Открытое письмо Натали Дроэн
Вместо предисловия
В женщине скрывается удивительная великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот…
А. Гарборг
В результате многочисленных экспериментов, осуществляемых в нашей стране в течение последнего столетиями имеем одно из самых апокалиптических разрушений – разрушение семьи. А ведь именно в семье происходит становление полноценной личности, закладываются и формируются те свойства души, ума, характера, закладке и развитию которых далеко не всегда могут способствовать учебные заведения. Перестройка, осуществляемая мужчинами, отодвинула на задний план судьбу подрастающего поколения; обрекла на вымирание людей старшего поколения, не только обесценив их труд нищенской пенсией, но лишив одновременно возможности защищать свое достоинство перед людьми, внуками, обществом, не говоря уже о попрании авторитетов, традиций и т.д. Особая тяжесть в этих условиях ложится на плечи женщины, которая, становясь матерью, не только дает жизнь своему ребенку, но и в течение всей жизни должна быть воспитателем, прачкой, кухаркой, женой, пребывать во множестве других ролей, не имея при этом ни гарантированной полноценной поддержки со стороны государства, ни должной оплаты за свой труд, ни уверенности в стабильности положения и зарплаты мужа, если он есть… Ни для кого не секрет печальная статистика количества разводов, матерей-одиночек, растущее число детских домов и беспризорных детей.
Именно поэтому, решая сегодня проблему духовного возрождения страны, мы должны отдавать отчет в том, что это невозможно до тех пор, пока воспитанием в семье, школе не станет заниматься образованная, эмоционально наполненная, нравственно полноценная, прекрасно осознающая свое высокое назначение женщина, и, безусловно, защищенная государством не на словах (слов много), а на деле. Нетрудно догадаться, что такая женщина может вырасти только в полноценной семье и в полноценном обществе, где из поколения в поколение переходит забота о формировании сознания девочки, где на первом плане стоит представление о высочайшей ответственности за свое нравственное и физическое состояние, которое в конечном итоге определяет качество целого рода.
Не случайно, одним из первых указов Екатерины Великой, был указ о создании института российских матерей, где девочек в первую очередь обучали домостроительству. Конечной целью Императорского Воспитательного общества благородных девиц была благороднейшая задача – создать «новую породу» русских людей, «благородных, справедливых и счастливых», которые смогут служить делу обновления жизни. Екатерина II, до замужества и принятия православия немецкая принцесса Софья-Фредерика-Августа, принадлежавшая к высокому княжескому роду и воспитанная француженкой-эмигранткой Елизаветой Кардель, которая, по словам самой императрицы, была на редкость добрым и милым существом, с возвышенной от природы душой, развитым умом и превосходным сердцем, сразу почувствовала отвращение к «звероподобному и неистовому в словах и поступках» русскому человеку.
Привлекая к созданию Воспитательного общества благородных девиц единомышленников, она прекрасно понимала, сколь велика и неразрывна связь между состоянием семьи и общим культурным уровнем народа. Осуществление своих намерений Екатерина II возложила на одного из замечательнейших и образованнейших людей своего времени И.И. Бецкого, который, много путешествуя, подмечал тесную связь между уровнем воспитания женщин и степень. Культуры данной страны или местности, и охотно откликнулся на предложение императрицы создать при Смольном монастыре Воспитательное общество благородных девиц.
Несколько поколений выпускниц Смольного института – смолянок, оставили свой след в искусстве, медицине, педагогике, но главный след, оставленный потомкам – это образ, несущий в себе все женское великолепие: деятельную доброту, образованность, мягкость, религиозность, способность быть матерью и мудрой супругой, умение вести беседу, играть на музыкальных инструментах, шить, прекрасно двигаться, умно укрощать мужской нрав, создавать особую атмосферу в семье и обществе; то есть все то, что и сегодня хотела бы видеть каждая дочь в матери и наоборот – каждая мать в дочери.
