Характерные особенности, пути реализации

Семинарское занятие 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ: СУЩНОСТЬ,

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Требования к компетентности по теме

· понимать сущность интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР; называть условия успешной реализации образовательной интеграции;

· характеризовать виды и формы интегрированного обучения и воспитания в РБ; иметь представление о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОПФР и содержании коррекционно-педагогической работы с ними в условиях интегрированного обучения и воспитания;

· знать и содержательно интерпретировать понятия «безбарьерная среда», «адаптивная образовательная среда», «инклюзивное образование»;

· раскрывать исторические аспекты и опыт организации инклюзивного образования за рубежом; давать общую характеристику инклюзивного и интегрированного образования в сопоставительном плане;

· понимать значимость и обосновать необходимость взаимодействия семьи, педагогов, специалистов в инклюзивном образовательном пространстве; определять свое личностное отношение к ценностным основаниям инклюзивного образования;

· осуществлять анализ сложившейся практики интегрированного обучения и воспитания, знать перспективы и риски реализации инклюзивного образования в РБ.

Основные вопросы

1. Сущность интегрированного обучения и воспитания. Условия успешности образовательной интеграции.

2. Виды и формы образовательной интеграции. Организация интегрированного обучения и воспитания в Беларуси.

3. Сущность, принципы, нормативно-правовые основания инклюзивного образования в Республике Беларусь.

4. Сравнительная характеристика инклюзивного и интегрированного образования.

5. Перспективы развития инклюзивного образования в Беларуси.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Варенова, Т.В. Основные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Беларусь /Т.В. Варенова, Т.В. Лисовская // Информационно-методический журнал «Открытая школа». Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. — ноябрь 2012. — № 9 (120). — Режим доступа: http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_120_2.htm. — Дата доступа: 17.11.2016.

2. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы / Ю.Л. Загуменнов // Адукацыя і выхаванне. — 2009. — № 2. — С.71—77.

3. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] – М. : ЮНИСЕФ, 2011. — 88 с. — Режим доступа: http://www.osobyirebenok.ru/edit/uploaded/inclusiveieducationiinirussiaitoolkit.pdf. — Дата доступа: 17.11.2016.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1. — Дата доступа: 17.11.2016.

5. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=39001. — Дата доступа: 17.11.2016.

6. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году: инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5851. — Дата доступа: 17.11.2016.

7. Об утверждении инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 136 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moiro.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=636:specialnoye_obrazovaniye&lang=ru. — Дата доступа: 17.11.2016.

8. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В.В. Хитрюк. — Барановичи: РИО БарГУ, 2011. — 195 с. — Режим доступа: http://rep.barsu.by/handle/data/1134. – Дата доступа: 17.11.2016.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

Проведение занятия

2.1. Реализация метода «Минута монолога».

Семинарское занятие 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ: СУЩНОСТЬ,

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Требования к компетентности по теме

· понимать сущность интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР; называть условия успешной реализации образовательной интеграции;

· характеризовать виды и формы интегрированного обучения и воспитания в РБ; иметь представление о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОПФР и содержании коррекционно-педагогической работы с ними в условиях интегрированного обучения и воспитания;

· знать и содержательно интерпретировать понятия «безбарьерная среда», «адаптивная образовательная среда», «инклюзивное образование»;

· раскрывать исторические аспекты и опыт организации инклюзивного образования за рубежом; давать общую характеристику инклюзивного и интегрированного образования в сопоставительном плане;

· понимать значимость и обосновать необходимость взаимодействия семьи, педагогов, специалистов в инклюзивном образовательном пространстве; определять свое личностное отношение к ценностным основаниям инклюзивного образования;

· осуществлять анализ сложившейся практики интегрированного обучения и воспитания, знать перспективы и риски реализации инклюзивного образования в РБ.

Основные вопросы

1. Сущность интегрированного обучения и воспитания. Условия успешности образовательной интеграции.

2. Виды и формы образовательной интеграции. Организация интегрированного обучения и воспитания в Беларуси.

3. Сущность, принципы, нормативно-правовые основания инклюзивного образования в Республике Беларусь.

4. Сравнительная характеристика инклюзивного и интегрированного образования.

5. Перспективы развития инклюзивного образования в Беларуси.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Варенова, Т.В. Основные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Беларусь /Т.В. Варенова, Т.В. Лисовская // Информационно-методический журнал «Открытая школа». Инклюзивное образование [Электронный ресурс]. — ноябрь 2012. — № 9 (120). — Режим доступа: http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_120_2.htm. — Дата доступа: 17.11.2016.

2. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы / Ю.Л. Загуменнов // Адукацыя і выхаванне. — 2009. — № 2. — С.71—77.

3. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] – М. : ЮНИСЕФ, 2011. — 88 с. — Режим доступа: http://www.osobyirebenok.ru/edit/uploaded/inclusiveieducationiinirussiaitoolkit.pdf. — Дата доступа: 17.11.2016.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1. — Дата доступа: 17.11.2016.

5. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsk.edu.by/main.aspx?guid=39001. — Дата доступа: 17.11.2016.

6. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году: инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5851. — Дата доступа: 17.11.2016.

7. Об утверждении инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 136 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moiro.by/index.php?option=com_k2&view=item&id=636:specialnoye_obrazovaniye&lang=ru. — Дата доступа: 17.11.2016.

8. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В.В. Хитрюк. — Барановичи: РИО БарГУ, 2011. — 195 с. — Режим доступа: http://rep.barsu.by/handle/data/1134. – Дата доступа: 17.11.2016.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

Наши рекомендации