринадцатилетней Натали все время внушали, что она – образ Божий.

Внимательно изучая себя в зеркале, она вдруг увидела, насколько не соответствует ее безобразная внешность этому высокому, недостижимому для девочки-подростка понятию: некрасивая, угловатая, с большими суставами, да еще грозными предсказаниями врачей о том, что в старости ее ждет инвалидная коляска. Именно тогда она дала себе слово – соответствовать своему предназначению и упорным трудом оправдать это великое определение: человек – образ Божий.

Судьба была благосклонна и помогала не только осознать, но и увидеть прекрасный образ человека, сделавшего себя. Девочку-подростка привезли к вере Александровне Трефиловой – последней звезде Мариининского театра, которая после революции жила в Париже. Плохо сложенная, маленькая, но не хрупкая, скорее наоборот, она, тем не менее, была очень аристократична, воспитана, с особым стержнем и женским шармом, вызывала высокое уважение и восхищение.

Через движение к этому человеческому образу красоты Натали упорно создавала себя.

Любопытно соотнести биографический и литературный факты: по линии отца Натали имеет отношение к роду Трубецких, и хотя сама Натали предпочитает об этом не говорить, при первой же встрече с ней невольно вспоминаешь литературный образ Екатерины Трубецкой, первой из жен декабристов, попросившей Николая I разрешить ей последовать за мужем. В поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» в ответ на угрозы губернатора – стать рабой государственного преступника – героиня отвечает: «Нет! Я не жалкая раба, я женщина, жена!» Говорят, ничего случайного не бывает….

Задумаемся над тем, каков наш образ.

По какому образу я буду создавать своего ребенка?

Какой образ оставлю своим внукам?

Что заложено в моих генах?

Что правильно? Что безобразно?

Поправимо ли то, что кажется безобразным? От кого и от чего это зависит? Именно об этом заставляет задуматься Натали Дроэн уже на первых уроках. Стоит ли отрицать, что с осознания этих вопросов закладывается фундамент воспитания главного в человеке – благородства – духовного и физического достоинства человека, то есть его подлинной стоимости, ценности.

Урок № 2

Наше тело – это храм души

Тело – всегда первый ученик души.

ГенриТоро

Кто такой человек? Он и физика, и химия, и биология, и интеллект, и психология, но главное – духовность, которая скрепляет, собирает воедино все эти процессы, понятия, качества и свойства, из которых состоит человек. Он – Венец творения, а его тело – это храм или собор, в котором живет душа, та невидимая, неотъемлемая часть человека, которая и определяет невидимое, но внимательно присмотримся к женскому телу. В нем собраны все виды любви, но главное: оно сотворяет, подает новую жизнь, следовательно, на женщине лежит особенная ответственность за качество своего рода.

Недостаточно дать жизнь – воспроизвести новое тело, необходимо наделить это тело всей полнотой духовности, чтобы от человека исходило благо всему роду человеческому.

Необходимо с детства учить девочку, как учит Натали, господствовать над собой. Она должна узнать от матери, что ее главное достоинство – это чрево, с помощью которого она может сотворять либо красоту и порочность, либо безобразие и порочность.

Будущая мать должна отчетливо понимать: сотворение жизни – это уникальный дар, данный природой. Но этот дар дан телу, следовательно, осознанное отношение к телу, как к физическому аспекту образа Божьего, как к храму души, приблизит ее к пониманию истинного целомудрия, как главного составляющего нравственной и физической красоты. «Ей будет ведомо, – со свойственной выразительностью толкования слов, утверждает Натали, – что половые органы – это не те, которые лежат на полу, а те, которые ответственны за пол, то есть будущую новую жизнь женского или мужского пола.

Каждый человек приглашен на жизнь, но сотворяется она в женском чреве, следовательно, чрево – это матрица жизни, но одновременно это сосуд любви, подающий наслаждение, так как здесь живет эрос». В греческой мифологии Эрот (Эрос) – бог любви, у Платона (древнегреческий философ-иднеалист) эрос – не просто любовь, а побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей сущего добра и красоты.