Изучить материалы, освещающие работу этого учреждения можно по трехтомному историческому очерку Н.П. Черепнина «Императорское Воспитательное Общество благородных девиц» в Государственной Российской библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Но сегодня, к сожалению, такого института матерей нет, и наступило время, не оглядываясь на бесконечные государственные сложности, поговорить о создании такого института в каждой семье. Да, милый читатель, именно института, так как он выпускает в мир из семейных стен не просто сына или дочь, а Домостроителя, от степени квалификации которого зависит его собственное состояние, нравственная атмосфера семьи и всего общества. Следовательно, каждый из нас ответственен за конечный результат, за те свойства и качества, которыми мы наделили своего ребенка, за его Вос-питание, то есть за то «питание», которое он получит от нас с вами и понесет в общество. Каким оно будет? Человеческую прочность или порочность он будет передавать своим детям? Сегодня это одна из самых актуальных проблем, решение которой лежит не только в решении тяжелых социальных проблем, но и в обращении к положительному опыту настоящего и прошлого, в изучении этого опыта, в желании осознать степень величайшей ответственности за качественность самого себя, своей семьи, своего рода. Без воссоздания новой породы людей у России нет будущего.
Ее имя – Натали Дроэн
Женщина – точно такая же сила природы, как ветер, молния, электричество.
Х. Торри
Дочь русских эмигрантов, Натали родилась в Праге в 1924 году, но выросла и до сих пор живет в Париже. Она мать семерых детей и бабушка шестнадцати внуков.
Крещеная известным архиепископом и богословом Сергеем Булгаковым, Натали получила воспитание в той среде, которая, покидая Россию, увезла с собой главный багаж – высочайшего уровня культуру, где знание было неотделимо от веры в Бога, а любая деятельность отличалась высокой ответственностью.
Старшее поколение Лопухиных, Верховских, Леонтьевых, Евдокимовых (представители первой волны эмиграции дворянской интеллигенции) создали за рубежом мощную организацию – Русское Христианское Студенческое Движение, которое быстро выросло в главный очаг духовной жизни русской молодежи за рубежом, наставником и пастырем этого движения был отец Сергий (Сергей Николаевич Булгаков), который еще в России был рукоположен во иерея (в 1929 году).
Одной из главных задач этого движения стало сохранение русской национальной культуры. В поле зрения организаторов включалось подрастающее, родившееся уже за рубежом новое поколение, для которого создавались специальные летние лагеря. Многие выдающиеся соотечественники, не жалея сил и времени, передавали детям накопленные поколениями глубинные знания о культуре языка, о религии, об истории и т.д.
Известный филолог А.М. Осоргина читала подросткам во время дневного отдыха романы и повести Ф.М. Достоевского. Андрей Блюм – ныне архиепископ Антоний Сурожский, основавший в 1948 году в Лондоне русскую церковь, живший до этого в Париже, был в лагере инструктором по гимнастике. Именно он дал первые уроки аскетического отношения к телу Натали Дроэн и другим детям, родившимся в эмиграции.
Много полезного для сохранения русской культуры и связи с Родиной сделал другой участник этого движения – сын известного священника Александра Ельчанинова, Кирилл Ельчанинов, дружба с которым связывает Натали многие годы. С помощью «самиздата» он поставлял в Россию литературу духовного содержания, запрещенную в нашей стране еще в 80-е годы.
Общение с этими людьми и стало главным образованием для Натали, так как традиционного высшего, в нашем понимании, она не получила. Однако, это не помешало ей изучить три языка, гармонично выстроить свою жизнь, дать прекрасное образование детям, создать дружную семью, где живет уважение к русскому языку, к истории и традициям русского народа.
Свой богатый опыт уникальной работы с телом, как храмом человеческой души, она щедро отдает французским и русским женщинам, как достойный носитель той и другой культуры.
Регулярно приезжая в Россию с 1988 года, Натали дает множество открытых уроков всем желающим, в том числе и автору данной публикации, помогая выплавить не только тело, но и душу, заражая своей светлой жизненной философией, огромной работоспособностью и мужеством. Ее приезды к нам – это подвижничество, движимое тремя слагаемыми: суммой деятельного добра в ней, великой верой в Бога и в то, что слова без дел мертвы, а так же генетической любовью к России и русской женщине, судьба которой ей так же дорога, как и судьба собственной матери.
Знакомство с этой мудрой женщиной в течение шести лет дает мне смелость пытаться передать ее уроки, наполненные заботой о нашем будущем, о будущем наших детей и помогающие практикой работы с телом полноценно жить, несмотря на временные, возрастные и другие проблемы.
