Анализ конкретных наблюдений

Рассмотрим примеры нарушения письма у учащихся с врож­дённым расщеплением губы и нёба.

НАБЛЮДЕНИЕ 4

Вова Ш., 10 лет, ученик третьего класса. В школе-интернате обучает­ся первый год. В области твёрдого и мягкого нёба виден послеоперационный рубец. На границе мягкого и твёрдого нёба обнаружен сквозной дефект. Кры­лья носа уплощены. При фонации мягкое нёбо малоподвижно, нёбно-гло-точное замыкание отсутствует, что оказывает кардинальное влияние на звук голоса, на его резонанс. Объём движений языка недостаточен: кончик языка в спокойном состоянии оттянут назад, средняя и задняя части спинки языка подняты, корень утолщён. Подвижность губ ограничена, слух и зрение — в пределах нормы. Мальчик робок, застенчив, стесняется своего дефекта.

При обследовании произношения выявляются следующие дефекты: гласные звуки произносит с сильным носовым выдохом, наиболее назализо-

- 24-

ваны при этом гласные и, у. Звуки ш, ж, щ — нижние, образуются с некото­рым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кончика его назад. При этом наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов данных звуков со звуками с, з, что обусловливает их взаимозамещение в речи. Так, Вова говорит жа горами вместо «за гора­ми», пезали вместо «бежали».

Недостатком произнесения аффрикаты ч является сближение её со звуком ш,- Уклад речевых органов при произнесении данного звука почти совпадает с артикуляцией звука щ, так как при произнесении звука ч отсут­ствует момент смыкания спинки языка с нёбом. Стирание артикуляционных различий при произнесении звуков щ и ч ведёт к их взаимному смешению. В свободной речи звук ч мальчик произносит как щ (например, щайка вместо «чайка», пщё'лка вместо «пчёлка», пещенье — «печенье», лещик — «лётчик», «(«сто — «чисто») и, наоборот, звук щ заменяет смазанным, нечётким звуком ч (например: чепта вместо «щепка», чегол — «щегол», тречина — «трещина», овочи — «овощи»). Нередко в потоке речи вместо звука ч Вова употребляет звуки с, т.

Артикуляция звуков т, д смещена в область корня языка. При их произнесении кончик языка опушен, оттянут от нижних резцов, задняя и средняя части спинки языка подняты, напряжены, сближены с нёбом. В та­кой артикуляционной позиции произнесение звуков гид сближается с произ­несением звуков к и г, что ведёт к смешению их в восприятии. Так, Вова вместо звука г произносит т, д (например, дорный вместо «горный», долови — «голова», дрязь — «грязь») и, наоборот, вместо звука д употребляет г (напри­мер, грова вместо «дрова», гург ~ «друг», галеко — «далеко», гело — «дело»). Звук к в свободной речи мальчик чаще всего опускает или заменяет звуком т (например: онфета вместо «конфета», «урот — «урок», поупта — «покупка»). Вместо звука х он произносит к, т (окотник — «охотник», екать — «ехать», протладно —- «прохладно»).

Из приведённых примеров видно, что у Вовы Ш. один и тот же звук имеет несколько заменителей. Он может сказать гомик, комит, томик вместо «домик». У мальчика проявляется тенденция к употреблению носовых звуков вместо ротовых (например: онин вместо «один», ночь — «ночь»), глухие в его речи уподобляются звонким и т.п. Все согласные звуки в произношени наза­лизованы.

Недостаточная дифференцированность движений органов речи не даёт возможности мальчику опереться на артикуляционное различие указанных звуков, что ведёт к смешению их в восприятии, к значительным затрудне­ниям в звуковом анализе. Данные затруднения усугубляются отклонениями в области резонансно-акустического компонента речи.

Несколько экспериментальных фактов проиллюстрируют это утверж­дение. Вове Ш. предложено отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук ч. В качестве таковых он выбрал кар­тинки, изображающие черепаху, чайник, ящик, сумку, щётку, самолёт, ключ; звук щ — щенка, щипцы, овощи, кирпич, ключи, спички; звук д — диван, тумбочку, стол, гамак, книгу. Задание на определение первого звука в слове Вова выполнил так: «клумба» — д, «цветок» — с, ц, т, «бежали»— п, «дорога» — к, г, «густо» — д, т.

Проверка умения различать на слух звуки в слогах также обнаружи­вает недостаточное их различение. Так, наряду с правильными ответами вме-

-25-

сто произнесённого ча Вова указывает на слог ща, вместо да — га, вместо ка — та. Невсегда мальчик может правильно определить количество слогов и звуков в словах. Особенно большие затруднения он испытывает в случаях стечения согласных, а также при выделении звуков, близких по способу и месту образования.

