Умение управлять мышлением, думанием. Знать, о чём и как думать.

Этот перечень вопросов и тем не является строго после­довательным и полным.

Основные способы проведения уроков Духовной жизни — это: беседы, рассказы учителя; свободные обсуждения, выска­зывания, аналитические суждения с привлечением собствен­ного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведе­ний; мечтания о полётах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств; молчание и думание (уроки молча­ния) о разных проблемах — о самом себе, о близких и род­ных, о добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни лю­дей; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, принимать сердцем, понимать серд­цем, любить сердцем, болеть душой; повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли; запись сновидений; ведение дневнико­выхзаписей о своих переживаниях; письменноречевые раз­мышления о духовных вопросах; философствование.

Как уже было сказано, в Школе Жизни в третьем или чет­вёртом классе рекомендуется посвятить часть уроков чтению таких произведений, как "Маленький принц", "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" и т.д.

На уроках же духовной жизни предлагается возвращаться к этим произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости (философии духовной жизни).

Уроки постижения красоты

В Школе Жизни это есть интегральный образователь­ный курс, цель которого — выявить и развить в Ребёнке глобальную способность постижения и переживания красо­ты в разных её проявлениях и формах. В процессе развития этой способности раздвигаются грани духовной и нравст­венной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества.

В то же время находящаяся в развитии способность на­правляет Ребёнка на самосовершенствование и утверждение прекрасного в себе и вокруг себя. Формула "Сознание кра­соты спасёт мир" обретёт для Ребёнка конкретный смысл и станет мотивацией многих его благих побуждений.

Важно проследить самое главное — качество интегрально-сти уроков постижения красоты. Виды искусства рассматри­ваются как своеобразные науки, которые тоже исследуют действительность, постигают мир. Каждый вид искусства де­лает это своими средствами и описывает реальность языком красок, звуков, движений. Что является предметом исследо­вания для каждого вида искусств? Таким предметом являет­ся сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судь­ба и жизнь в целом.

Если художник рисует одинокое дерево, это не означает, что ему жаль конкретное дерево, а означает, что в этом об­разе выражает он свою жизнь, свои познания и отношения, жизнь людей. С помощью своих творений: художественных полотен, симфоний, балетных и драматических спектаклей, романсов и песен их создатели (художники, композиторы, артисты, балетмейстеры, режиссёры и др.) несут людям яр­кие образы жизни для облагораживания чувств, мыслей, вза­имоотношений, жизни; доставляют им радость, волнение, вызывают сострадание, возмущение. Образы искусств укра­шают жизнь и быт людей.

Такая интегральность образовательного курса "Уроки по­стижения красоты" обеспечивается тем, что, кроме многих других сфер действительности, он вбирает и синтезирует в себе обычные для начальных школ предметы — музыку и изобразительное искусство, а также балет и театр.

На уроках постижения красоты дети слушают эмоцио­нальные рассказы учителя из жизни выдающихся художни­ков, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссё­ров и артистов театра и кино, танцоров и т.д, рассказы о зна­чении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям даёт­ся возможность долго рассматривать качественные репродук­ции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отражён­ные в музыке, в рисунках, в танце.

В Школе Жизни содержание образовательного курса "Уроки постижения красоты" строится примерно по следую­щей схеме:

Красота во всём; движение к порядку и красоте в прояв­ленной Вселенной. Красота как высшее состояние, высший закон гармонии, порядка, целесообразности. Космос — зна­чит "Порядок", "Устройство", "Красота". Движение Все­ленной к преобразованию хаоса и безобразия в гармонию в облике красоты.

Красота в Природе: формы, цвета, убранство, целост­ность, взаимообусловленность, перемещения, движения, го­лоса, образ жизни, горы, равнины, реки, водопады, моря, растения, их плоды, семена, леса, животные, насекомые, птицы, смена времён года, погода, облака, ветры, стихии, огонь... Принцип стремления к целесообразности и гармо­нии в творческом восхождении Природы. Способность ви­деть красоту во всех проявлениях Природы (красоту внешних форм и сочетания цветов, красоту движений, красоту закономерностей и целесообразности) и восхищаться ею, беречь всю нерукотворную красоту Природы.

Красота Космоса: Солнечная система, восход и заход Сол­нца, день и ночь, Луна, звёздное небо, расположение звёзд, закон целостности и притяжения, свет, тьма, движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, порядок движения, стремление к совершенствованию. Способность видеть и чувствовать явную и скрытую красоту Космоса.

Красота жизни людей — устремлённость к совершенство­ванию, восхождению.