Вот какой великий дар и великую тайну несет в себе женщина. Мудрое знание об этой тайне должно освещать и обогащать будущую мать. К сожалению, современные подростки и даже учащиеся старших классов, студенты ВУЗов, достаточно информированные о сексе затрудняются или совсем не могут правильно объяснить значение слова ЦЕЛОМУДРИЕ. В словаре под редакцией Д. Н. Ушакова, оно рассматривается как добродетель, строгость в нравственном отношении.

Более широкое понимание этого понятия дает церковнославянский язык, где первая часть слова цел означает «здоров», следовательно, целомудрие – это здоровье и мудрость одновременно. Отсутствие целостности – это отсутствие здоровья и мудрости.

Здоровое, целомудренное отношение к телу – залог воспитания полноценной матери, а, следовательно, семьи и нации. Только в семье можно сформировать правильное отношение ребенка к личному, интимному, связанному с телом. Школа дает только физические знания. Целомудрие – это целостное понимание мира и самого себя – это и есть высшая мудрость, из которой вытекает правильное представление о стыдливости – глубинной черте сознания, определяющей чистоту помыслов, наполняющей чистотой тело – храм души.

Урок № 3

О любви и строгости

Жизнь есть радость любви и радость быть любимой.

Мать Тереза

Уроки любви и строгости, уважения и дисциплинированности Натали получила от матери, о которой всегда говорит с восхищением, трепетно хранит память о ней, заботясь о могиле, нежно относясь к оставшимся вещам.

«Моя мама, – часто рассказывает на своих уроках Натали, – великая подвижница. Благодаря ей, я с низким поклоном отношусь к каждой русской женщине. Потеряв после революции наследство, родителей, преследуемая большевиками, едва уцелевшая в морских водах после разгрома парохода, на котором они с мужем покидали Родину, она сумела выстоять в трудных условиях эмиграции.

Ольга Оттовна (так звали мать Натали) – человек большой воли, сумела не только полностью обеспечить себя, но и вырастить четверых детей. Отец был плохим помощником: хороший адвокат, он отказался пересдавать экзамены во Франции, не захотел подчиниться правилам страны, которая их приютила. Гордыня его в конце концов и погубила.

«Моя мама была очень строга к себе, – вспоминает Натали. – один раз я увидела ее лежащей на полу в обмороке. Как только она пришла в себя, сказала: «Мне некогда болеть» – и встала.

Чувство долга, необходимой службы, достоинства и вертикали у меня исходит от матери. Она приобщила к смелости, терпению и борьбе, однако очень сожалела, что в строгости к себе я похожа на нее и уговаривала быть более нежной и женственной. Но, чтобы чего-нибудь добиться, мне приходится биться, а чтобы биться, нужно не отступать. Со всех сторон в тебя бросают камни».

Камни – это множество препятствий на пути Натали, которые приходилось преодолевать: бедность, физические недуги, вхождение в круг мужа – потомственного французского аристократа, кривые взгляды родни, запреты врачей на деторождение после появления второго ребенка и многое другое.

Защищая достоинство потомственной русской аристократки, Натали сразу же оформила юридически свой отказ от претензий на наследство мужа. Упорно работая над собой, родила семерых детей, выстроила с мужем на пустом месте прекрасный дом, вокруг которого создала парк, достойный восхищения лучших дизайнеров, где все завораживает: организация пространства, цветовая гамма и размеры кустов роз, нежные березы, тенистые сосны и ели, разные породы изумительных можжевельников – все вызывает такое ощущение красоты и правильности, что невольно признаешь бесспорное право этой женщины на создание школы под названием «Тело – душа – дух», основанной на представлении о теле, как Храме – физическом аспекте образа Божьего.