Урок № 1
Урок № 2
Наше тело – это храм души
Тело – всегда первый ученик души.
ГенриТоро
Кто такой человек? Он и физика, и химия, и биология, и интеллект, и психология, но главное – духовность, которая скрепляет, собирает воедино все эти процессы, понятия, качества и свойства, из которых состоит человек. Он – Венец творения, а его тело – это храм или собор, в котором живет душа, та невидимая, неотъемлемая часть человека, которая и определяет невидимое, но внимательно присмотримся к женскому телу. В нем собраны все виды любви, но главное: оно сотворяет, подает новую жизнь, следовательно, на женщине лежит особенная ответственность за качество своего рода.
Недостаточно дать жизнь – воспроизвести новое тело, необходимо наделить это тело всей полнотой духовности, чтобы от человека исходило благо всему роду человеческому.
Необходимо с детства учить девочку, как учит Натали, господствовать над собой. Она должна узнать от матери, что ее главное достоинство – это чрево, с помощью которого она может сотворять либо красоту и порочность, либо безобразие и порочность.
Будущая мать должна отчетливо понимать: сотворение жизни – это уникальный дар, данный природой. Но этот дар дан телу, следовательно, осознанное отношение к телу, как к физическому аспекту образа Божьего, как к храму души, приблизит ее к пониманию истинного целомудрия, как главного составляющего нравственной и физической красоты. «Ей будет ведомо, – со свойственной выразительностью толкования слов, утверждает Натали, – что половые органы – это не те, которые лежат на полу, а те, которые ответственны за пол, то есть будущую новую жизнь женского или мужского пола.
Каждый человек приглашен на жизнь, но сотворяется она в женском чреве, следовательно, чрево – это матрица жизни, но одновременно это сосуд любви, подающий наслаждение, так как здесь живет эрос». В греческой мифологии Эрот (Эрос) – бог любви, у Платона (древнегреческий философ-иднеалист) эрос – не просто любовь, а побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей сущего добра и красоты.
Вот какой великий дар и великую тайну несет в себе женщина. Мудрое знание об этой тайне должно освещать и обогащать будущую мать. К сожалению, современные подростки и даже учащиеся старших классов, студенты ВУЗов, достаточно информированные о сексе затрудняются или совсем не могут правильно объяснить значение слова ЦЕЛОМУДРИЕ. В словаре под редакцией Д. Н. Ушакова, оно рассматривается как добродетель, строгость в нравственном отношении.
Более широкое понимание этого понятия дает церковнославянский язык, где первая часть слова цел означает «здоров», следовательно, целомудрие – это здоровье и мудрость одновременно. Отсутствие целостности – это отсутствие здоровья и мудрости.
Здоровое, целомудренное отношение к телу – залог воспитания полноценной матери, а, следовательно, семьи и нации. Только в семье можно сформировать правильное отношение ребенка к личному, интимному, связанному с телом. Школа дает только физические знания. Целомудрие – это целостное понимание мира и самого себя – это и есть высшая мудрость, из которой вытекает правильное представление о стыдливости – глубинной черте сознания, определяющей чистоту помыслов, наполняющей чистотой тело – храм души.
Урок № 3
О любви и строгости
Жизнь есть радость любви и радость быть любимой.
Мать Тереза
Уроки любви и строгости, уважения и дисциплинированности Натали получила от матери, о которой всегда говорит с восхищением, трепетно хранит память о ней, заботясь о могиле, нежно относясь к оставшимся вещам.
«Моя мама, – часто рассказывает на своих уроках Натали, – великая подвижница. Благодаря ей, я с низким поклоном отношусь к каждой русской женщине. Потеряв после революции наследство, родителей, преследуемая большевиками, едва уцелевшая в морских водах после разгрома парохода, на котором они с мужем покидали Родину, она сумела выстоять в трудных условиях эмиграции.
Ольга Оттовна (так звали мать Натали) – человек большой воли, сумела не только полностью обеспечить себя, но и вырастить четверых детей. Отец был плохим помощником: хороший адвокат, он отказался пересдавать экзамены во Франции, не захотел подчиниться правилам страны, которая их приютила. Гордыня его в конце концов и погубила.
