О выпускных квалификационных работах бакалавра
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению, правилам оформления и защите
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г.ШЕВЧЕНКО
Инженерно-технический институт
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению, правилам оформления и защите
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Тирасполь, 2012
УДК 378.14
ББК 74.58-258
Д64
Рецензенты:
Хлебников Валерий Федорович, д.с.-х.н., профессор
Хаджи Петр Иванович, д.ф.-м.н., профессор
Долгов Ю.А., Столяренко Ю.А., Помян С.В. Методические указания по выполнению, правилам оформления и защите магистерской диссертации – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2012. – 2 п.л.: ил.
Указания содержат выдержку из нормативных документов, методический материал по оформлению текста пояснительной записки и указания по порядку защиты магистерской диссертации.
Методические указания разработаны на основе новых Государственных образовательных стандартов Российской Федерации ФГОС3 и сопутствующих им документов. Адресуется преподавателям и магистрантам инженерно-технического института ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
Рекомендовано к опубликованию в электронном виде методической комиссией инженерно-технического института и научно-методическим советом ПГУ, протокол № ___ от __________________.
©Долгов Ю.А., Столяренко Ю.А., Помян С.В. 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЛОЖЕНИЯ О ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА В СИСТЕМЕ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИТИ ПГУ ИМ.Т.Г. ШЕВЧЕНКО | ||
1.1 Общие положения | ||
1.2 Порядок определения степени самостоятельности написания студентом ВКР | ||
1.3 Порядок выбора тем выпускных квалификационных работ (ВКР), условия и сроки их выполнения | ||
1.4 Требования к выпускным квалификационным работам | ||
1.5 Права и обязанности руководителей выпускных работ и рецензентов | ||
1.6 Основные требования к оформлению ВКР | ||
1.7 Процедура приёма и защиты выпускных работ | ||
2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ | ||
2.1 Структура пояснительной записки | ||
2.2 Оформление текстового материала | ||
2.3 Оформление графического материала | ||
2.4 Оформление списка используемой литературы | ||
2.5 Оформление приложений | ||
2.6 Оформление схем алгоритмов | ||
2.7 Перечень материалов, предоставляемых к защите магистерской диссертации | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Титульный лист | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Содержание | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Список использованной литературы | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Аннотация магистерской диссертации | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Отзыв научного руководителя выпускной квалификационной работы | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Обложка автореферата | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ К – Обратная сторона обложки автореферата |
ВВЕДЕНИЕ
Магистерская диссертация– особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Магистерская подготовка – это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации. Магистерская диссертация – это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.
Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.
Магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-иссле-довательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Её научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.
Соискатель степени магистра представляет в Государственную аттестационную комиссию диссертационную работу (вместе с отзывом своего научного руководителя) и справки о выполнении индивидуального плана по профессиональной программе магистра. Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию без назначения официальных оппонентов.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИя
Общие положения
1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, структуре, объему и проведению выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых выпускниками ИТИ ПГУ им. Т.Г. Шевченко, на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
2. Выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет своей целью:
– расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний, и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, технической, производственной, экономической или организационно-управленческой задачи;
– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований, оптимизации проектно-технологических и экономических решений;
– приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и инженерных расчетов, экспериментальных исследований, в оценке их практической значимости и возможной области применения;
– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей деятельности.
3. Требования к объему и содержанию выпускной квалификационной работы различаются в зависимости от ступени обучения и учебного времени, отводимого на подготовку работы, и излагаются в разделе 4 настоящего Положения.
4. Общие требования к ВКР определены ГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки, реализуемым в университете.
5. Обязательные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам выпускных работ устанавливаются методическими указаниями, которые разрабатываются выпускающими кафедрами университета применительно к соответствующим направлениям подготовки.
6. Выпускная квалификационная работа является важнейшим итогом обучения на соответствующей стадии образования, в связи с этим содержание выпускной работы и уровень ее защиты должны учитываться как основной критерий при оценке уровня подготовки выпускника и оценке качества реализации образовательной программы в университете.
7. За актуальность, соответствие тематики выпускной работы профилю направления подготовки, руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая кафедра и непосредственно руководитель работы.