Человек — микрокосмос, носитель всей гармонии и красо­ты Мироздания. Красота и совершенство тела человека, красота речи, человеческого общения, красота труда; руко­творная красота, плоды человеческого труда, творчества, гения — красота архитектуры, живописи, музыки, танца, обрядов; красота созидания, преобразования; красота науч­ных теорий и открытий.

Способность восхищаться и наслаждаться высшими образца­ми рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.

Красота духовной жизни, красота и возвышенность мысли; красота чувств; высшая красота и гармония — любовь; красота истины; красивая душа; красота сердца; внутрен­нее обаяние человека; красота человеческих взаимоотноше­ний; стремление к самосовершенствованию и гармонии; уме­ние создавать красивые мысленные образы, радоваться во­ображаемой красоте; способность чувствовать и восприни­мать незримую красоту, радоваться красоте во всех чело­веческих проявлениях и возмущаться из-за бездуховности, пошлости и безвкусицы, бессердечности и жестокости.

Преобразующая, возвышающая сила сознания красоты, спо­собности построения и переживания красоты умом и серд­цем. Стремление к упорядочению жизни по принципам красоты, к утверждению гармонии и порядка.

В образовательный курс "Уроки постижения красоты" включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты: обсуждения, сравнения и оценки; слушание высших образцов классической и современной музыки, сочинение музыки и песен, пение, по­сещение выставок картин, оценка образцов живописи, рисова­ние с заданием изображать чувства, стремления, настроения; посещение спектаклей; постановка спектаклей и т.д.

7. Уроки планирования и деятельности

Любая форма конкретной деятельности и поведения осу­ществляется на базе уже заготовленных или специально по­строенных планов. Планы могут быть неосознанными, как будто их вовсе и нет, но деятельности без плана не бывает. Качество самой деятельности и её результаты предопределя­ются качеством плана и, разумеется, слаженностью и фи­лигранностью знаний, умений и навыков, лежащих в основе этой деятельности. Присвоение системы знаний, умений и навыков в отрыве от создания, осмысления предварительно­го плана деятельности влечёт за собой неполноценную, не­качественную деятельность, с большим количеством проб и ошибок и с тратой излишнего времени, и, конечно же, про­дукт деятельности тоже получается некачественный.

Следует учесть ещё то недовольство, нервозность, дис­комфорт, которые переживает Ребёнок, когда что-то не по­лучается. Нужно ещё раз подчеркнуть, что полноценность де­ятельности и её продукта, личностное удовлетворение процес­сом деятельности и её продуктом обеспечивается наличием пла­на, его целостностью и владением способами его реализации.

Наличие планов в структуре деятельности следует рас­сматривать в качестве усилителя мотивационного импульса к деятельности. То, что получается у ребёнка, больше поощря­ет его, чем то, в достижении чего он не уверен. Планирова­ние есть глобальная способность к любому виду деятельности: трудовой, познавательной, творческой, игровой. Сознание необходимости плана дети особенно ярко обнаруживают в ролевых играх, когда долго обсуждают, кто чем должен быть занят, как действовать согласованно, чтобы игра получилась.

В традиционной начальной школе развитию и выращива­нию способности действовать по плану уделяется мало вни­мания; дети в лучшем случае научаются действовать по уже заготовленному плану, по образцам, по подражанию ("Де­лай, как я"), но не по осмысленному построению или выбо­ру планов. Обычные уроки труда эту проблему не решают.

В Школе Жизни содержание образовательного курса "Уроки планирования и деятельности" направлено на разви­тие и выращивание в детях глобальной способности строить планы и осуществлять по ним целенаправленную деятель­ность. Кроме требований формирования нужных знаний и навы­ков, курс отражает примерно следующий перечень вопросов:

Составные деятельности: мотив, цель, план, система спо­собов, результат.

Значение плана в осуществлении процесса деятельности и получения результата.

Виды планов: воображаемый, схематичный, развёрнутый.

Умение создавать новые планы, выбирать из готовых пла­нов нужный, перенимать план, разгадывать план, исходя из образца.

Планы для разных видов труда, творчества, познания.

Опыт деятельности по планам. Совершенствование планов и развитие умения их создания.

Совершенствование способов (умений и навыков) деятель­ности по изготовлению намеченного изделия, достижению цели.

В Школе Жизни на уроках планирования и деятельности дети занимаются изготовлением разных полезных, познава­тельных, творческих изделий; работают с бумагой, картоном, тканями; с природными материалами; на дереве (резьба, плотничество), на металле (чеканка) в школьных мастерских; заняты оформлением помещения, стен, изготовлением и ремонтированием мебели.

Часть изготовленных изделий дети могут брать домой, да­рить близким, гостям школы. Часть изделий может быть про­дана в школьном магазине (киоске), который обслуживают сами дети.

Наши рекомендации