«Моя мама была очень строга к себе, – вспоминает Натали. – один раз я увидела ее лежащей на полу в обмороке. Как только она пришла в себя, сказала: «Мне некогда болеть» – и встала.
Чувство долга, необходимой службы, достоинства и вертикали у меня исходит от матери. Она приобщила к смелости, терпению и борьбе, однако очень сожалела, что в строгости к себе я похожа на нее и уговаривала быть более нежной и женственной. Но, чтобы чего-нибудь добиться, мне приходится биться, а чтобы биться, нужно не отступать. Со всех сторон в тебя бросают камни».
Камни – это множество препятствий на пути Натали, которые приходилось преодолевать: бедность, физические недуги, вхождение в круг мужа – потомственного французского аристократа, кривые взгляды родни, запреты врачей на деторождение после появления второго ребенка и многое другое.
Защищая достоинство потомственной русской аристократки, Натали сразу же оформила юридически свой отказ от претензий на наследство мужа. Упорно работая над собой, родила семерых детей, выстроила с мужем на пустом месте прекрасный дом, вокруг которого создала парк, достойный восхищения лучших дизайнеров, где все завораживает: организация пространства, цветовая гамма и размеры кустов роз, нежные березы, тенистые сосны и ели, разные породы изумительных можжевельников – все вызывает такое ощущение красоты и правильности, что невольно признаешь бесспорное право этой женщины на создание школы под названием «Тело – душа – дух», основанной на представлении о теле, как Храме – физическом аспекте образа Божьего.
На уроках Натали не устает напоминать, что каждая христианка – дочь Христа, но одновременно и Дева Господня, которая не только биологически воспроизводит жизнь, но и сотворяет Человека, то есть личность, способную любить также сильно и деятельно, как любит Иисус Христос и его мать, Дева Мария.
Сегодня крещение стало не только необходимостью, но и данью моде. Крещеные дети, взрослея, не несут в себе, как и их родители, всей полноты ответственности за это священное действие, отсюда падение духа и тела.
«Наше тело, – говорит Натали, – это одна из клеток Господнего тела, а не песчинка, как учили вас много лет, уводя от главной проблемы – понимания самих себя. Это безусловно, привело к полному равнодушию, обезличиванию и неуважению в равной степени как к душе, так и к телу. Подход к своему телу, как к клетке Господней, закономерно приводит к убеждению о том, что тело нельзя порочить.
Мать обязана внушить девочке представление о святости ее чрева. В нем – внутренний свет женщины, с которым она может воссиять, создав прочный, крепкий род, или беспорядочно сгореть в пороке, обрекая себя и детей на страдания. Сегодня сумма школьных знаний просвещает, но не приводит к пониманию святости любви.
К чести самой Натали – христианки: она не сделала ни одного аборта.
Все ее дети – состоявшиеся в жизни люди. Среди них юристы, экономисты, журналисты, переводчики, другие специалисты реализовавшие себя в различных областях, но главное, они спаяны большой дружбой. Натали ласково называет их спаянной стайкой.
Как же удалось ей создать такую семью, сохранить до 75 лет любовь мужа, приобрести с годами желание деятельного участия в судьбе русских женщин, превосходно, с легкостью двигаться, переезжая из города в город, не уставая трудиться?
Урок № 4
О свободе и ответственности
Счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной.
И. Павлов
Сегодня женщина свободна, но она должна уважать свою свободу, а это значит, прежде всего, согласиться с огромной ответственностью за все: за себя, мужа, детей, которые будут жить в новом тысячелетии, за родственные и дружеские отношения, которые могут быть либо разрушительными, если женщина скандальна, либо созидательными, если она умна и кротка, и за многое другое.
«Каждая из нас церковь», – говорит Натали, – но если мы не подойдем к литургии, не будет храма».
Литургия – главнейшее из христианских богослужений, она установлена Христом Тайной вечере и несет в себе главные идем христианского миросозерцания, знакомя прихожан со Священным Писанием Ветхого и Нового завета, содержанием псалмов, поучений, соединяя всех в совместных молитвах, которые очищают сознание человека; происходит то, что называется в медицине переливанием крови.
Следовательно, подход к литургии – это серьезный подход к православным нормам. Знание этих норм необходимо каждому христианину, чтобы нести эту норму в самом себе.