8. За все сведения, изложенные в выпускной работе, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно студент - автор выпускной работы.
1.2 Порядок определения степени самостоятельности
написания студентом ВКР
9. Руководитель ВКР обязан проверять и оценивать степень самостоятельности выполнения студентом ВКР.
10. Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как плагиат.
11. К нарушениям академических норм, регламентируемым данным Порядком, относятся:
-списывание письменных работ;
-двойная сдача письменных работ;
-плагиат в письменных работах;
-подлоги при выполнении письменных работ.
12. Списывание определяется как использование любых, не разрешенных преподавателем письменных (печатных или рукописных) источников (в том числе, с использованием электронных средств).
13. Двойная сдача определяется как представление одного и того же текста в качестве разных письменных работ для прохождения промежуточного контроля знаний. Двойной сдачей не считается использование с согласия преподавателя ранее подготовленного текста как части более объемной работы.
14. Плагиат определяется как использование в письменной работе чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из ее основных разделов. Плагиат может осуществляться в двух видах:
‒ дословное изложение текста другого лица;
‒ парафраза – изложение текста другого лица с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.
15. В представленных студентами текстах ВКР допускается наличие воспроизведения чужого текста в объеме не более 10% текста, парафразы допускаются в объеме не более 20% всего текста работы (независимо от раздела).
16. Подлог определяется как сдача письменной работы, выполненной другим лицом, в качестве собственной работы в целях прохождения рубежного контроля знаний.
17. Оценку степени самостоятельности выполнения студентом ВКР руководитель ВКР проводит путем анализа представленных студентом текстов; оценка заимствований из сетевых источников (Интернет) и электронной базы ВКР Института.
18. Руководитель ВКР обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста ВКР до ее сдачи на кафедру, о чем студент должен сделать запись на последней странице ВКР: «Настоящим подтверждаю, что ВКР выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах», и подписаться.
19. При обнаружении прямых заимствований или парафраз в объеме более оговоренного в п. 15, руководитель ВКР обязан указать студенту на допущенные нарушения и вернуть текст на доработку.
20. Заведующий кафедрой не допускает работу к защите, если работа, по оценке заведующего кафедрой, не соответствует указанным критериям по степени самостоятельности выполнения. Нагрузка за руководство ВКР в данном случае руководителю не засчитывается.
21. Термин «плагиат» в данном Положении используется только для определения одного из видов нарушения правил цитирования, при которых ВКР не может быть допущена к защите и возвращается студенту на доработку. Вопросы нарушения законодательства об авторских и смежных прав настоящим Положением не регламентируются.
Требования к выпускным квалификационным работам
26. ВКР магистров выполняется в форме магистерской диссертации (МД). Темы МД определяются выпускающей кафедрой и должны быть связаны с теоретическими и (или) экспериментальными исследованиями, с разработкой новых методов в решении актуальных научных проблем промышленного производства.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать необходимую совокупность методологических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
При подготовке МД каждому выпускнику назначается руководитель из числа высококвалифицированных научных работников ПГУ или сторонних организаций, предприятий, учебных заведений.
27. ВКР магистров выполняются и подготавливаются к защите после завершения теоретического обучения по соответствующим профессиональным программам и подлежат обязательному рецензированию высококвалифицированными специалистами ПГУ (кроме специалистов выпускающим кафедрам) или сторонних организаций, предприятий, учебных заведений.
28. Выпускные квалификационные работы (выпускная работа бакалавра и магистерская диссертация) должны быть предоставлены в виде рукописи.
30. Магистерская диссертация представляет собой разработку, в которой обязательными являются реферативная часть, отражающая общую профессиональную эрудицию автора, а также исследовательская часть, выполняемая индивидуально или в составе творческого коллектива. В их основе могут быть материалы научно-исследовательских работ кафедр института, других научных организаций или предприятий.
31. Тематика и содержание ВКР должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме, предусмотренном учебным планом.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Оформление текстового материала
Пояснительную записку диссертационной работы выполняют на листах бумаги формата А4 без рамки. Повреждения листов, помарки текста или графики не допускаются. Правила оформления приведены в следующей таблице.
Текст диссертационной работы должен быть набран на компьютере по всей ширине страницы с обязательным переносом слов.
