Массаж губ, гимнастика для губ

При массаже верхней губы шов растирают, разминают сначала с внешней стороны, затем, обхватывая с двух сторон, (большой палец пра­вой руки заводят под верхнюю губу в области шва, указательный палец кладут на неё), производят разминающие, растирающие движения по ли­нии послеоперационного шва. Для повышения тонуса мышц производят винтообразные, постукивающие движения по верхней и нижней губе. Продолжительность массажа — от 3 до 5 минут. Наряду с логопедичес­ким массажем проводят лечебный массаж и физиотерапию (аппликация парафина или озокерита). За массажем следует гимнастика для губ.

Формируя активные движения губ, логопед должен воспитывать у ребёнка потребность зрительно контролировать каждое движение, ощущать его, оценивать.

Упражнения на стимуляцию движений губ:

1) удержание губами различного рода пластмассовых и дере-­
вянных трубочек;

2) смыкание губ (обычное, плотное, очень плотное);

3) смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте;

4) медленное вытягивание губ хоботком и такое же медленное
возвращение в состояние покоя;

5) вращательные движения губ хоботком;

6) движения губ хоботком влево и вправо;

7) мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй»;

8) оскал при закрытом рте с последующим закрыванием губа­
ми обоих рядов зубов;

9) оскал при раскрытом рте с последующим закрыванием губа­
ми обоих рядов зубов;

10) оскал с последующим движением губ в хоботок при сжатых
челюстях;

11) оскал с последующим движением губ в хоботок при разжа-­
тых челюстях;

12) оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим
плотным смыканием губ;

13) поднимание верхней губы с обнажением зубов;

14) поднимание верхней губы с последующим опусканием её;

15) рисунки губ на все гласные звуки.

3 Заказ2897 - 35 -

Гимнастика для щёчных мышц

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль от­водится упражнениям для щёчных мышц, так как в процессе речи круглые мышцы губ приходят в движение одновременно с напряже­нием щёчных мышц. От качества и скорости включения в движение щёчных мышц во многом зависит внятность речи.

Упражнения на стимуляцию щёчных мышц:

1) надувание обеих щёк одновременно (губами удерживается
воздух в ротовой полости);

2) вялый губной выдох (щёки надуваются ненапряженно);

3) надувание обеих щёк и имитация полоскания зубов;

4) надувание щёк попеременно;

5) набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую;

6) выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.

Гимнастика для языка

Как мы уже указывали, у детей с расщеплением губы и нёба, отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате вся артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка. Кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка укрепляется, увеличивается в объёме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необ­ходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гим­настики для языка особое внимание уделяется:

. стимуляции движений кончика языка, передне-средней и зад­ней части спинки языка;

. переключению в передние отделы ротового резонатора;

. развитию дифференцированного кинестетического восприятия;

« укреплению всего мышечного фона для предстоящей ураноп­ластики (пластики нёба).

Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта:

1) положить язык между губами;

2) тянуть кончик языка к носу;

3) тянуть кончик языка к подбородку;

4) дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафикси­-
ровать данное положение;-

5) дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать дан­-
ное положение;

6) дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксиро-­
вать данное положение;

7) дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксиро-­
вать данное положение;

- 36-

8) произвести движение кончиком языка по верхней губе (ими-­
тация облизывания губы):

9) произвести движение кончиком языка по нижней губе;

10) произвести круговое движение кончиком языка по верхней
и нижней губе;

11) протискивание языка с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.

Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, а затем в умеренном, с фиксацией положения языка. Для укрепления мышц языка каждая артикуляционная поза удерживается определённое время (под счёт от 1 до 5).

Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта:

Рот широко открыт.

1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов;

2) дотронуться кончиком языка до верхних резцов;

3) дотронуться кончиком языка до альвеол;

4) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по верхней десне молча и с произнесением звука т: т-т-т

5) многократно побарабанить напряженным кончиком языка
по альвеолам молча и с произнесением звука д: д-д-д.

Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба харак­теризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено непол­ноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребёнок, стараясь при ар­тикуляции помешать выходу воздуха через нос, напрягается и выдаёт звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неестественны­ми движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрез­вычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой мо­торики придаётся развитию динамического артикуляциончого прак-сиса. Ребёнка учат выполнять движения сериями в заданном темпе (сначала в медленном, а затем в умеренном).

Упражнения на динамическую организацию движений кончика язы­ка вне рта:

1) тянуть язык к подбородку, затем к носу;

2) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы­-
ка до верхней губы;

3) тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком
языка до правого угла рта;

4) тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком язы-­
ка до левого угла рта;

5) тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кон-­
чиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);

6) тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые дви­-
жения кончиком языка по верхней и нижней губе;

3* - 37 -

7) тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксиро­-
вать у нижних резцов;

8) производить движения языком вправо и влево (имитация
движения маятника);

9) тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком
языка до верхней губы;

10) тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение
кончиком языка по верхней губе;

11) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до правого угла рта;

12) тянуть язык к подбородку, носу, дотронуться кончиком языка
до левого угла рта;

13) тянуть язык к подбородку, носу, зафиксировать кончик языка
у нижних резцов.

