РЕЧЕВАЯ КАРТА Схема логопедического обследования

1. Фамилия, имя

2. Дата рождения

3. Возраст на момент обследования
4 Дата первичного обследования.

5. Речевое окружение (посещал ли детские ясли, сад, кто воспитывал ребёнка).

6. С какого возраста начал систематические занятия у логопеда.

7. Проходил ли подготовительный период обучения в специальной дошкольной группе.

8. В каком возрасте поступил в специальную школу.

9. В каких классах оставался на дублирование.

10. Анамнез:

1) от какой беременности по счёту;

2) протекание беременности и родов (болезни, травмы, токси­козы, падения, преждевременные роды, быстрые, затяжные с наложением щипцов, сдавливание головки, асфиксия).

11 Раннее психомоторное развитие:

1) когда стал держать голову;

2) когда стал самостоятельно садиться, ходить;

3) когда появились зубы;

4) когда, начал различать слуховые и зрительные раздражите­
ли, тянуться за игрушками;

5) поведение ребёнка до года (спокойный, беспокойный, как спал);

6) появление навыков самообслуживания.
12. Речевой анамнез:

1) гуление (время появления, характеристика);

2) лепет (время появления и его характер);

3) первые слова, фразы (время их появления и характеристика).

- 84-

13. Диагноз психоневролога.

14. Диагноз отоларинголога:

1) слух (снижен, норма);

2) зев (увеличены миндалины, норма);

3) нос (аденоидные разращения, полипы, хронический насморк):

4) носовое дыхание.

15. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата в доо-
перационный период:

1) губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы,
норма);

2) зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги,
кариесные, недоразвитые, норма);

5) прикус (открытый передний, открытый боковой, норма);

4) строение челюсти (прогения, прогнатия, норма);

5) язык (толстый, напряженный, узкий, норма);

6) подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная,
норма);

7) маленький язычок (отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает
неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону);

8) нёбо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина). Вид расщелины:

а) частичная,
частичная+губа;

б) полная сквозная,
полная несквозная,
полная сквозная+губа,
полная несквозная+губа;

в) двусторонняя сквозная,
двусторонняя несквозная,
двусторонняя сквозная+губа,
двусторонняя несквозная+губа;

г) субмукозные подслизистые расщелины.

16. Двигательная функция артикуляционного аппарата (объём
движения, точность, длительность, темп, замена одного движения
другим, содружественные движения, тремор, гиперкинезы, салива­ция, удержание артикуляционной позы).

17. Динамическая организация движений артикуляционного ап­парата (последовательность перехода от одного движения к другому,
двигательные персеверации, период включения в движение, истоща-
емость движений, замена движений, гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор, моторная напряженность).

18. Общая характеристика речи:

1) произношение и различение звуков:

- 85 -

а) характер нарушения (отсутствие, искажение, сочетающееся с заменой, смешение отдельных звуков);

б) уровень различения звуков (не различает звуки одной
фонематической группы или нескольких фонематических групп);

в) произношение слов с различным слоговым составом
(сокращение слогов, упрощение, уподобление, добавление звуков и
слогов, перестановка слогов и звуков, норма);

2) голос (тихий, крикливый, сиплый, назализованный, форма
и степень назализации);

3) темп речи (очень быстрый, ускоренный, замедленный, нормальный);

4) дыхание (привести данные спирометрии);

5) сформированность навыков анализа и синтеза звукового со­
става слова;

6) словарный запас:

а) объём словаря и соответствие его возрасту;

б) характеристика активного словаря (лепетные слова,
звукоподражания, целые слова, какие части речи преимущественно
употребляет: глаголы, наречия, прилагательные, существительные);

в) точность употребления слов;

7) грамматический строй (характеристика употребляемых предложений, нарушения согласования и управления, привести примеры).

19. Чтение (неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого).

20. Письмо (характер и количество ошибок).

21. Проявления заикания, дизартрии.

22. Краткая характеристика по данным педагогических наблюдений
(устойчивость внимания, работоспособность, память, наблюдательность,
ориентировка в окружающем, отношение к своему дефекту и т.п.).

23. Речевое заключение (указывается структура речевого дефекта,
форма ринолалии).

24. Динамика воспитания речи в дооперационный период (даётся
краткая характеристика результатов исправления речи, запись речи
на магнитофон перед уранопластикой).

25. Послеоперационный период: 1) в каком возрасте сделана уранопластика;

2) результат уранопластики:

а) длина мягкого нёба (длинное; укороченное; короткое,
длинное, но натянутое, как парус);

б) подвижность мягкого нёба (подвижное, малоподвиж­ное, пассивное);

в) нёбно-глоточное замыкание (активное, пассивное,
функциональное, рефлекторное);

- 86 -

г) нёбные рефлексы (живые, заторможенные);

д) глоточные рефлексы (живые, заторможенные);

е) рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки, на­личие послеоперационных щелей, точечных дефектов;

ж) данные спирометрии (отмечаются сразу после уранопла­стики и в процессе логопедического обучения).

26. Речевое заключение (указывается структура речевого дефекта,
форма ринолалии).

27. Результаты исправления речи (отмечаются затруднения и ус­пехи коррекции).

На основании полученных результатов формулируется заключение речевого обследования школьника. В первой части логопедического зак­лючения отражается состояние речи, во второй части указываются спе­цифические трудности, обусловленные клинической формой речевой аномалии, которые необходимо учитывать для организации индивиду­ального обучения как на индивидуальных, так и на фронтальных заня­тиях. Варианты заключения о результатах обследования:

• фонетическое недоразвитие речи с открытой ринолалией;

• фонетическое недоразвитие речи с закрытой ринолалией;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи с открытой
ринолалией;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи с закрытой ринолалией;

• нерезко выраженное общее недоразвитие речи с открытой
ринолалией;

• нерезко выраженное общее недоразвитие речи с закрытой
ринолалией;

• общее недоразвитие речи II —III уровней с открытой ринолалией;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи с открытой ри­нолалией, осложнённое псевдобульбарной дизартрией, и т.п.

Наши рекомендации