Под взаимодействием обычно понимается согласованное либо совместное действие взаимодействующих сторон.
Поскольку взаимодействие является одной из функций процесса управления, то оно предполагает:
а) обмен значимой информацией;
б) планирование и осуществление совместной либо согласованной деятельности в решении вопросов местного значения;
в) заключение административных договоров;
г) реализацию отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления могут наделяться в соответствии со ст. 132 Конституции РФ;
д) осуществление решений, принятых органами государственной власти в соответствии с законом, оказание содействия государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне;
е) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. представительные органы местного самоуправления наделяются правом законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также закрепляет обязанность органов государственной власти и их должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
11. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
Принцип законности требует, чтобы организация деятельности местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы является конституционной нормой, закрепленной в статье 15.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральным законом «Опрокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзорза исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.
В целях осуществления своей функции, прокурор (его заместитель) вправе:
а) присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления;
б) участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений.
Прокурор (либо его заместитель) вносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот правовой акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренным законодательством РФ. Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случаях принесения протеста на решения представительного органа местного самоуправления на ближайшем его заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, прокурор (заместитель прокурора) вносит в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Они подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению нарушений, причин и условий, им способствующих, и доложить прокурору в письменной форме.
Статья 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., конкретизирует предмет проверок прокурорского надзора в отношении местного самоуправления. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ, Уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.
Важнейшим инструментом в обеспечении законности в деятельности органов местного самоуправления является суд. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющие права юридических и физических лиц. Суд вправе дать оценку соответствия действий органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, Федеральному закону, Конституции, Уставу и законам субъектов Федерации, Уставу муниципального образования.
Важнейшими полномочиями по пресечению незаконной деятельности органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления обладает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и высшее должностное лицо исполнительного органа субъекта Российской Федерации в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. (ст. 70-74).
Соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается также контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования.
Контроль за соответствием Устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Федерации осуществляется органами юстиции при регистрации Устава муниципального образования. В случае противоречия их Конституции РФ, законам Федерации и субъектов Федерации, уставу муниципального образования отказывают в государственной регистрации, однако отказ может быть обжалован в суде.
Статья 8 Европейской Хартии местного самоуправления устанавливает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления. «Любой административный контроль над органами местного самоуправления осуществляется только в формах и в случаях, предусмотренных конституциями или законами. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов».
Принцип законности – один из основных конституционных принципов российской государственности. Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституциями и Уставами субъектов Федерации. Конституция РФ устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Одним из важнейших мест обеспечения законности в организации деятельности местного самоуправления занимает общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, который может осуществляться в различных формах:
а) обращение граждан в органы местного самоуправления и кдолжностным лицам органов местного самоуправления;
б) отчетов депутатов представительных органов перед населением;
в) отчетов глав муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением;
г) участие общественных наблюдателей в работе избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и других конкретных случаях.