Нечёткость представлений о звуковом составе слова находит выраже­ние и в грубых нарушениях письма (рис. 5а).

Как видим, 15 ошибок из 34 допущенных приходятся на специфичес­кие замены букв. Вова допускает замены букв, соответствующих звонким и глухим звукам (п—б, г—д), шипящим (щ—ч), шипящим и свистящим (ч—с, з—ж, ж—з). При этом букву ч в письме он заменяет буквой с и буквой н; букву х — буквой к; вместо г пишет д и наоборот — букву д заменяет буквой г. Наблюдаются взаимозамещения букв з—г—с. Характерны ошибки в упот­реблений гласных.

С тяжёлым расстройством артикуляции и недоразвитием фонематиче­ского слуха связаны ошибочные добавления и опускания отдельных букв, слогов. Так, не дифференцируя звуки з—г—д, Вова пишет согдрели вместо «созрели», не различая т—д—г, пишет огодороде вместо «огороде».

Кроме случаев, непосредственно связанных с дефектами произноше­ния, у Вовы отмечаются ошибки в согласовании, в употреблении предлогов, а также погрешности орфографического характера. О наличии ошибок дан­ного типа свидетельствует и приведённый диктант (рис. 56).

Чтение Вовы Ш. медленное, послоговое, со специфическими замена­ми букв. Нередко по слогам слово прочитывает правильно, а при слитном повторении вместо этого слова произносит другое. Таким образом, отклоне­ния в фонематическом развитии мальчика и. следовательно, в овладении пись­мом оказались вторичным проявлением основного дефекта артикуляции.

Затруднения в овладении звуковым составом слова у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба ярко выражены и в оформ­лении речи. Устная и письменная речь нередко сопровождается «по­исковыми ситуациями». Приведём примеры, характеризующие зат­руднения учащихся в оформлении звукового состава слова.

НАБЛЮДЕНИЕ 5

Витя А., 9 лет, дублирует первый класс. При обследовании артикуля­ционного аппарата обнаруживается врождённая несквозная частичная рас­щелина нёба, аденоидные вегетации II степени, гипертрофия нижних носо­вых раковин, глубокий нёбный свод. Слух и зрение в пределах нормы. Маль­чик застенчив, переживает свой дефект.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата свидетельствует об ограниченной подвижности кончика и корня языка, вер­хней губы, нижний челюсти. Голос приглушенный, со значительным изме­нением тембра.

В устной речи наблюдается боковой сигматизм шипящих и свистящих звуков. Шипящие звуки Витя произносит на нижней артикуляции, что сбли­жает их в произношении со свистящими. Звук р отсутствует, звуки к, г, х горловые, в свободной речи /сиг мальчик чаще всего опускает. Следствие

-26 -


Анализ конкретных наблюдений - student2.ru


нарушения резонансно-акустического компонента речи, недифференциро­ванное™ движений губ, челюсти, языка — ошибки, заключающиеся в сме­шении гласных, а также звонких и глухих, твёрдых и мягких звуков. Данное явление ярко отражено в заменах букв В письме Витя заменяет буквы, соот­ветствующие звонким и глухим звукам, твёрдым и мягким, шипящим и сви­стящим, р и /, неправильно употребляет гласные Пытаясь уточнить звуковой состав слов, мальчик часто во время проговаривания прибегает к закрыва­нию крыльев носа, просит повторить диктуемые слова, напряжённо всматри­вается в лицо экспериментатора Поиски звукового состава слова отражены и в оформлении письменных работ (рис. 6).

Таким образом, недостаточное овладение чёткой кинестетической схе­мой приводит к значительным затруднениям в уточнении фонематического состава слова, что находит отражение в многочисленных заменах букв, в «поис­ковой ситуации».

Недостаточной расчленённостью звукового состава слова вызваны и такие ошибки, как сокращение стечений согласных в начале и середине сло­ва; пропуск букв, соответствующих гласным и согласным звукам; вставка лишних букв, уподобление.

НАБЛЮДЕНИЕ 6

Слава А., 9 лет, ученик первого класса. Наблюдается неподготовлен­ность мальчика к школьному обучению, особенно к усвоению грамоты.

Состояние артикуляционного аппарата: врождённая двусторонняя сквозная расщелина нёба, верхняя губа после хейлопластики (пластика вер­хней губы), движения её ограничены, имеется ложная прогения и недоразви­тие фронтального отдела верхней челюсти. У мальчика отмечаются аденоид­ные разращения II степени, гипертрофия носовых раковин, искривление но­совой перегородки Слух и зрение в пределах нормы.

