Исследование зрительного восприятия
Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): ___________
• 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)_______________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)___________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
• 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)_____________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)__________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
•4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
• 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)______ __________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
• 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Складывание картинок из частей:
• 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)_____________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
•5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)__________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
• 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) __________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по памяти:
• 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)____________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)______________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)_____________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
• 4 года____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет_____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет__________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
• 4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)______________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт) __________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
• 4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
• 4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)___________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
•4 года
Игрушки__________________________________________________________
______________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________
______________________________________________________________
Одежда__________________________________________________________________________________________________________________________
•5 лет
Мебель __________________________________________________________
______________________________________________________________
Овощи ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Фрукты__________________________________________________________________________________________________________________________
Птицы__________________________________________________________________________________________________________________________
•6 лет
Ягоды __________________________________________________________
______________________________________________________________
Насекомые_________________________________________________________
______________________________________________________________
Животные_______________________________________________________________________________________________________________________
Транспорт___________________________________________________________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
• 4 года
Ноги ____________________спинка стула_____________________________
руки ____________________сиденье стула ____________________________
голова ___________________ножки стула_____________________________
глаза ____________________кузов машины____________________________
уши _____________________колеса машины___________________________
• 5 лет
Нос _____________________рукав___________________________________
рот______________________воротник________________________________
шея _____________________пуговица________________________________
живот ___________________кабина машины __________________________
грудь____________________ руль____________________________________
• 6 лет
Локоть __________________манжета_________________________________
ладонь___________________ петля для пуговицы_______________________
затылок__________________ фары ___________________________________
висок____________________мотор___________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
• 4 года
Мяч, кукла, машинка_______________________________________________
Рубашка, платье, шорты_____________________________________________
Тапки, туфли, ботинки ______________________________________________
• 5 лет
Стул, стол, шкаф ___________________________________________________
Огурец, помидор, морковь____________________________________________
Яблоко, банан,апельсин_____________________________________________
Воробей, голубь,сова________________________________________________
•6 лет
Клубника, смородина, черника________________________________________
Муха, комар, бабочка________________________________________________
Кошка, собака, корова_______________________________________________
Самолет, автобус, машина____________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
•6 лет
Друг ____________________добро___________________________________
Горе_____________________горячий_________________________________
Легкий __________________длинный ________________________________
Давать___________________ поднимать_______________________________
ГЛАГОЛЫ
• 4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)____________________________________________
Что делает девочка? (Спит)___________________________________________
Что делают дети? (Играют)___________________________________________
Что делает птица? (Летит)____________________________________________
Что делают рыбки? (Плавают) ________________________________________
Что делают машины? (Едут)__________________________________________
• 5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают)__________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________
А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________.,
• 6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)_________________
А как подает голос волк? (Воет)______________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ___________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _____________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________________________
А что делает продавец? (Продает)_____________________________________
А что делает маляр? (Красит)_________________________________________
А что делает швея? (Шьет) ___________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
•4 года
Красный __________________________________________________________
Синий_____________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный____________________________________________________________
• 5 лет
Красный __________________________________________________________
Оранжевый________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________Зеленый___________________________________________________________
Голубой ___________________________________________________________
Синий_________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный____________________________________________________________
• 6 лет
Красный __________________________________________________________
Оранжевый________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________
Зеленый___________________________________________________________
Голубой___________________________________________________________
Синий_____________________________________________________________
Фиолетовый_______________________________________________________
Розовый___________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный ___________________________________________________________
Серый_____________________________________________________________
Коричневый _______________________________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
• 4 года
Мяч какой? (Круглый)_______________________________________________
Платок какой? (Квадратный) _________________________________________
• 5 лет
Солнце какое? (Круглое)_____________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)_________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)_______________________________________
Огурец какой? (Овальный) ___________________________________________
•6 лет
Руль какой? (Круглый)______________________________________________
Окно какое? (Квадратное)____________________________________________
Флажок какой? (Треугольный)_______________________________________
Слива какая? (Овальная)_____________________________________________
Одеяло какое? (Прямоугольное)______________________________________
Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
• 4 года
КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Составление рассказа по серии картинок:
• 6 лет
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
• 4 года
Кот_______________________________________________________________
Вода______________________________________________________________
Стук______________________________________________________________
Мост______________________________________________________________
Спина_____________________________________________________________
Банка_____________________________________________________________
Фантик____________________________________________________________
Ступенька _________________________________________________________
• 5 лет
Самолет___________________________________________________________
Скворец ___________________________________________________________
Фотограф__________________________________________________________
Микстура__________________________________________________________
Парашютист_______________________________________________________
Погремушка________________________________________________________
Сестренка развешивает простыни.____________________________________
В универсаме продают продукты.____________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку. __________________________________
• 6 лет
Тротуар ___________________________________________________________
Градусник_________________________________________________________
Фотоаппарат_______________________________________________________
Экскаватор ________________________________________________________
Виолончелист ______________________________________________________
Регулировщик______________________________________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр._________________________
______________________________________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке. ____________________
______________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. _______________________________
______________________________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
• 4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]___________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']___________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф'] ____________________________________________________
____________________________________________________________-_____
__________________________________________________________________
[д]. [т], [н], [д'], [т'], [н']______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[й]________________________________________________________________ __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[ш], [ж] ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[ч], [щ]____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
•5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф'] ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[й]________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з'] __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[ш], [ж]____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[ч], [щ]____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________
•6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ______________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф'] ________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
[й]__________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']_____________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
[ш], [ж] ______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[ч], [щ]____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[л], [л']____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
[р], [р']____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): ___________
• 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)_______________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ___________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)___________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
• 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)_____________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
• 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)__________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________