Все используемые наименования на иностранных языках должны быть выделены курсивом, например, Internet.
Все листы работы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе и задании не проставляют. Нумерация страниц текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная. Номер страницы проставляется внизу, справа.
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4–5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.
При печати работы необходимо установить запрет "висячих строк", то есть не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца части слова или даже одного целого слова. В этом случае лучше изменить формулировку предложения так, чтобы на последней строке абзаца оставалось не менее трех–четырех слов, либо использовать уплотненный текст, но не более, чем на 0,3 pt.
Таблица 2.1 – Оформление текстового материала
Наименование элементов | Требования к оформлению |
1 Заголовок раздела | |
Новая страница | да |
Шрифт Times New Roman (pt) | 14 (полужирный) |
Интервал до заголовка раздела (pt) | |
Интервал после заголовка раздела (pt) | |
Выравнивание | по центру |
Межстрочное расстояние | 1,5 |
Перенос слов | нет |
2 Заголовок подраздела | |
Новая страница | нет |
Шрифт Times New Roman (pt) | 14 (полужирный) |
Интервал до (pt) | |
Интервал после (pt) | |
Выравнивание | по центру |
Межстрочное расстояние | 1,5 |
Перенос слов | Нет |
3 Основной текст | |
Шрифт Times New Roman (pt) | |
Абзацный отступ (см) | 1,25 |
Выравнивание | по ширине |
Межстрочное расстояние | 1,5 |
Перенос слов | Да |
4 Подписи к рисункам и заголовки таблиц | |
Шрифт Times New Roman (pt) | |
Перенос слов | Нет |
5 Параметры документа | |
Размер бумаги | А4 |
Верхнее поле | 20 мм |
Нижнее поле | 20 мм |
Правое поле | 10 мм |
Левое поле | 30 мм |
Каждая глава работы должна начинаться с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страницы, если после заголовка параграфа на странице остается одна–две строки основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы.
Заголовки глав, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть напечатаны прописными буквами и располагаться посредине строки. Если заголовок состоит из нескольких строк, то интервал между ними должен быть одинарным. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Точка в конце заголовка не ставится. Точка не ставится и после последней цифры нумерации заголовка подраздела. Например,
Оформление графического материала
Рисунки.Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах глав, например, «Рисунок 2.1 – Блок-схема» (первый рисунок второго раздела). Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рисунок" под ней не пишут. Количество рисунков в пояснительной записке должно быть достаточным для того, чтобы ее текст можно было читать с минимальным обращением к документам графической части проекта.
При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1.2». Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рисунок А.3 – Вид окна ввода». Если в приложениях большое количество рисунков, то наименования рисунков можно не употреблять, а только его нумеровать.
Для схем алгоритмов и программ, располагаемых на нескольких листах пояснительной записки, на первом листе указывается «Рисунок 1.2 – Функциональная схема», на последующих листах – «Продолжение рисунка 1.2».
Если наименование рисунка занимает более одной строки, то межстрочный интервал должен быть одинарным. Точка по окончании наименования рисунка не ставится.
Между рисунком и основным тексом работы (до рисунка и после наименования рисунка) следует оставить пустую строку одинарного интервала 12 pt.
Диаграммы. При изображении диаграмм оси координат шкал следует выполнять сплошной толстой линией, а координатную сетку сплошной тонкой линией. Допускается линии сетки выполнять в местах, соответствующих кратным графическим интервалам, или делать засечки вместо линий. Функциональные зависимости предпочтительно выполнять сплошной линией.
При изображении двух и более функциональных зависимостей на одной диаграмме допускается использовать линии различных типов (сплошную, штриховую и т. д.). При этом для каждой функциональной зависимости может быть использована своя шкала.
Единицы измерения на диаграммах наносятся вместе с обозначением переменной величины, после запятой.
Пересечения надписей и линий на диаграмме не допускаются. При недостатке места следует прерывать линию. Подпись диаграммы выполняется по правилу подписей рисунков, например, «Рисунок 2.5 – Диаграмма классов».