Отец и мать, по определению апостола Павла, создают свою маленькую церковь. Они – посредники между Богом и детьми, так как ребенок – Божественный зародыш, дар, данный Творцом Вселенной.
Родители должны прийти к послушанию – основе своего духовного роста, то есть к знанию и выполнению христианских норм. Именно эти знания помогли Натали создать и полноценно вести свою семью. Она убеждена, что наши болезни, как и уродливые отношения в семье, – это результата непослушания, незнания и даже отрицания христианских норм.
Человек должен слышат заповеданное ему Богом и музыку в себе, только тогда он сможет передать это звучание своим детям.
«Подойди к себе», – говорит Господь Аврааму в 1-й книге Ветхого Завета.
Подойти к себе – это прислушаться к самому себе, оставив суету, задуматься о своей человеческой сущности, о своем предназначении, о своем роде и роли в нем, о состоянии пространства, которое тебя окружает и которое ты либо создаешь, либо разрушаешь и т.д. Известный богослов Павел Евдокимов, написавший среди других очень знаменитую книгу «Женщина и спасение мира», с отрывками из которой Натали знакомит на занятиях учеников, утверждает, что главное достижение для человека – это смирение. О смирении много размышлений у святых отцов: Преподобного Антония Великого, Преподобного Ефрема Сирина, Преподобного Нила Синайского, Преподобного Григория Палама и многих других. Читайте «Добротолюбие», есть прекрасный сокращенный вариант «Добротолюбие. Избранное для мирян». Вы откроете для себя кладезь человеческой мудрости.
Примеряя это понятие к женщине, Натали убеждена, что ее смирение в понимании того, что она – Господнее дитя, то есть человек, в котором живет господство. Но господство – синоним скромности, а не гордости. Зная это, мать сможет объяснить дочери, что именно скромность и целомудрие обеспечат ей господство над собой, своими мыслями, чувствами, инстинктами, которые в равной степени свойственны и животным, и людям. Но госпожой своего положения, в отличие от животных, делает ее следование законам послушания, смирения и целомудрия. («Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и душу украшает целомудрием». Преподобный Исаак Сирин).
Смирение и целомудрие несут в себе запрет на свободу, понимаемую как вседозволенность и превратившую современную молодежь в звериные стаи.
Эти знания, культивируемые в семье, как само собой разумеющееся, исключат появление девочки или девушки в школе или другом общественном месте в короткой юбке. Ей будет ведомо, что, обнажая перед другими свое тело, выставляя напоказ голые ноги, она делает доступной свою святость, провоцируя порочные мысли и действия противоположного пола.
Юбка необходима, чтобы прикрыть свою святость, свою девственность, свое чрево. Быть открытой не значит быть доступной и распущенной. Открывать себя надо православной норме, ограждающей человека от обольщения, тщеславия, самоуверенности и вседозволенности. Девочка с молоком матери должна впитать и понять, что красота в стыдливости, а не во внешней красивости, ибо «внешняя красота – это королева, которая правит недолго» (Сократ).
Внутренняя симфония девушки, женщины должна настраивать ее на молитвенное отношение к жизни и крылатый полет в ней, а не на блуд, так как «грех приходит со смехом, а уходит с плачем», – гласит румынская пословица.
Урок № 5
О молитве и поклоне
Лучшая поэзия – молчание,
Лучшее молчание – моление.
Лучшая молитва – покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред богом предстояние –
В глубине высокого смирения.
Иеромонах Роман
Молитва в жизни Натали и ее семьи занимает главное место. Уверенная в том, что каждый человек – космическая частица, которая должна ежедневно сотворяться, поднимаясь снизу вверх, она не мыслит ни дня без молитвы.
Вместо бассейна в своем имении, вопреки ожиданиям детей, Натали выстроила часовню, оформить которую ей помог эмигрировавший во Францию русский художник Владимир Бугрин, нашедший в семье Дроэн второй дом и родную семью. Освященная настоятелем Александро-Невского храма в Париже, часовня несет в себе строгую умиротворенность своей хозяйки; она позволяет ей экономить время на поездки в православный храм, когда находится в имении под Парижем, но главное, наличие часовни дарит ей уединение, необходимое для истинной молитвы. Она свято помнит то, о чем свидетельствуют Святые Отцы: «Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое».