Упражнения на динамическую организацию движений кончика язы­ка внутри рта:

Рот широко открыт.

1) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
верхних;

2) дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до
альвеол;

3) дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с
внутренней стороны, затем с внешней;

4) дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внут­-
ренней стороны, затем с внешней;

5) кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем
отрывается, втягиваясь вниз, в рот;

6) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает­-
ся в правую щёку;

7) кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирает-
ся в левую щёку.

Данные упражнения не только развивают подвижность кон­чика языка, точность его движений и умение переключаться с одно­го движения на другое, но и подготавливают условия для смещения артикуляционного фокуса с задних отделов ротового резонатора в передние. Дети начинают активнее пользоваться мускулатурой кон­чика языка.

Упражнения на развитие подвижности передне-средней и задней части спинки языка и на повышение точности её движений:

1) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка поднимается вверх;

2) кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя
часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними
резцами;

- 38-

3) выдвижение передней части спинки языка вперёд (язык как
бы выпадает изо рта), кончик языка зафиксировать у нижних резцов;

4) поднимание задней части спинки языка вверх с одновремен­-
ным широким открыванием рта, кончик языка зафиксировать у ниж­-
них резцов.

При выполнении ребёнком перечисленных упражнений лого­пед тщательно следит за фиксацией кончика языка у нижних резцов (каждая артикуляционная поза удерживается под счёт от 1 до 5).

Упражнения на динамическую организацию движений передне-сред­ней и задней части спинки языка:

1) поднимание и опускание передне-средней части спинки языка:
кончик языка упирается в нижние десна, а передне-средняя часть спин­
ки языка то поднимается вверх, то опускается вниз, как при звуке а;

2) поднимание и опускание задней части спинки языка: кон­
чик языка упирается в нижние десна, а задняя часть спинки языка то
поднимается вверх, то опускается вниз;

3) высовывание языка как можно дальше изо рта, а затем втя­-
гивание как можно глубже в рот.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей:

1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко от-­
крыть рот;

2) зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко по-­
зевать;

3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от­-
крыть рот и позевать;

4) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен и широко от­-
крыть рот;

5) дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот;

6) дотронуться кончиком языка до верхних дёсен, открыть рот
и широко позевать;

7) дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть
рот и позевать;

8) кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-сред­-
няя часть спинки языка поднимается вверх с резким опусканием че­-
люсти;

9) круговые движения кончиком языка по верхней губе с по­-
степенным открыванием рта.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ: 1) кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: широко округляются, как при а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округ­ляются, как при ы, э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у; сомкнувшись, вытягиваются хоботком;

- 39-

2) кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом
принимают перечисленные артикуляционные позы;

3) кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом прини­-
мают перечисленные артикуляционные позы.

Ребёнок контролирует правильность выполнения каждого дви­жения с помощью зеркала, сравнивая их с тем, что показал логопед. Чрезвычайно важно выдох координировать с артикуляционным дви­жением. Упражнения проводятся перед зеркалом с опорой на кинес­тетическую и тактильную стимуляцию.

Упражнения на координацию движений языка и выдоха:

\) вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка;

2) вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик
языка;

3) дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть
на кончик языка;

4) положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на
кончик языка;

5) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем про-­
извести медленный выдох на кончик языка;

6) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе-­
редне-среднюю часть спинки языка вверх, а затем произвести выдох;

7) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять ко­-
рень языка вверх, а затем произвести выдох.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и челюсти:

1) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко от­-
крыть рот и произвести длительный выдох;

2) поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и
произвести длительный выдох;

3) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять пе­-
редне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произве-­
сти длительный выдох;

4) зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять зад-­
нюю часть спинки языка, широко открыть рот, произвести длитель-­
ный выдох.

Упражнения на координацию выдоха и движений языка и губ: Зафиксировать кончик языка у нижних резцов.

1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвести длитель­-
ный выдох;

2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли­
тельный выдох;

3) округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный
выдох;

4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-­
сти длительный выдох;

-40-

5) вытянуть губы вперёд, округлить, как при звуке э, и произ­вести длительный выдох.

Зафиксировать кончик языка у верхних резцов:

1) широко открыть рот, как при звуке а, и произвест 'длитель-­
ный выдох;

2) растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести дли­-
тельный выдох;

3) округлить губы, как при звуке о, и произвести выдох;

4) вытянуть губы вперёд трубочкой, как при звуке у, и произве-­
сти длительный выдох;

5) зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере-­
численные позы губ и произвести выдох;

6) надуть обе щёки, вытянуть губы вперёд трубочкой и посте-­
пенно выдыхать.

