Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
• 4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра) _______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)_________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
• 4 года (в, на, у)____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (в, на, у, под, за, по)___________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под) ______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
• 4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)_________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)___________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) ________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
• 4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут)___________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят)___ ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
• 4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки)_____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому) __________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
• 4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика_____
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)__________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание текста:
• 4 года (сказка «Репка»)_____________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (сказка «Колобок»)____________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (сказка «Теремок»)____________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
• 4 года
кот — кит__________________________________________________________
дом — дым________________________________________________________
уточка — удочка____________________________________________________
киска — миска_____________________________________________________
• 5 лет
мышка — мишка___________________________________________________
почка — бочка _____________________________________________________
катушка — кадушка ________________________________________________
корка — горка______________________________________________________
• 6 лет
мышка — мошка___________________________________________________
пашня — башня____________________________________________________
сова — софа_______________________________________________________
крот — грот_______________________________________________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
• 4 года
коса — коза________________________________________________________
мишка — миска____________________________________________________
кочка — кошка_____________________________________________________
малина — Марина __________________________________________________
• 5 лет
речка — редька_____________________________________________________
цвет — свет________________________________________________________
челка — щелка_____________________________________________________
рейка — лейка_____________________________________________________
• 6 лет
лук — люк_________________________________________________________
марка — майка_____________________________________________________
ель — гель_________________________________________________________
плач — плащ_______________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
• 4 года________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 года___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 года___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
•4 года
Игрушки__________________________________________________________
______________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________
______________________________________________________________
Одежда__________________________________________________________________________________________________________________________
•5 лет
Мебель __________________________________________________________
______________________________________________________________
Овощи ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Фрукты__________________________________________________________________________________________________________________________
Птицы__________________________________________________________________________________________________________________________
•6 лет
Ягоды __________________________________________________________
______________________________________________________________
Насекомые_________________________________________________________
______________________________________________________________
Животные_______________________________________________________________________________________________________________________
Транспорт___________________________________________________________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
• 4 года
Ноги ____________________спинка стула_____________________________
руки ____________________сиденье стула ____________________________
голова ___________________ножки стула_____________________________
глаза ____________________кузов машины____________________________
уши _____________________колеса машины___________________________
• 5 лет
Нос _____________________рукав___________________________________
рот______________________воротник________________________________
шея _____________________пуговица________________________________
живот ___________________кабина машины __________________________
грудь____________________ руль____________________________________
• 6 лет
Локоть __________________манжета_________________________________
ладонь___________________ петля для пуговицы_______________________
затылок__________________ фары ___________________________________
висок____________________мотор___________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
• 4 года
Мяч, кукла, машинка_______________________________________________
Рубашка, платье, шорты_____________________________________________
Тапки, туфли, ботинки ______________________________________________
• 5 лет
Стул, стол, шкаф ___________________________________________________
Огурец, помидор, морковь____________________________________________
Яблоко, банан,апельсин_____________________________________________
Воробей, голубь,сова________________________________________________
•6 лет
Клубника, смородина, черника________________________________________
Муха, комар, бабочка________________________________________________
Кошка, собака, корова_______________________________________________
Самолет, автобус, машина____________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
•6 лет
Друг ____________________добро___________________________________
Горе_____________________горячий_________________________________
Легкий __________________длинный ________________________________
Давать___________________ поднимать_______________________________
ГЛАГОЛЫ
• 4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)____________________________________________
Что делает девочка? (Спит)___________________________________________
Что делают дети? (Играют)___________________________________________
Что делает птица? (Летит)____________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают) ________________________________________
Что делают машины? (Едут)__________________________________________
• 5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают)__________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________
А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________.,
• 6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_________________
А как подает голос волк? (Воет)______________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ___________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _____________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________________________
А что делает продавец? (Продает)_____________________________________
А что делает маляр? (Красит)_________________________________________
А что делает швея? (Шьет) ___________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
•4 года
Красный __________________________________________________________
Синий_____________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный____________________________________________________________
• 5 лет
Красный __________________________________________________________
Оранжевый________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________Зеленый___________________________________________________________
Голубой ___________________________________________________________
Синий_________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный____________________________________________________________
• 6 лет
Красный __________________________________________________________
Оранжевый________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________
Голубой___________________________________________________________
Синий_____________________________________________________________
Фиолетовый_______________________________________________________
Розовый___________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный ___________________________________________________________
Серый_____________________________________________________________
Коричневый _______________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
• 4 года
Мяч какой? (Круглый)_______________________________________________
Платок какой? (Квадратный) _________________________________________
• 5 лет
Солнце какое? (Круглое)_____________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)_________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)_______________________________________
Огурец какой? (Овальный) ___________________________________________
•6 лет
Руль какой? (Круглый)______________________________________________
Окно какое? (Квадратное)____________________________________________
Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________
Слива какая? (Овальная)_____________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное)______________________________________