Закрепление речевого дыхания в процессе речи

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения.

«Цветы»

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (жи­вых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на од­ном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».

«Добавление фразы»

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произ­носит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, до­полняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа пе­реходит (дорогу)».

Для развития и закрепления правильного речевого вы­доха используются короткие стихотворения. Дети заучива­ют стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе про­износят по одной строчке стихотворения.

Примерные стихотворения:

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

(3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.

(АБарто)

Падают, падают листья — В нашем саду листопад ... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

(М. Ивенсен)

Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и фор­мируются правильные интонации, выразительность речи.

«Медведь и лиса»

—Ты куда идешь, медведь?

—В город елку присмотреть. —А зачем тебе она?

—Новый год встречать пора.

—Где поставишь ты ее?

—В дом возьму к себе, в жилье. —Что вырубил в лесу?

—Жалко, лучше принесу.

«Лис и мышонок»

—Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

—Землю копал.

—Для чего землю копал?

—Норку делал.

—Для чего норку делал?

—От тебя, лис, прятаться.

—Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. —А у меня в норке спаленка.

«Елочка»

— Морозы, Голые березы, Волки да медведи — Вот и все соседи. —А у нас под Новый год Каждый песенку поет. (М. Ивенсен)

—Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису.

— Что в лесу?



«Ты куда?»

—Гусь-гусек, куда пошел ты? —На речной песочек желтый. —А ты, Гуля-голубок?

— В лес зеленый на дубок.

«Куда, Миша, едешь?» —Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь?

— Сено косить.

—А на что тебе сено?

— Коров кормить.

-А ты? — спросили Зайку. -В поле, на лужайку. -А ты куда, Аленушка?

-Я во двор, на солнышко.

(О. Бедарев)

-А на что тебе коровы? -Они молочко дают. -А зачем тебе молочко? -Малых деток поить.

Рекомендуется использовать инсценировки по извест­ным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Тере­мок» и др.

II стадия коррекции нарушений звукопроизношения

Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из ре­чевого потока правильно произносимых звуков.

На этой стадии логопедическая работа прово­дится в следующих направлениях:

1) развитие артикуляторнои моторики;

2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;

3) уточнение артикуляторного и акустического образа пра­вильно произносимых звуков.

Выделенные направления логопедической работы реали­зуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и арти­куляторного образа звука.

Развитие артикуляторной моторики

На втброй стадии продолжается развитие кинестетичес­ких ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

1. Поднимание только верхней губы — обнажаются толь­ко верхние зубы.

2. Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются ниж­ние зубы.

3. Показать зубки (одновременно поднимается вверх верх­няя губа и опускается вниз нижняя губа).

4. Имитация полоскания зубов.

5. Закусить нижнюю губу верхними зубами.

6. Закусить верхнюю губу нижними зубами.

7. Чередование двух предыдущих движений.

8. Вибрация губ (фырканье лошади).

9. При выдохе удерживать губами карандаш или стек­лянную (пластмассовую) трубочку.

Наши рекомендации