Таблицы.Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении. Таблицы располагаются по центру документа. До названия таблицы и после самой таблицы должна быть пустая строка интервалом 1,0 размером шрифта 12 pt. Между названием таблицы и самой таблицей – интервал 6 pt. В шапке таблицы переносы слов запрещены. По возможности в ячейках таблицы переносы не используются.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием номера, например, «таблица 2.1». Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах глав. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Слово "Таблица" и наименование таблицы начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф таблиц должны быть выровнены по центру относительно ячейки.
Допускается располагать таблицу в альбомном формате.
Каждая таблица должна иметь номер и наименование, которые располагаются в центре страницы над таблицей, например,
Таблица 4.4 – Вероятность появления угроз
Вероятность | Средняя частота появления |
данный вид атаки отсутствует | |
реже, чем 1 раз в год | |
около 1 раза в год | |
около 1 раза в месяц | |
около 1 раза в неделю | |
практически ежедневно |
Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Если в конце страницы таблица прерывается, то линию, ограничивающую таблицу снизу, не проводят. Высота строк таблицы должна быть не менее 12 pt . В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
Шрифт в таблицах используется Times New Roman, 12 pt, одинарный интервал. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на другую страницу название столбцов таблицы следует повторить, и над ней по центру размещают слова "Продолжение таблицы" с указанием ее номера. Если шапка таблицы велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Наименование таблицы не повторяют. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
Формулы и уравнения. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где», без двоеточия после него, без абзацного отступа. Набор формул необходимо осуществлять в соответствующем редакторе.
Формулы и математические уравнения рекомендуется набирать в редакторе формул Microsoft Equation 3.0 по требованиям ГОСТ 7.32-2001.
Требования к размерам: обычный символ 14 pt; крупный индекс 10 pt; мелкий индекс 8 pt; крупный символ 20 pt; мелкий символ 14 pt.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки одинарного интервала, размером шрифта 12 pt без отступов. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Например,
, (3.1)
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах главы в круглых скобках в крайне правом положении напротив формулы, например,
, (3.2)
где для всех ;
n – объем выборки.
Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
Если в работе используются русские буквы для обозначения переменных, к ним применяются те же правила оформления.
Ссылки. При ссылке на учебник или пособие после напоминания о нем в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, например, [9, с. 4-5]. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: "в соответствии с данными в таблице 5.1" или (таблица 5.1), "по данным рисунка 3.1" или (рисунок 3.1), "в соответствии с приложением А" или (приложение А).
Оформление списка использованной литературы
Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы.
В список литературы включают все источники в алфавитном порядке авторов. Сначала оформляются монографии, учебники, затем справочники, затем периодические издания (журналы), затем патентные документы, ГОСТы, СНиПы и др., в заключении Интернет-ссылки. Выполнение списка и ссылки на него в тексте - по ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.32-2001.
Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т. д.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц в книге. Допускается сокращение названий городов - М. (Москва), Л. (Ленинград), К. (Киев), Мн. (Минск), СПб. (Санкт-Петербург). Например,
1) Шляндин В.М. Цифровые измерительные устройства. – М.: Высшая школа, 1991. – 335 с.
Сведения о статье из периодического издания должны включать фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование серии (если есть), год выпуска, том (при необходимости), номер издания (журнала), страницы, на которых помещается статья. Например,
1) Пестов Е.Н., Мокренко П.В. Прецизионный квантовый преобразователь тока. // Приборы и системы управления, 1988. – № 9. – с. 25-28.
Сведения о патентных документах должны включать: характер документа, его номер, страну, выдавшую документ, название, инициалы и фамилию автора, страну, из которой данный автор, когда и где опубликован документ. Например,
3) А. с. 436350 СССР. Двоичный сумматор / К.Н. Корнеев (СССР). – Заявл. 12.01.82; Опубл. 30.03.84, Бюл. №26.
Пример оформления статей из иностранного журнала:
5) Ganagisowa Т., Kawashima I. Active gurutor // Electronic letters. – 1988. – Vol.3, № 3. – p. 5-8.
Оформление сведений о стандартах и технических условиях:
4) ГОСТ 7.32–2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-во стандартов, – 2001. – 18с.
Пример оформления списка использованной литературы в приложении Д.