На уроках Натали не устает напоминать, что каждая христианка – дочь Христа, но одновременно и Дева Господня, которая не только биологически воспроизводит жизнь, но и сотворяет Человека, то есть личность, способную любить также сильно и деятельно, как любит Иисус Христос и его мать, Дева Мария.

Сегодня крещение стало не только необходимостью, но и данью моде. Крещеные дети, взрослея, не несут в себе, как и их родители, всей полноты ответственности за это священное действие, отсюда падение духа и тела.

«Наше тело, – говорит Натали, – это одна из клеток Господнего тела, а не песчинка, как учили вас много лет, уводя от главной проблемы – понимания самих себя. Это безусловно, привело к полному равнодушию, обезличиванию и неуважению в равной степени как к душе, так и к телу. Подход к своему телу, как к клетке Господней, закономерно приводит к убеждению о том, что тело нельзя порочить.

Мать обязана внушить девочке представление о святости ее чрева. В нем – внутренний свет женщины, с которым она может воссиять, создав прочный, крепкий род, или беспорядочно сгореть в пороке, обрекая себя и детей на страдания. Сегодня сумма школьных знаний просвещает, но не приводит к пониманию святости любви.

К чести самой Натали – христианки: она не сделала ни одного аборта.

Все ее дети – состоявшиеся в жизни люди. Среди них юристы, экономисты, журналисты, переводчики, другие специалисты реализовавшие себя в различных областях, но главное, они спаяны большой дружбой. Натали ласково называет их спаянной стайкой.

Как же удалось ей создать такую семью, сохранить до 75 лет любовь мужа, приобрести с годами желание деятельного участия в судьбе русских женщин, превосходно, с легкостью двигаться, переезжая из города в город, не уставая трудиться?

Урок № 4

О свободе и ответственности

Счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной.

И. Павлов

Сегодня женщина свободна, но она должна уважать свою свободу, а это значит, прежде всего, согласиться с огромной ответственностью за все: за себя, мужа, детей, которые будут жить в новом тысячелетии, за родственные и дружеские отношения, которые могут быть либо разрушительными, если женщина скандальна, либо созидательными, если она умна и кротка, и за многое другое.

«Каждая из нас церковь», – говорит Натали, – но если мы не подойдем к литургии, не будет храма».

Литургия – главнейшее из христианских богослужений, она установлена Христом Тайной вечере и несет в себе главные идем христианского миросозерцания, знакомя прихожан со Священным Писанием Ветхого и Нового завета, содержанием псалмов, поучений, соединяя всех в совместных молитвах, которые очищают сознание человека; происходит то, что называется в медицине переливанием крови.

Следовательно, подход к литургии – это серьезный подход к православным нормам. Знание этих норм необходимо каждому христианину, чтобы нести эту норму в самом себе.

Отец и мать, по определению апостола Павла, создают свою маленькую церковь. Они – посредники между Богом и детьми, так как ребенок – Божественный зародыш, дар, данный Творцом Вселенной.

Родители должны прийти к послушанию – основе своего духовного роста, то есть к знанию и выполнению христианских норм. Именно эти знания помогли Натали создать и полноценно вести свою семью. Она убеждена, что наши болезни, как и уродливые отношения в семье, – это результата непослушания, незнания и даже отрицания христианских норм.

Человек должен слышат заповеданное ему Богом и музыку в себе, только тогда он сможет передать это звучание своим детям.

«Подойди к себе», – говорит Господь Аврааму в 1-й книге Ветхого Завета.

Подойти к себе – это прислушаться к самому себе, оставив суету, задуматься о своей человеческой сущности, о своем предназначении, о своем роде и роли в нем, о состоянии пространства, которое тебя окружает и которое ты либо создаешь, либо разрушаешь и т.д. Известный богослов Павел Евдокимов, написавший среди других очень знаменитую книгу «Женщина и спасение мира», с отрывками из которой Натали знакомит на занятиях учеников, утверждает, что главное достижение для человека – это смирение. О смирении много размышлений у святых отцов: Преподобного Антония Великого, Преподобного Ефрема Сирина, Преподобного Нила Синайского, Преподобного Григория Палама и многих других. Читайте «Добротолюбие», есть прекрасный сокращенный вариант «Добротолюбие. Избранное для мирян». Вы откроете для себя кладезь человеческой мудрости.