Каждое упражнение проделывать вначале с закрытыми но­совыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, в зак­лючение — с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ре­бёнок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длитель­ность струи воздуха, выдыхаемой логопедом, и струи воздуха, выды­хаемой им самим.

Для развития дифференцированного кинестетического воспри­ятия сначала подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем — с менее контра­стными. В дальнейшем развитие орального праксиса проводится на артикулемах гласных и согласных звуков, т. е. отрабатываются арти­куляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, ко­торые предстоит корригировать.

Стимуляция нёбных и глоточных рефлексов

Как известно, в нормализации фонетической системы языка важную роль играет состояние мускулатуры нёбно-глоточного коль­ца. При врождённых расщелинах губы и нёба функция мышц замы­кающего глоточного кольца оказывается нарушенной. С течением вре­мени при отсутствии надлежащих мер воздействия происходят зна­чительные патологические изменения в мышцах задней стенки глот­ки. По наблюдениям А. Митринович-Моджеевской, изменения по­являются уже в четырёх-пятилетнем возрасте: «Во время голосообра-зования на задней стенке глотки не возникает утолщение, называе­мое валиком Passavant. Слизистая оболочка, покрывающая заднюю стенку глотки, становится бледной, истончённой, атрофичной, не ре­агирующей на прикосновение, боль и термические раздражения. Гло­точный рефлекс, как правило, отсутствует. Всё это свидетельствует

-41 -

не только об атрофии мышечных волокон сжимателя глотки, но так­же и о дегенеративных изменениях чувствительных и трофических нервных волокон этой области»24. Поэтому особое внимание следует обратить на упражнения, способствующие активизации нёбных и гло­точных рефлексов. Эти упражнения включают:

. массаж язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек, мышц мяг­кого нёба и задней стенки глотки;

. гимнастику для стимуляции нёбных и глоточных мышц;

. гимнастику для выработки контроля за работой нёбно-глоточ-ного затвора.

В дооперационный период применяется пальцевый массаж для укрепления мышц, находящихся в толще язычно-нёбных и глоточно-нёбных дужек.

1) большим пальцем правой руки производят растирающие, раз­
минающие, надавливающие движения в области нёбно-язычных дуг
(остатков мышц мягкого нёба),

2) на фоне длительно произносимых звуков а или э производят
растирающие, разминающие, надавливающие движения в области нёб­
но-язычных дуг; большим пальцем правой руки производят сильные
толчкообразные движения в области нёбно-язычных дуг, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.

Наряду с логопедическим массажем проводится электромассаж с использованием маленьких электродов (2 мм в поперечнике). Продолжи­тельность одного раздражения от 30 до 45 с, продолжительность процеду­ры — от 10 до 12 мин., курс лечения — 15 процедур в течение месяца.

В послеоперационный период применяется массаж нёбных и гло­точных мышц. Чтобы придать мягкому нёбу большую эластичность и подвижность, проводится пассивный и активный пальцевый массаж.

Пассивный пальцевый массаж. Применяются два вида пассив­ного массажа:

1. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглажи­вающие, разминающие, надавливающие движения вперёд-назад по линии операционного шва на нёбе, начиная от верхних резцов до увули, вправо-влево вдоль границы твёрдого и мягкого нёба. В ре­зультате систематических занятий у ребёнка должен возникнуть рвот­ный рефлекс, свидетельствующий о том, что мягкое нёбо заработало. С этого момента логопед постоянно акцентирует внимание ребёнка на появлении рвотного рефлекса, объясняет значение его для нор­мализации голосообразования. Ребёнок сознательно старается вызы­вать рвотный рефлекс, в результате происходит сильное сокращение мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.

24 Митринович-Моджеевска А Патофизиология речи, голоса и слуха Варшава. 1965 С 280

-42-

2. Большим пальцем правой руки производят лёгкие поглажива­ющие, разминающие, винтообразные движения на границе твёрдого и мягкого нёба. При этом возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба, которое является своеобразной гимнастикой для этих мышц.

Активный пальцевый массаж. Применяются также два вида ак­тивного массажа:

1. На фоне длительно произносимых звуков а или э производят
лёгкие поглаживающие, разминающие, винтообразные движения по
линии операционного шва на нёбе.

2. Большим пальцем правой руки производят сильные, толчко­-
образные движения, направленные на мышцы мягкого нёба, при этом
звуки а или э произносятся коротко, отрывисто.

Последние два вида массажа наиболее эффективны, так как со­кращение нёбно-глоточных мышц в данном случае достигается не только пассивными механическими раздражениями, но и активными двихениями, вызываемыми непосредственно фонацией. Начинают массаж с 1-минутных процедур, проводимых 5 раз в день, и доводят до 10 процедур в день, продолжительностью до 3 мин.

Важно массажировать челюстно-подъязычные мышцы: они на­ходятся в шейной мускулатуре, следовательно, раздражение их будет стимулировать работу мышц глотки и нёба.

Наши рекомендации