Оформление приложений
Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на ее последующих страницах, после списка использованных источников. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху справа страницы - слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и его обозначения. Если приложений более одного, то они обозначаются прописными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, исключая буквы Ё, 3, И, Й, О, Ч, Щ, Ь, Ы, Ъ, после буквы Я приложения обозначаются арабскими цифрами. Листы работы, имеющие формат более А4 помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов работы. Если приложений много, они оформляются отдельной книгой, на титульном листе которой должно быть написано прописными буквами слово "ПРИЛОЖЕНИЯ".
Оформление схем алгоритмов
При выполнении схем алгоритмов, программ, данных и систем следует руководствоваться ГОСТ 19.701-90. В соответствии с этим стандартом предусматриваются следующие виды схем: схемы данных (1); схемы программ (2); схемы работы систем (3); схемы взаимодействия программ (4); схемы ресурсов системы (5) в соответствии с таблицей 2.2.
По возможности все символы должны быть одного размера. Внутри символов или рядом с ними в форме комментария помещают текст, служащий для уточнения выполняемых функций. Следует избегать пересечения линий потока, связывающих символы. Указанные линии связи должны быть направлены к центру символа и ориентированы параллельно сторонам листа. Стрелки между элементами должны указывать направление потока.
Оформление структурных схем. На структурной схеме изображают в виде прямоугольников произвольных размеров или условных графических обозначений все основные функциональные части схемы и основные взаимосвязи между ними.
Таблица 2.2 – Символы на схемах программных документах по ГОСТ 19.701-90
Символы | Наименования | Символ применяется в схемах | ||||
А. Основные | ||||||
Данные | + | - | + | + | + | |
Хранимые данные, пригодные для обработки | + | + | + | + | + | |
Процесс | + | + | + | + | + | |
Поток данных | + | + | + | + | + | |
Б. Специфические | ||||||
Оперативное запоминающее устройство | + | - | + | + | + | |
Оперативное запоминающее устройство с последовательным доступом | + | - | + | + | + | |
Запоминающее устройство с прямым доступом | + | - | + | + | + | |
Ручной ввод | + | - | + | + | + | |
Карта | + | - | + | + | + | |
Бумажная лента | + | - | + | + | + | |
Дисплей | + | - | + | + | + | |
Предопределенный процесс | - | + | + | + | - | |
Ручная операция | + | - | + | + | - | |
Подготовка | + | + | + | + | - | |
Решение | - | + | + | - | - | |
Параллельное действие | - | + | + | + | - | |
Граница цикла | - | + | + | - | - | |
Передача управления | - | - | - | + | - | |
Канал связи | + | - | + | + | + | |
Связь между двумя и более символами | + | + | + | + | + | |
В. Специальные | ||||||
Соединитель | + | + | + | + | + | |
Терминатор | + | + | + | - | - | |
Комментарий | + | + | + | + | + | |
Пропуск | + | + | + | + | + |
На схеме указывают наименования функциональных частей схемы, которые, как правило, вписывают внутрь элементов.
Допускается помещать на схеме поясняющие надписи, диаграммы или таблицы, определяющие последовательность процессов во времени, а также указывать параметры в характерных точках (значения токов, напряжений, формы импульсов, математические зависимости и т. п.).
На рисунке 2.1 приведен пример оформления структурной схемы системы, а на рисунке 2.2 приведен пример оформления схемы меню системы.
Функциональная схема — документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом. Это укрупненная блок-схема, которая показывает протекающие процессы и их взаимосвязь то есть схема программы.
Рисунок 2.1 – Структурная схема системы
Рисунок 2.2 – Схема меню системы
Рисунок 2.3 – Пример оформления схемы программы согласно ГОСТ
Рисунок 2.4 – Пример оформления схемы данных согласно ГОСТ
Рисунок 2.5 – Пример оформления схемы взаимодействия программ
согласно ГОСТ
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2.6 – Пример оформления схемы ресурсов системы согласно ГОСТ
Перечень материалов,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для студентов – магистров. – М.: “Ось - 89”, 1997.-304с.
2. Положение о выпускных квалификационных работах бакалавра и магистра в системе многоступенчатого образования в ИТИ ПГУ им.Т.Г. Шевченко –
3. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Утвер