Примеряя это понятие к женщине, Натали убеждена, что ее смирение в понимании того, что она – Господнее дитя, то есть человек, в котором живет господство. Но господство – синоним скромности, а не гордости. Зная это, мать сможет объяснить дочери, что именно скромность и целомудрие обеспечат ей господство над собой, своими мыслями, чувствами, инстинктами, которые в равной степени свойственны и животным, и людям. Но госпожой своего положения, в отличие от животных, делает ее следование законам послушания, смирения и целомудрия. («Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и душу украшает целомудрием». Преподобный Исаак Сирин).

Смирение и целомудрие несут в себе запрет на свободу, понимаемую как вседозволенность и превратившую современную молодежь в звериные стаи.

Эти знания, культивируемые в семье, как само собой разумеющееся, исключат появление девочки или девушки в школе или другом общественном месте в короткой юбке. Ей будет ведомо, что, обнажая перед другими свое тело, выставляя напоказ голые ноги, она делает доступной свою святость, провоцируя порочные мысли и действия противоположного пола.

Юбка необходима, чтобы прикрыть свою святость, свою девственность, свое чрево. Быть открытой не значит быть доступной и распущенной. Открывать себя надо православной норме, ограждающей человека от обольщения, тщеславия, самоуверенности и вседозволенности. Девочка с молоком матери должна впитать и понять, что красота в стыдливости, а не во внешней красивости, ибо «внешняя красота – это королева, которая правит недолго» (Сократ).

Внутренняя симфония девушки, женщины должна настраивать ее на молитвенное отношение к жизни и крылатый полет в ней, а не на блуд, так как «грех приходит со смехом, а уходит с плачем», – гласит румынская пословица.

Урок № 5

О молитве и поклоне

Лучшая поэзия – молчание,

Лучшее молчание – моление.

Лучшая молитва – покаяние,

Покаянье тщетно без прощения.

Лучшее пред богом предстояние –

В глубине высокого смирения.

Иеромонах Роман

Молитва в жизни Натали и ее семьи занимает главное место. Уверенная в том, что каждый человек – космическая частица, которая должна ежедневно сотворяться, поднимаясь снизу вверх, она не мыслит ни дня без молитвы.

Вместо бассейна в своем имении, вопреки ожиданиям детей, Натали выстроила часовню, оформить которую ей помог эмигрировавший во Францию русский художник Владимир Бугрин, нашедший в семье Дроэн второй дом и родную семью. Освященная настоятелем Александро-Невского храма в Париже, часовня несет в себе строгую умиротворенность своей хозяйки; она позволяет ей экономить время на поездки в православный храм, когда находится в имении под Парижем, но главное, наличие часовни дарит ей уединение, необходимое для истинной молитвы. Она свято помнит то, о чем свидетельствуют Святые Отцы: «Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое».

Натали не только молится в тишине своей часовни, но и оглашает молитвенным песнопением все пространство своей усадьбы, используя достоинства современной техники.

Прекрасные записи церковных песнопений делают удивительный рукотворный оазис, созданный ее семьей, еще восхитительнее. Хочется поклониться каждому дереву, кусту, траве, цветку, солнцу, силуэту старинного храма, расположенного в соседней деревне. Наверное, не случайна высота роз, доходящая до карниза дома, их обильное и длительное цветение, несмотря на набеги целых семей диких зайцев, безбоязненно пасущихся в усадьбе.

Для детей и внуков при пробуждении придумано особенное молитвенное приветствие:

Доброе утро, господь!

Доброе утро, Солнце!

Доброе утро, папа и мама!

Доброе утро, Любовь!