Речь приглушённая, смазанная, значительно изменён тембр голоса, что обусловлено не только наличием расщелины, но и аденоидными вегета-циями, гипертрофическим ринитом. Дыхание недостаточно глубокое, резко снижена жизненная ёмкость лёгких. Спирометрические данные указывают на значительную утечку воздуха через нос. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недо­статки

При произнесении свистящих с, з наблюдается боковой сигматизм. В свободной речи нередко звуки з и с мальчик заменяет звуком х: ктол вместо «стол», хтена — «стена», охи — «коза», перёха — «берёза».

Шипящие ш, ж, щ произносит на нижней артикуляции с некоторым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кон­чика его назад. Нижнее произношение данных звуков сочетается с боковым. При такой артикуляционной позиции произнесение звуков ш, щ, ж почти совпадает с произнесением звуков с, з, что не позволяет Славе опереться на артикуляционные различия в восприятии этих звуков и ведёт к смешению их: зёлтая вместо «жёлтая», зызнь — «жизнь», шиски — «шишки», сенок — «щенок».

Аффрикаты ц и ч в произношении недифференцированы Недостат­ком произнесения звука ц является расщепление его на составляющие части.

- 28 -


Анализ конкретных наблюдений - student2.ru


В свободной речи звук ц мальчик заменяет звуками с, т или произносит его как cm: сена вместо «цена», тветок — «цветок», заяст — «заяи», сепь — «цепь»

Недостаток произнесения звука ч выражается во взаимозамещении дан­ного звука и звука щ Отсутствие момента смыкания спинки языка с нёбом (у ребёнка тяжелая форма расщепления нёба) при произнесении звука ч вызы­вает стирание противопоставленности звуков по признаку «фрикативный — аффрикат», что ведёт к их смешению. По этой причине нередко Слава гово­рит овочи вместо «овощи» или, наоборот, ущеник вместо «ученик» Нередко в потоке речи употребляет вместо смазанного, нечёткого ч звук с': девосья вме­сто «девочка», зусит — «журчит». Звук р отсутствует, л заменяется звуком в. вапа вместо «лапа», вопата — «лопата».

Следствием неполного звучания голосового аккомпанемента, а также недостаточной дифференцированности движений губ и языка являются ошиб­ки на смешение гласных: агольки вместо «угольки», сетит — «сидит», яешки

— «орешки»; звонких и глухих: пабочка вместо «бабочка», теди — «дети»;
твёрдых и мягких звуков.

Дефекты фонетического оформления речи выражаются не только в смешениях, заменах звуков, но и в пропуске стечений согласных, выпадении безударного начала или конечной части слова, добавлении слогов, отдельных звуков: щука — «шутка», пака — «парта», тольнити — «школьники», иненер

— «инженер», хиоост — «хитрость», ход — «вход», пусти — «отпусти», свежи
отух — «свежий воздух».

Таким образом, недостаточное познание кинестетических свойств зву­ков речи приводит к смешению их в восприятии и тем самым создаёт небла­гоприятные условия для овладения звуковым составом слова, о чём свиде­тельствуют и письменные работы мальчика (рис. 7). Несформированность представлений о звуковом составе слова ярко отражена не только в заменах букв, но и в «поисковой ситуации», что проявляется в многочисленных по­вторениях и исправлениях отдельных элементов слова.

Приведённые примеры наглядно показывают затруднения, свя­занные с пониженной способностью различать звуки речи, диффе­ренцировать их константные фонематические свойства, что, в свою очередь, обусловлено нерасчленённостью их в произношении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте причины возникновения нарушений письма у уча­
щихся с врождённым расщеплением губы и нёба.

2. Разграничьте первичные дефекты речи и их проявления.-

3. Раскройте связь между произносительной деятельностью (в том числе
при наличии дефектов артикуляционного аппарата) и формированием фоне­
матических представлений.

4 Какой из этапов звукового анализа наиболее труден для учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба?

5. Проанализируйте письменные работы {рис. 5, 6) и выделите ошиб­ки, характерные для письма учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба.

- 30-

6. Объясните, чем вызвано большое количество ошибок, связанных с
употреблением гласных, в письме учащихся с ринолалией.

7. Выделите характерные ошибочные замены букв, соответствующих
согласным звукам. Объясните, чем они обусловлены.

8. Соотнесите недостатки устной и письменной речи учащихся. Соот­-
ветствуют ли ошибки письма дефектному произношению учащихся?

9 Объясните появление в письме учащихся грубых замен букв д—е—

к—т

10. Объясните, чем вызваны в письме учащихся с ринолалией пропус­ки, добавления, уподобления, перестановки букв

Анализ конкретных наблюдений - student2.ru


Наши рекомендации