Стадии управленческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Безотносительно к целям управления любой процесс управления можно представить как набор повторяющихся в определенной последовательности функций-операций (стадий), образующих управленческий цикл. К ним относятся: сбор и анализ информации, выработка и принятие управленческого решения, организация, регулирование, координация, контроль и учет. Этот набор одинаков и присущ всякой управленческой деятельности. Однако содержание каждой из них имеет свои специфические, характеризующие их признаки, и определяются как социально-организационные функции.

Сбор и анализ информации

От полноты и объективности собранной информации, глубины ее анализа зависят обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность их реализации. Для муниципального управления эта функция имеет особое значение, поскольку, решая вопросы местного значения, осуществляя отдельные государственные полномочия, органы местного самоуправления исходят, прежде всего из интересов населения, необходимости постоянно изучать его мнение по тем или иным вопросам местного значения, для чего используются возможности социологических и других методов сбора и анализа информации. Эта функция предполагает организацию муниципальной службы местного самоуправления.

Выработка и принятие управленческого решения

В процессе управления важное место занимает такая функция, как выработка и принятие управленческого решения, которая по своей сути является узловым моментом (сердцевиной) управленческой деятельности. Процедура выработки и принятия решения по вопросам, отведенным к предметам ведения муниципального образования, может быть различной. Управленческое решение может быть правовым актом, принятым в результате местного референдума, собрания (схода) граждан, муниципальных выборов и иных форм прямого волеизъявления граждан, а также принятым (изданным) органом или должностным лицом местного самоуправления. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяется уставом муниципального образования и законами субъектов РФ.

Организация

Особое внимание в управленческом процессе уделяется функции организации. Организация, как функция управления социальными процессами в муниципальной деятельности, это, прежде всего воздействие на сознание и поведение людей. Формы и методы организации, применяемые в муниципальной деятельности, весьма разнообразные. Во многом они совпадают с формами и методами государственного управления. В муниципальной деятельности сочетаются правовые и внеправовые формы, публично-правовые и частно-правовые методы управления. В качестве специфического метода организации муниципальной деятельности может рассматриваться муниципальный (административный) договор, заключаемый органами местного самоуправления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, других муниципальных образований.

Регулирование

Регулирование заключается в оперативном внесении изменений и дополнений в принятое управленческое решение, устранение причин и условий, нарушающих нормальный ход процесса управления.

Координация

Координация представляет собой обеспечение согласования и взаимодействия между участниками управленческой деятельности. Исходя из специфики местного самоуправления, именно эта функция достаточно часто реализуется в процессе местного управления. Например, при координации усилий муниципальных и государственных предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в процессе реализации программ комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования и др.

Контроль и учет

Управленческий цикл завершается функцией контроля и учета. Применительно к местному самоуправлению данная функция состоит в проверке качества муниципальной деятельности посредством сопоставления достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления. Особенность данной функции состоит в использовании форм общественного контроля. Контроль за решением вопросов местного значения входит в компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления.

Контроль за деятельностью самих органов и должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования возлагается на представительный орган местного самоуправления.

Наши рекомендации