Натали не только молится в тишине своей часовни, но и оглашает молитвенным песнопением все пространство своей усадьбы, используя достоинства современной техники.
Прекрасные записи церковных песнопений делают удивительный рукотворный оазис, созданный ее семьей, еще восхитительнее. Хочется поклониться каждому дереву, кусту, траве, цветку, солнцу, силуэту старинного храма, расположенного в соседней деревне. Наверное, не случайна высота роз, доходящая до карниза дома, их обильное и длительное цветение, несмотря на набеги целых семей диких зайцев, безбоязненно пасущихся в усадьбе.
Для детей и внуков при пробуждении придумано особенное молитвенное приветствие:
Доброе утро, господь!
Доброе утро, Солнце!
Доброе утро, папа и мама!
Доброе утро, Любовь!
Натали настаивает, чтобы на первом месте после приветствия Господа и Солнца стояло приветствие отцу-патриарху и главе семьи. Обязанность женщины – склонить голову перед мужем, уважая в нем главенство, научить уважать отца детей.
С молитвы начинается еда за столом.
Дети с раннего возраста несут в себе молитву которая, безусловно, несет благо молящимся. Есть очень добрая книга монахини Елены «О благодати Божьей в современном мире», в которой эта образованная женщина рассказывает о спасительной силе молитвы в ее жизни. Натали могла бы немало поведать о благодати, данной ей по молитве, но она ограничивается скупыми рассказами, словно боясь спугнуть тот чудесный поток, который вошел в ее нелегкую жизнь с молитвой и поклоном Творцу.
Современные дети лишены понимания необходимости молитвы, которая ежедневно не только воспитывает добромыслие и благодарное отношение к окружающему миру, но и критическое отношение к своим мыслям и поступкам.
Православное образование входит в нашу жизнь пока еще каплями по отношению к основной массе населения.
Слишком долго в нашей стране оно называлось ругательным словом дурман, хотя религия – неотъемлемая часть нашей истории и нашей культуры, без которой невозможно понимание самих себя, искусства, глубинного содержания романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Сегодня нет еще запрета на духовную литературу, и мы можем восполнить пробелы в своем образовании и воспитании детей и матерей новой христианской породы.
Вхождение в эту светлую струю, несущую норму, можно начать с книг, которые легко приобрести в храмах и в специальных магазинах: это и «Закон Божий», и «Добротолюбие», и «Библия для детей», и «Русская церковь и русские подвижники», и прекрасная книга для родителей С. С. Карамзиной «Наша церковь и наши дети» – все они могут стать отправной точкой для тех, кто не получил духовного образования. Откройте для себя «Молитвы Последних Оптинских Старцев».
Сегодня недорого можно купить прекрасные молитвословы, среди которых есть такие, которые должны стать настольной книгой для каждой женщины, например, «Молитвослов. На всякую потребу».
Только при молитвенном отношении к Богу, своему предназначению, мужу, ребенку, родителям, природе она сумеет воспитать в себе истинную гуманность, которая есть ни что иное, как величайшая ответственность, которую берет на себя за другого и перед другим. Женщина, умеющая искренне молиться, приобретает второе дыхание, выпрямляя не только себя, но и членов своей семьи, так как она приобщается к прекрасной православной традиции – дόбро думать, к ее строгой духовной диете, требующей запрета на малейшее зло и греховность.
Есть и великая практическая польза в молитвенном соединении ладоней, доказанная наукой – восстановление кислотно-щелочного баланса в организме. Об этом убедительно пишет в своих книгах «Попрощайтесь с болезнями» и «Законы здоровья» московская журналистка Майя Гогулан, прошедшая мученический путь в поисках физического и духовного здоровья. В конечном итоге, человек, не формирующий свое мышление, живет, как думает, и думает, как живет… «Молитва выстраивает в человеке умную осознанность» (Натали Дроэн).
Урок № 6
Жизнь- это полет.
Движение – откровение.
Н. Дроэн
Закон телесной жизни – труд.
Закон духовной жизни – любовь.
Если человек нарушил закон телесной жизни – закон труда, он неизбежно нарушит и духовный закон – закон любви.
Саади
Свое мировосприятие Натали переносит и на работу с телом.