Натали настаивает, чтобы на первом месте после приветствия Господа и Солнца стояло приветствие отцу-патриарху и главе семьи. Обязанность женщины – склонить голову перед мужем, уважая в нем главенство, научить уважать отца детей.

С молитвы начинается еда за столом.

Дети с раннего возраста несут в себе молитву которая, безусловно, несет благо молящимся. Есть очень добрая книга монахини Елены «О благодати Божьей в современном мире», в которой эта образованная женщина рассказывает о спасительной силе молитвы в ее жизни. Натали могла бы немало поведать о благодати, данной ей по молитве, но она ограничивается скупыми рассказами, словно боясь спугнуть тот чудесный поток, который вошел в ее нелегкую жизнь с молитвой и поклоном Творцу.

Современные дети лишены понимания необходимости молитвы, которая ежедневно не только воспитывает добромыслие и благодарное отношение к окружающему миру, но и критическое отношение к своим мыслям и поступкам.

Православное образование входит в нашу жизнь пока еще каплями по отношению к основной массе населения.

Слишком долго в нашей стране оно называлось ругательным словом дурман, хотя религия – неотъемлемая часть нашей истории и нашей культуры, без которой невозможно понимание самих себя, искусства, глубинного содержания романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Сегодня нет еще запрета на духовную литературу, и мы можем восполнить пробелы в своем образовании и воспитании детей и матерей новой христианской породы.

Вхождение в эту светлую струю, несущую норму, можно начать с книг, которые легко приобрести в храмах и в специальных магазинах: это и «Закон Божий», и «Добротолюбие», и «Библия для детей», и «Русская церковь и русские подвижники», и прекрасная книга для родителей С. С. Карамзиной «Наша церковь и наши дети» – все они могут стать отправной точкой для тех, кто не получил духовного образования. Откройте для себя «Молитвы Последних Оптинских Старцев».

Сегодня недорого можно купить прекрасные молитвословы, среди которых есть такие, которые должны стать настольной книгой для каждой женщины, например, «Молитвослов. На всякую потребу».

Только при молитвенном отношении к Богу, своему предназначению, мужу, ребенку, родителям, природе она сумеет воспитать в себе истинную гуманность, которая есть ни что иное, как величайшая ответственность, которую берет на себя за другого и перед другим. Женщина, умеющая искренне молиться, приобретает второе дыхание, выпрямляя не только себя, но и членов своей семьи, так как она приобщается к прекрасной православной традиции – дόбро думать, к ее строгой духовной диете, требующей запрета на малейшее зло и греховность.

Есть и великая практическая польза в молитвенном соединении ладоней, доказанная наукой – восстановление кислотно-щелочного баланса в организме. Об этом убедительно пишет в своих книгах «Попрощайтесь с болезнями» и «Законы здоровья» московская журналистка Майя Гогулан, прошедшая мученический путь в поисках физического и духовного здоровья. В конечном итоге, человек, не формирующий свое мышление, живет, как думает, и думает, как живет… «Молитва выстраивает в человеке умную осознанность» (Натали Дроэн).

Урок № 6

Жизнь- это полет.

Движение – откровение.

Н. Дроэн

Закон телесной жизни – труд.

Закон духовной жизни – любовь.

Если человек нарушил закон телесной жизни – закон труда, он неизбежно нарушит и духовный закон – закон любви.

Саади

Свое мировосприятие Натали переносит и на работу с телом.

«Женщина – это любовь любви. Она должна ежеминутно, всю жизнь, не жалея сил, сотворять себя», – убеждает нас на каждом занятии мудрая русская парижанка.

«Тело человека в течение жизни должно подниматься на крылатый полет а не распадаться». Оно должно быть царственным, так как царственность – это достоинство.

Мы – православные, следовательно должны знать, на что и какое право мы имеем, а также кого и что должны славит (ПРАВО–СЛАВИЕ).

Путь человека – это движение к образу Божьему.

Движение – это откровение. Но что должен открыть для себя человек в движении?

Очень часто мы наблюдаем, как великолепно двигаются звери, но человек – Венец творения.

Венец творения – это не столько мужчина или женщина, это понимание плоти как Господнего зародыша, который нужно осознано взращивать на крылатый полет. Данной проблемой сегодня занимается онтопсихология (от греческого on – род, падеж; ontos – сущее, бытие; psyche – психи – душа; logos – учение наука) – наука о проявлении и специфике бытия в человеке, исследующая невидимое в душе человека, его позитивное начало, источник смысла и целенаправленности человека там, где он есть, в соответствии с замыслом его жизни и природы, и, установив предопределение природой, помочь реализовать творческие силы человека, сделать его ответственным за свою жизнь, позволить ему стать творцом и созидателем самого себя. Конечная цель онтопсихологии – самореализовавшаяся личность высшего порядка.

Я не случайно позволила себе отклонение, направленное на разъяснение этого термина. Натали очень часто говорит о связи человека с его онтологическим началом, всей жизнью и практикой работы с телом доказывает, что из жизни человек должен уходить онтологически здоровым, то есть, не распадаясь духовно и физически.

Всем заинтересовавшимся онтопсихологией я настоятельно рекомендую прочитать переведенные на русский язык популярные работы итальянского профессора-онтопсихолога, президента Международной Ассоциации онтопсихологии Антонио Менегетти: Введение в онтопсихологию. Онтопсихологическая педагогика. Мудрец и искусство жизни. Россия: Пермь, Хортон Лимитед, 1993. Словарь образов. Ленинград. «Экос». Ассоциация онтопсихологии, 1991.

В свое время эти небольшие книжечки, больше похожие на брошюры, помогли мне разобраться и в себе, и в своих непростых отношениях с подрастающим сыном, точнее, понять то, что пыталась объяснить на занятиях Натали. Одна из глав в работе А. Менегетти «Онтопсихологическая педагогика» называется «Тело как средство выражения души». В ней он пишет следующее: «Полюбить и познать свое тело – это значит уяснить, что примат реальности и передан без слова, без символа; тело – это символ бытия (ценность символа в том, что он указывает направление действия, осуществления), это слово, в котором присутствует дух.

Познать свое тело – значит защитить факт своего рождения, способствовать рождению своего «я», определить путь любого познания…»

Познать собственное тело и полюбить его – это значит смиренно учиться у него. «Любая реальность, которую я встречаю, приходит ко мне через телесное восприятие. Если я избегаю этого, я теряю не только свою реальность, но и реальность других людей и всего мира».

Давайте попробуем соотнести это с тем, что говорит Натали о назначении женского тела:

Человек утратил свой образ в грехопадении; он незавершенное (несовершенное) творение шестого дня, а ему нужно стать человеком седьмого дня. (Речь идет о сотворении мира и человека в библейском понимании).

Этого требует новое тысячелетие, на пороге которого мы стоим и которое требует конкретных преобразований души и тела.

Осознавая свою связь с онтологическим началом (Натали понимает онтологическое начало как божественное желание), мы должны задать себе вопросы:

Выполняет ли сегодня тело человека свои внешние функции? Свое высшее предназначение?

Если наше тело храм, то каков он?

Чем он наполнен?

Храм принято содержать в идеальном порядке, следовательно, и тело необходимо содержать в идеальном порядке.

Чрево женщины воссоздает новую жизнь – новый храм, следовательно, половыми органами, подающими любовь, нельзя разбрасываться и их нельзя засорять; в них через созидание нужно вложить понимание того, что эта важнейшая часть тела, как и душа, как и все тело, должна подниматься на восход, на вертикаль. Девочка должна уже в раннем возрасте узнать от матери значение этих органов, которые она обязана всю свою жизнь содержать в величайшем порядке.

Порядок – это чистоплотность, норма, правильность, гармония, следовательно – здоровье. Для этого необходимо научиться управлять своими энергиями, которые есть в теле, а также теми, которые мы берем с земли.

Урок № 7

Наши рекомендации