«Женщина – это любовь любви. Она должна ежеминутно, всю жизнь, не жалея сил, сотворять себя», – убеждает нас на каждом занятии мудрая русская парижанка.
«Тело человека в течение жизни должно подниматься на крылатый полет а не распадаться». Оно должно быть царственным, так как царственность – это достоинство.
Мы – православные, следовательно должны знать, на что и какое право мы имеем, а также кого и что должны славит (ПРАВО–СЛАВИЕ).
Путь человека – это движение к образу Божьему.
Движение – это откровение. Но что должен открыть для себя человек в движении?
Очень часто мы наблюдаем, как великолепно двигаются звери, но человек – Венец творения.
Венец творения – это не столько мужчина или женщина, это понимание плоти как Господнего зародыша, который нужно осознано взращивать на крылатый полет. Данной проблемой сегодня занимается онтопсихология (от греческого on – род, падеж; ontos – сущее, бытие; psyche – психи – душа; logos – учение наука) – наука о проявлении и специфике бытия в человеке, исследующая невидимое в душе человека, его позитивное начало, источник смысла и целенаправленности человека там, где он есть, в соответствии с замыслом его жизни и природы, и, установив предопределение природой, помочь реализовать творческие силы человека, сделать его ответственным за свою жизнь, позволить ему стать творцом и созидателем самого себя. Конечная цель онтопсихологии – самореализовавшаяся личность высшего порядка.
Я не случайно позволила себе отклонение, направленное на разъяснение этого термина. Натали очень часто говорит о связи человека с его онтологическим началом, всей жизнью и практикой работы с телом доказывает, что из жизни человек должен уходить онтологически здоровым, то есть, не распадаясь духовно и физически.
Всем заинтересовавшимся онтопсихологией я настоятельно рекомендую прочитать переведенные на русский язык популярные работы итальянского профессора-онтопсихолога, президента Международной Ассоциации онтопсихологии Антонио Менегетти: Введение в онтопсихологию. Онтопсихологическая педагогика. Мудрец и искусство жизни. Россия: Пермь, Хортон Лимитед, 1993. Словарь образов. Ленинград. «Экос». Ассоциация онтопсихологии, 1991.
В свое время эти небольшие книжечки, больше похожие на брошюры, помогли мне разобраться и в себе, и в своих непростых отношениях с подрастающим сыном, точнее, понять то, что пыталась объяснить на занятиях Натали. Одна из глав в работе А. Менегетти «Онтопсихологическая педагогика» называется «Тело как средство выражения души». В ней он пишет следующее: «Полюбить и познать свое тело – это значит уяснить, что примат реальности и передан без слова, без символа; тело – это символ бытия (ценность символа в том, что он указывает направление действия, осуществления), это слово, в котором присутствует дух.
Познать свое тело – значит защитить факт своего рождения, способствовать рождению своего «я», определить путь любого познания…»
Познать собственное тело и полюбить его – это значит смиренно учиться у него. «Любая реальность, которую я встречаю, приходит ко мне через телесное восприятие. Если я избегаю этого, я теряю не только свою реальность, но и реальность других людей и всего мира».
Давайте попробуем соотнести это с тем, что говорит Натали о назначении женского тела:
Человек утратил свой образ в грехопадении; он незавершенное (несовершенное) творение шестого дня, а ему нужно стать человеком седьмого дня. (Речь идет о сотворении мира и человека в библейском понимании).
Этого требует новое тысячелетие, на пороге которого мы стоим и которое требует конкретных преобразований души и тела.
Осознавая свою связь с онтологическим началом (Натали понимает онтологическое начало как божественное желание), мы должны задать себе вопросы:
Выполняет ли сегодня тело человека свои внешние функции? Свое высшее предназначение?
Если наше тело храм, то каков он?
Чем он наполнен?
Храм принято содержать в идеальном порядке, следовательно, и тело необходимо содержать в идеальном порядке.
Чрево женщины воссоздает новую жизнь – новый храм, следовательно, половыми органами, подающими любовь, нельзя разбрасываться и их нельзя засорять; в них через созидание нужно вложить понимание того, что эта важнейшая часть тела, как и душа, как и все тело, должна подниматься на восход, на вертикаль. Девочка должна уже в раннем возрасте узнать от матери значение этих органов, которые она обязана всю свою жизнь содержать в величайшем порядке.
Порядок – это чистоплотность, норма, правильность, гармония, следовательно – здоровье. Для этого необходимо научиться управлять своими энергиями, которые есть в теле, а также теми, которые мы берем с земли.
Урок № 7
Урок № 8
Каждый шаг по дороге выбора
Без труда телесного нет и радости отдыха; без усилия нравственного нет радости сознания жизни.
Цицерон
Величественное содержание органов зависит от всего: мыслей. Дыхания, питания, ежедневных упражнений, но также и от того, как мы ходим, от способа нашего передвижения.
Своим опытом работы с телом Натали доказывает, что каждый шаг – это подъем на вертикаль всего тела. Шагая, нужно знать, к чему и как ты идешь. Небрежная походка свидетельствует о многом.
Крещеный человек должен идти к преображению во всем, но это трудный путь и нельзя торопиться, избрав его.
Парность рук, ног, внутренних органов ведут к крестообразности и единству строя во всем – это нужно понять и принять.
Сдвоенность, поданная нам природой, должна быть согласована, выпрямлена, тогда она будет красива. Это необходимо чувствовать. Если ты не чувствуешь и не контролируешь свое движение, уходит правильность, а правильность требует внимания и воспитывается годами. Умению двигаться всегда уделяли большое внимание в аристократических семьях.
Учить себя ходить величественно нужно неспешно: скорость развивает функции, а не чувствительность и красоту. Только чувствительность и послушание порождают технике владения своим телом и своим шагом. Умение чувствовать каждый свой шаг несет в себе тайну преображения, утверждает Натали. Правильное движение подает благородство осознанности. Наш дух должен возрастать с каждым шагом.
Жизнь – это несение креста, а нести крест надо с большим достоинством. Но как это сделать? Прежде всего, освободить голову от недобрых мыслей. До того, как сделать первый шаг, подтянем на вдохе область гениталий и установим тело, как описано в предыдущем уроке. Со следующим нижним вдохом поднимаем не только гениталии, но и пятку одной из ног, ощутив прочное положение носка на земле. Удерживая вдох и опираясь на носок, не будем равнодушны к тому, что происходит с костью бедра другой ноги. Она должна приподнять кость таза и слегка вырасти сама. Чтобы усилить чувствительность, обхватите большими пальцами спереди, а остальными сзади проймы бедер. Не забудем про пояснично-крестцовые позвонки, которые должны подниматься и растягиваться на выдохе. Вы словно вытаскиваете себя из одежды. На выдохе, не роняя длину противоположной бедренной кости и область гениталий, опустим пятку. Выдох делаем диафрагмальный и над почками, чувствуя подъем поясничных позвонков. Делаем все медленно; помним, что отрывая пятку, мы берем энергию земли. Проделаем то же противоположной ногой, погружаясь в ощущение удлинения своего тела.
На следующем этапе, на вдохе, выносим носок вперед, а на выдохе опускаем пятку – это первый шаг.
Одновременно с опусканием пятки поднимаем пятку второй ноги, а на новом вдохе выносим вперед. Итак, шаг за шагом, направляя прямо перед собой носки своих ног, идя, словно по рельсам, растягиваем и вытягиваем, словно из теста, свое тело и свои ноги.
Натали часто употребляет выражение: «Месите свою плоть». Это медленный процесс, а выражение «месить плоть» весьма точно и выразительно определяет положение наших мышц и наше отношение к ним.
Урок № 9
Урок № 10
Урок № 11
Урок № 12
О построении храма в себе
Доброе – это прекрасное в действии
Ж.-Ж. Руссо
Каждый человек сингулярен, неповторим.
Каждому подан Божественный зародыш, который может и должен развиваться с участием самого человека. Для этого в воспитание обязательно должна быть заложена информация о Божественном предназначении и высшем Божественном творчестве человека.
Натали восхищает определение сущности зла Св. Августином: «Зло является отказом от лучшего». Зло в нас самих и в наших детях всегда начинается с отказа от лучшего. Достаточно вспомнить страшный бич для будущей матери – курение. С какой гордостью юные особы выставляют напоказ свое умение держать изящно сигарету и умело затягиваться. Еще в 60-е –70-е годы за это можно было угодить на публичное разби